Просмотр содержимого документа
«"ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста"»
МАОУ ДОД д/с «Сказка» структурное подразделение «Звёздочка»
План по самообразованию воспитателя
Лешуковой Ирины Анатольевны на 2020-2021 учебный год
Тема: «ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»
с.Омутинское
2020г.
Ведение
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в
различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни
ребёнка (креативность).
Гипотеза
Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников связную речь, мышление, изобретательскую смекалку, творческое воображение, снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость.
ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)
Основными целями технологии ТРИЗ для дошкольников являются:
- формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной, познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
-развитие творческих способностей;
-формирование качеств творческой личности.
Основной формой обучения по технологии ТРИЗ является
система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро
научить ребёнка создавать какой-либо речевой творческий продукт.
Методы ТРИЗ имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Эти методы универсальны и применимы в любой области педагогики
План работы
по самообразованию «ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Цель: Улучшение качества образования, активизация мышления и речи детей методами ТРИЗ.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу и методические печатные издания по теме самообразования.
2.Разработать перспективный план работы.
3.Повысить собственный уровень знаний, профессиональное мастерство и компетентность путём ознакомления с методическими наработками коллег, изучение методик и технологий педагогов в системе Интернет.
Предполагаемый результат:
1.Расширение собственных знаний в области технологии ТРИЗ;
2.Развитие речи и мышления детей;
3.Обогащение предметно – развивающей среды;
4.Повышение компетентности родителей, коллег в значимости технологии ТРИЗ в речевом развитии детей.
Направления самообразования:
Основные направления
Действия и мероприятия
Профессиональное
Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.
Методическое
Создание дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления на педсоветах.
Информационно-технологические технологии
Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).
Охрана здоровья.
Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.
Этапы самообразования:
№
Этапы
Задачи
1.
Подготовительный
Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования
2.
Диагностический
Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса
3.
Практический
Внедрение опыта работы
(работа с детьми, работа с родителями)
4.
Обобщающий
Распространение опыта своей работы
5.
Аналитический
Анализ созданных педагогических условий для развития
Содержание деятельности
Сроки
(начало-
окончание)
Форма предоставления
результатов
1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования
1.1.Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно – образовательного процесса.
Сентябрь- Октябрь
Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой
установки с учётом возрастных особенностей детей
1.2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации по данной теме в Интернете.
В течение года
Изучение литературы, по теме применения технологии ТРИЗ
в работе с дошкольниками
Подбор методического оснащения.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
2.1. Разработать перспективные планы работы по ознакомлению с окружающим.
Сентябрь
Календарно - тематическое
планирование
2.2.Составить, подобрать конспекты занятий с использованием технологии ТРИЗ.
Подобрать и изготовить дидактический материал по теме самообразования.
Подготовить памятки, рекомендаций для педагогов, родителей « Знакомство с технологией ТРИЗ»
В течение
года
Наглядный материал
2.3. Систематизировать практический материал:
В течение
года
Картотеки
Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями, коллегами)
3.1.Работа с детьми
* Обследование речи и творческого воображения детей.
* Использование ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Октябрь- май
Фото отчет.
Работа с родителями:
3.2 Знакомство родителей с технологией ТРИЗ .
Декабрь
Январь
Консультация
«Значение нестандартного мышления в жизни человека».
Памятки, рекомендаций для педагогов, родителей « Знакомство с технологией ТРИЗ
3.3.Работа с педагогами:
* Подготовка материала по теме: « Использованием технологии ТРИЗ в НОД
ДОУ».
Февраль
Консультация для педагогов.
4. Распространение опыта своей работы
4.1.Публикация собственного опыта педагогической деятельности в
социальной сети работников образования
Сентябрь –
Май
Публикации в социальной
сети
4.2.ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»
По плану
Выступление на педсовете.
5. Анализ созданных педагогических условий для развития
5.1. Прогнозирование познавательной активности и интереса детей, их
эмоциональное отношение к занятиям с применением ТРИЗ.
5.2. Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме
Сентябрь –
Май
Сентябрь -
Май
Занятия, игры, беседы,
наблюдения. Диагностическая карта
достижений ребёнка.
Подготовка обобщённых материалов, планирование
работы на перспективу. Отчёт по проделанной работе по плану
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}