Воспитание любви к родному краю через изучение казахской культуры
Воспитание любви к родному краю через изучение казахской культуры
Разработка программы по изучению родного края через углубленное изучение казахской культуры. В разработке учтены возрастные и психологические осбенности дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание любви к родному краю через изучение казахской культуры»
Методическая разработка:
«Воспитание любви к родному краю через культуру народов Казахстана»
Важнейшим условием воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения культуры любой нации, народа.
Дети практически все усваивают по принципу подражания. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей, поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на поддержку положительного влияния среды и на компенсацию отрицательных моментов.
Казахи говорят: «Не знаешь историю - заблудишься, не знаешь родословную, родных - будешь нуждаться в жизни». Но национальное высыхает, исчезает, если нет национальных песен, забыты обряды, появляются люди, не помнящие родства. Он не будет уважать и свою культуру (как можно уважать то, что не знаешь?), тем более другую. Каждая нация достойна огромного уважения своей историей, самобытной философией, нравственными и эстетическими понятиями. С исчезновением языка исчезнет и сам народ, чтобы не случилось непоправимого необходимо работа с детьми именно с дошкольного возраста, и мы пришли к тому, что необходимо создать программу по углубленной работе по краеведению.
Для реализации потенциальных возможностей детей школьного возраста требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания, которые мы постарались создать в нашем школьном учреждении. В работу программы включены все виды деятельности, то есть работа проходит как на занятиях, так и в повседневной деятельности. Так же элементы казахского фольклора включаются в занятия по физической культуре, в ИЗО деятельности, на музыкальных занятиях. Данная программа тесно взаимосвязана с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, где рекомендовано, что в работе по ознакомлению с окружающим педагог должен учитывать при проведении воспитательной работы региональный компонент, природу родного края, народные традиции, краеведение.
Авторская программа по реализации ФГОС дошкольного образования
«Воспитание любви к родному краю через казахскую культуру»
Цель и задачи.
Цель: Воспитание ребенка в контексте родной культуры, языка, как естественной эмоциональной среды ребенка. Включение различных форм фольклора в содержание обучения и воспитания.
Задачи: 1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, малой родине;
3. Обучение и воспитание на родном языке в соответствии с конституционными правами ребенка, создание искусственной речевой среды.
5. Знакомство детей с государственными символами Республики Казахстан (герб, флаг, гимн)
Содержание.
Тема 1. человек в мире людей.
- Я - человек, имя-наречение, знакомство с именем своим, что оно означает, кто мои родственники (родители, дедушки, бабушки, братья, сестры, дяди, тети и т.д.), как их имена.
- откуда я родом, система родства по материнской и но отцовской линии; - генеалогия;
- кто наши соседи, наши сверстники, односельчане, люди разной национальности;
Национально-региональный компонент:
-как нарекали детей в старину казахи и что означали древние имена
- знакомство с названиями частей тела и лица на казахском языке;
- сравнение культур казахского и русского народов,
- знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн.
Компонент ДОУ.
- Проследить связь имен в семье во времени (в честь кого-то или истории имен);
-Знакомство с известными людьми, рожденными в нашем селе Огневка;
-знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн, проживающих на территории с Огневка.
Тема 2. человек в мире природы.
- элементарно-научные знания о природе, народные приметы о погоде, весна – лето – осень – зима, соответствие примет в наше время.
- отношение человека к природе в старину и нынешнее время, чем отличается;
- животный и растительный мир;
Национально-региональный компонент:
- хозяйство и образ жизни народов (русского, тувинского); дать детям некоторые названия деревьев, животных, птиц на тувинском языке, познакомить с животными и растительным миром Казахстана
Компонент ДОУ.
- Экскурсии, целевые прогулки к достопримечательностям(река Хемчик, гора Ийи-Тей). Обсудить названия этих мест, почему так назвали.
Тема 3. человек в истории.
- Дать представление о прошлом - настоящем – будущем; Объяснить значение слов – год, месяц, неделя, день, утро, день, вечер. Ночь, учить называть день недели месяц и время года.
Национально-региональный компонент:
- Дать представление об особенностях погоды, природы, земли УР, исторические предания о древнейших насельниках края. Предания об освоении и заселении Казахстана, какие национальные праздники празднует тувинский народ, в чем их ценность и особенность.
Компонент ДОУ.
-Празднование некоторых казахских народных праздников.
Тема 4. Человек в мире вещей.
- Дом как первая родина ребенка, его первая «колыбель»;
- особенности заселения нового жилища. Приметы и поверья;
- Подворье, надворные постройки, ворота;
- Одежда. Влияние хозяйственных занятий на ее характер. Материал для изготовления одежды. Элементы женского и мужского костюма. Их сходство и различие. Типы покроя;
- предметный и вещный мир в загадках.
Национально-региональный компонент:
- особенности жилища казахского народа;
- внутреннее убранство казахской юрты как символическая структура;
- красный угол; - домашний очаг - печь.
- «Мужская» и «женская» половины юрты;
- одежда тувинского народа - типы головных уборов. Общее и особенное у разных народов;
- костюмные комплексы разных этнических групп. Манера ношения. Костюм как второе «я» человека;
- символика головного убора (шапка, платок), пояса, кушаки;
- символика орнамента;
- украшения:
Компонент ДОУ.
-Создание музея «Казахская юрта», с утварью, национальной вышивкой, войлоковалянием, тувинским костюмом. В группе составить мини – макет «Казахская юрта», соответствующий возрастной группе.
Тема 5. человек в мире символов.
- Родина – РК, столица – Астана, символика РК, общие сведения о РК.
Национально-региональный компонент:
- Малая родина- Казахстан, столица –Астана, символика РК, нашего села Огневка, - Значение цветов на символике. Изобразительные символы на тувинском костюме, изделиях, юртах и т.д.;
Компонент ДОУ.
- Изображения флага, герба РК, карты мира, страны, Альбом «Казахские узоры», что означает каждый узор и где используется.
Тема 6. человек в мире искусства.
-знакомство детей с музыкальным и изобразительным искусством;
Национально-региональный компонент:
-знакомство с произведениями тувинских поэтов, писателей, художников и удмуртским фольклором..
Компонент ДОУ.
- разучивание тувинских песен, старинных игр, танцев;
- рисование, аппликация казахского орнамента
Список использованной литературы.
Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно - правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001.
Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2007.
Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999. Т.2.
Рыбалова И.Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – с.45 – 55.
Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников //Детский сад от А до Я. – 2003. - №3. – с.4 – 14.