Перспективный план клуба «Мастерилка» для мальчиков подготовительной к школе группы
«Любознательные Буратинки»
Пояснительная записка.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У мальчиков с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Мальчик – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в этом виде деятельности. Ведь мальчик имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
В процессе ручного труда повышается работоспособность, улучшается кровообращение, развивается координация движений руки и глаза. Изготавливая поделки, мальчики активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки.
У мальчика формируется представление о таких категориях, как величина, форма. Он на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познает законы гармонии и красоты.
Мальчики увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Цель клуба:
Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей мальчиков в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.
Задачи:
Обучать мальчиков различным приемов из бросового материалов.
Учить предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).
Учить определять приемы работы и инструменты, самостоятельно ориентироваться в задании.
Формировать умения учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них.
Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус.
Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.
Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
Совершенствовать коммуникативные навыки.
Активизировать и обогащать словарь детей, игровой опыт и создавать условия для самовыражения и расширения социального опыта.
Создать условия для положительных эмоций.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ образца педагога, пример, мультимедиа-слайд шоу, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Подготовка предметно - развивающей среды:
Бросовый материал: дощечка, рейка , молоток, гвозди(разной длины и ширины) , бруски и строганые и пиленые рейки, кругляки преимущественно из мягких пород дерев т.д.
Структура занятий:
Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;
Рассматривание образцов, обсуждение;
Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
Выбор материала;
Пальчиковая гимнастика;
Самостоятельная работа детей;
Физкультурная минутка или игра с поделкой.
Анализ готовой работы.
Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год.
Непосредственно образовательная деятельность в вечернее время 1 раз в месяц.
месяц
НОД
Цель
Материал
Часы
Сентябрь
Организационное:
«Знакомство
с разнообразным миром инструментов»
Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности клуба. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие инструментов , из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи.
кора, ветки, дощечки, гвозди,
молоток, бруса и т.д.
1
Октябрь
«Тумбовый стул»
учить мальчиков соединять детали под углом, познакомить с клещами, закрепить умение правильно пользоваться молотком и забивать гвозди; развивать интерес к изготовлению игрушки для подарка малышам.
детали и их примерные размеры (в см): спинка стула 15x7x1; тумба-брусок 7x6x7. Гвозди.
1
Ноябрь
«Скамейка без спинки»
научить мальчиков во время работы пользоваться краем стола, делать разметку; закрепить умение правильно располагать детали; формировать навыки работы с молотком и клещами; закрепить правила техники безопасности.
детали и их примерные размеры
(в см): основание 16x5x1, ножки 4x5x2. Гвозди.
1
месяц
НОД
Цель
Материал
Часы
«Деревянная кровать»
учить мальчиков договариваться в процессе совместного труда по изготовлению кроватки для кукол; закрепить навыки скрепления деталей под углом; формировать дружеские взаимоотношения в процессе совместного труда.
детали и их примерные размеры (в см): основание 16x8x5; спинки 10x8x1,5. Гвозди.
1
Декабрь
«Диван для маленькой куколки»
учить мальчиков мастерить диван для маленьких кукол, соблюдая при этом необходимую последовательность; закрепить навыки работы с молотком и клещами; развивать у детей творческое отношение к работе (пробуждая у ребят интерес к использованию дополнительных материалов); воспитывать в процессе работы по дереву настойчивость, целеустремленность в достижении результата
детали и их примерные размеры (в см): длина основания 14x5x3; спинка 14x8x1; боковые стороны 5x8x1. Гвозди.
1
Январь
Февраль
«Лестница»
учить мальчиков изготавливать поделку, состоящую из большего количества деталей, чем предыдущие игрушки; закрепить умение делать разметку; продолжать учить совместному труду при поделке игрушек.
детали и их примерные размеры (в см): длинные рейки (2 шт.) 30x3x1,5; перекладины 18x1,5x1,5. Гвозди.
1
месяц
НОД
Цель
Материал
Часы
Март
«Мост»
развивать умение анализировать образец игрушки, подбирать необходимый материал, сравнивать при оценке работу с образцом; продолжать мальчикам делать игрушку по условию; закрепить навык работы с молотком и клещами; учиться объективно оценивать игрушку, обращать внимание на аккуратность отдельных деталей (например, в данной игрушке как забита ограда).
верхняя часть моста — доска 35x10x1 (опоры состоят из четырехугольных дощечек (4 шт., по 2 с каждой стороны); размер нижних дощечек 10x12x1,5; размер верхних опорных дощечек 10x8x1. Гвозди
1
«Носилки »
познакомить мальчиков с приемами пользования пилой в распиловочной коробке — лучковой или ножовкой, с зажиманием материала для отпиливания, позой ребенка при пилении, действием пилой при этом, т. е. началом отпиливания; формировать элементарные технические навыки работы с инструментами; стимулировать проявление детьми инициативы.
детали и их примерные размеры (в см): рейки 40 X 1 X 1,5 (от них отпиливают ручки длиной 28); доска размером 12x10x1; прямоугольные дощечки размером 10x2x1 (2 шт.). Гвозди.
1
Апрель
Май
«Стол»
учить мальчиков правильно отмерять нужные размеры деталей, пользуясь линейкой; учить зачищать места распила, пользуясь для этой цели напильником или наждачной бумагой; продолжать учить правильным приемам пользования лучковой пилой в распиловочной коробке; закрепить правила техники безопасности при работе с пилой; воспитывать любовь к труду.
Д етали и их примерные размеры (в см): доска 16x16x1; рейка сечением 1,5x1,5, длиной 40 — 50, от которой нужно отпилить ножки для стола длиной по 10 см. (Материалы лежат на рабочих местах.) Гвозди.
1
Литература:
Гульянц Э.К. Учите детей мастерить 1984г. Крупская Н. К- О дошкольном воспитании. М.,1973, с. 210 — 223. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979, т. 1, с. 86. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. М., 1979. Воспитание дошкольника в труде. М., 1983. Воспитание и обучение в детском саду. М., 1974. Детский сад. М., 1982. Детский сад и семья. М., 1981. Лиштван 3. В. Конструирование. М., 1981. Логинова В. И. Трудовое воспитание детей. Л.,1974. Мир детства. (Дошкольник). М., 1979 (глава «Воспитывать трудолюбие»). Печерникова И. А. Воспитание послушания и трудолюбия у детей в семье. М., 1965. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974. Урбанская О. Н. Воспитатетелю о работе с семьей. М., 1977 (глава «Воспитание ребенка в труде»). Статьи в журналах: «Дошкольное воспитание», «Семья и школа».