Занять свое чадо занимательным и полезным делом – означает не только обеспечение необходимых условий для всестороннего развития, но и создание атмосферы любви, единодушия и доверительных отношений между ним и родителями. Четырехлетние дети – это самостоятельные, любопытные особы с собственными интересами и нуждами. По причине того, что малыши не могут проводить много времени на свежем воздухе (часто для этого нет возможности), назревает вопрос: чем занять четырехлетку дома?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Во что поиграть с ребенком 4 года»
МДОАУ «Детский сад №83 «Искорка» г.Орска»
Воспитатель: Гребе Г.Л.
Во что поиграть с ребенком 4 года
Занять свое чадо занимательным и полезным делом – означает не только обеспечение необходимых условий для всестороннего развития, но и создание атмосферы любви, единодушия и доверительных отношений между ним и родителями. Четырехлетние дети – это самостоятельные, любопытные особы с собственными интересами и нуждами. По причине того, что малыши не могут проводить много времени на свежем воздухе (часто для этого нет возможности), назревает вопрос: чем занять четырехлетку дома?
На что обратить внимание?
Первое, к чему додумываются мама с папой – посадить малыша перед телевизором, компьютером или ноутбуком, дать ему какой-нибудь гаджет: разнообразие мультиков и игр увлечет ребенка на длительный период. Однако, важно помнить, что такое времяпроведение должно быть ограниченным, поскольку это принесет больше вреда, чем пользы. Чтобы не причинить вреда малышу, а сделать его времяпровождение полезным, необходимо учитывать его возраст и прочие личностные качества, потребности:
Больше всего четырехлетние дети предпочитают игровую деятельность. Любое занятие по развитию ребенка должно превращаться в игру.
Чтобы мышцы, сухожилия, кости, сердечно-сосудистая система правильно формировались и укреплялись, детям требуется физическая активность.
Малышу необходимо предоставить возможность активно познавать окружающий мир и его законы.
Также необходимо проводить занятия по развитию речи, пополнению словарного запаса ребенка.
Житейские навыки должны совершенствоваться.
Игру нужно подбирать такую, чтобы она воспитывала у четырехлетки культуру поведения и коммуникативные навыки.
Воображение также должно быть задействовано.
Внимание необходимо уделять творческой деятельности, которая развивает логическое мышление, моторику и воображение.
В игровой форме ребенок должен участвовать в ежедневных делах мамы и папы.
Дети четырех лет любят активно общаться с одногодками, поэтому ему необходимо обеспечить такую возможность. В первую очередь – сюжетно-ролевыми играми.
Подытоживая вышеизложенное, занятия четырехлетки должны быть разнообразны. Итак, чем же можно заняться с ребенком четырех лет?
Активная деятельность
Игра в футбол, прыжки в длину или высоту в квартире не приемлемы. Но есть масса занятий, которые способствуют физической активности ребенка:
«Детскотека». Так называемая дискотека для детей с забавными, имитационными движениями, пантомимой. Если в гости пришли другие малыши, можно сделать соревнование. Чтобы у юных исполнителей было больше интереса, можно придумать какой-либо приз для победителя.
Забавы с воздушными шариками. Вариантов масса: кто из детей удержит больше шаров, кто из них быстрее лопнет, кто дольше продержит в воздухе и т.д.
Игры с мячом либо фитболом. Мячик можно кидать, гнаться за ним, ловить, прыгать на нем. Возможен и другой вариант – тут уже все зависит от фантазии.
Жмурки. Принимать участие могут взрослые и дети. Как вариант – прятать какой-либо предмет.
Баскетбол (детский вариант). Много места для игры не потребуется, а вот интерес у ребенка проснется. Он будет играть с энтузиазмом.
Эстафета – вокруг столов, подушек, стульев, перетянутых веревками.
При проведении подобных игр необходимо следить за безопасностью ребенка. Дети не должны спотыкаться или врезаться друг в друга, скользить по коврам или полу, также нужно следить, чтобы они случайно не разбили зеркало или что-либо ценное, и не поранились осколками. Главное при выборе игровой зоны – безопасность и отсутствие травмирующих предметов.
Занятие творчеством и мелкой моторикой
Существует немало примеров того, каким образом можно развить мелкую моторику у ребенка. Большая часть подобных занятий – творческая деятельность. К примеру, конструирование, мозайка, пазлы, лепка из различных материалов, разные виды аппликации с помощью ножниц, рукоделие и его типы.
Огромной популярностью пользуется рисование. Ребенку можно предложить следующее:
рисование различными видами принадлежностей – карандаши, фломастеры, краски, мелки;
обведение фигур по трафарету и их раскрашивание;
обведение контуров своей ладошки рук или ног;
подложить монетку под бумагу и зарисовывать ее простым карандашом;
раскрашивание раскрасок;
прохождение нарисованных лабиринтов с разыскиванием нужного пути карандашом либо ручкой;
рисование по точкам.
Также развитию мелкой моторики способствует рисование песком, перебирание круп и т.д.
Развлечения для маленьких экспериментаторов
Проявление естественного интереса малыша необходимо одобрять любым способом. Юных исследователей можно не только развлечь по-разному, но и расширить их кругозор, развить мелкую моторику, логическое мышление и любопытство. Это такие способы:
Рисование по кинетическому песку. Также из него можно лепить любые фигуры, рассматривать, как он сыплется по рукам.
Малыши проявляют интерес к скотчу. Если ребенку продемонстрировать, как он работает, велик шанс того, что он будет прилепливать к нему все подряд.
На длительное время увлечь четырехлетку может и фигурный дырокол. Модно дать малышу ненужные журналы, газеты. Как вариант – дать ему раскрасить листы, а затем вместе с ним порезать их на конфетти.
Волшебной палочкой является и лупа. Ребенок будет долго и увлеченно смотреть, как под этим стеклышком увеличиваются предметы.
Из ненужных ниток для вязания можно смастерить лабиринт.
Вода с пенкой в тазике, наполненном мочалками, губками, игрушками – хорошее место для исследований. Тазик можно заменить баночкой мыльных пузырей.
Бизиборд, сделанный папой, покорит сердце не только сына, но и дочери.
В качестве фотокамеры можно использовать старый телефон или фотоаппарат – малыш будет чувствовать себя фотографом.
Любой бытовой предмет, который заинтересует четырехлетнего малыша, станет объектом для его исследований. Поэтому важно следить за тем, чтобы ребенку попадались лишь безопасные вещи.
Обратите внимание! Родители должны всегда принимать участие в играх ребенка – помогать, подсказывать, соревноваться, предлагать варианты, показывать пример и интересоваться. Так создадутся душевные, доверительные отношения, ребенок будет видеть в родителе лучшего друга.
Речь и общение
Эти термины неразлучны: речь нужна для взаимодействия в обществе, а социум – неотъемлемая часть развития речи. Если брать во внимание то, что первым социумом для малыша являются его родители, то именно они и играют главную роль в его жизни. Что же влияет на развитие коммуникативных навыков ребенка? Это все, что может создать ситуацию общения:
коллективное чтение книг, их обсуждение;
составление рассказа по картинке;
разучивание стихотворений;
пение детских песен;
придумывание сказок;
домашний кукольный театр;
игры для развития речи – какой предмет похож на другой, правда или ложь, что лишнее и т.д.
Помимо этого, речь и общение развивает сюжетно-ролевая игра с одногодками. Среди игрушек малыша должны быть такие наборы, как «Больничка», «Кухня» и пр. Для такой игры можно построить домик из одеял, стульев или приобрести готовую детскую палатку.
Если у мамы нет времени
Если мама занята привычной домашней работой и не может поиграть с малышом, как быть в этом случае? Если проявить смекалку, можно придумать большое количество дел, которые ребенок сможет выполнить самостоятельно. При этом он не будет не только отвлекать маму, но и почувствует себя помощником. Это такие варианты игр:
приобщение к приготовлению пищи – помыть фрукты или овощи, перемешать готовый салат, положить сыр с колбасой на хлеб и т.п.;
работа с тестом – если мама замесила тесто, можно дать кусочек малышу, чтобы он слепил что-либо;
уборка – если мама убирается по дому, ребенку можно доверить разложить белье для стирки, протереть пыль (в местах, куда он сможет достать), собрать игрушки в корзину, полить цветы;
можно предоставить малышу продукты типа гороха, фасоли или макарон, чтобы он рассортировал их или выложил из них картину;
если дать ребенку ниточку и бублики (бусины, прищепки), можно попросить его сделать маме ожерелье.
Чтобы занять своего ребенка чем-то полезным и нужным, не обязательно постоянно находиться рядом с ним и играть, давать ему гаджет или придумывать что-либо невозможное. Если проявить немного смекалки и терпения мамы с папой, обе стороны найдут выход из ситуации.