kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Ознакомление  детей  раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Тема: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Ребенок с рождения стремиться к познанию, и это его жизненно важная потребность. Знания приобретаются посредством органов чувств: чем более они развиты, тем активнее идет процесс познания. Органы чувств развиваются только в процессе их использования.

В процессе познания ребенок сначала знакомится с внешними признаками окружающей действительности: цветом, формой, величиной, материалом и тогда он начинает задавать вопросы.

И здесь важно не просто дать малышу голую информацию, а вместе с ним организовать небольшой эксперимент, разобраться в том, что он увидит, и тогда мы станем свидетелями и участниками чуда: рождения маленького исследователя.

Детское экспериментирование - важный путь развития познавательной мотивации и умственной активности ребенка с первых лет жизни. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую для него информацию.

Развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности дошкольника.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» -  гласит народная мудрость.

«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» - писал Выготский Л.С.

Проработав на группе раннего возраста 2 года, мои малыши ушли в младшую группу. Набрав новых детей 1,5 – 2х лет мы столкнулись с проблемой: как научить ребёнка любознательности, как развить познавательную активность, как направить интерес и деятельность 2х летних малышей на активное познание окружающей действительности путём опытов и экспериментов.

На первом этапе был составлен тематический план опытно – экспериментальной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. В него вошли следующие темы:

1.«Вода» - дети получают представления о том, что :

        • Вода мокрая на ощупь

        • В воде намокают разные предметы (рукавички, губки)

  • Вода жидкая, поэтому может принимает форму того сосуда, в который она налита.

  • Вода жидкая, поэтому ее можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, салфеткой.

  • Вода может литься и капать (в дырочки из пакета, стаканчика, лейки)

  • Вода не имеет цвета (в сравнении воды и молока).

  • Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду.

  • Снег тает от любого источника тепла (Наблюдать за таянием снега на тёплой руке)

  • Вода из под крана чистая (прозрачная), а дождевая вода из лужи грязная ( непрозрачная)

2. «Ощущения при манипулировании с водой».

  • Потрогать что вода бывает разной температуры (теплая, холодная)

  • Вода не имеет запаха, но начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют (клубничный сироп, варенье)

  • Вода не имеет вкуса, но принимает вкус того вещества, которое в нее добавили (сахар, соль).

3. «Краски»

  • Вода не имеет цвета, но может принять цвет краски.

  • Вода не оставляет видимых следов на бумаге.

  • Вода растворяет краску.

  • От количества воды зависит густота и цветовой оттенок краски (гуашь)

  • Вода с краской оставляет следы на бумаге (отпечатки пальчиковое рисование)

  • Вода с краской тоже замерзает (цветной лёд)

Когда дети познакомились с различными свойствами воды и могут определить её состояние, цвет, качества, очень важно расширить зону ближайшего развития ребёнка и показать, что вода может удивить. Это даст малышам повод захотеть играть с водой, узнавая её способности и свойства, глубже погружаясь в исследовательскую деятельность. Следующая тема:

4. «Водные сюрпризы»

  • Вода может менять цвет на прозрачный (тушь растворённая в воде, добавить активированный уголь, вода снова становиться прозрачной, пропускаем грязную воду через фильтр))

  • С помощью воды краска изменяет цвет (смешивание двух цветов для получения третьей) )

  • С замёрзшей водой можно играть (замораживаем игрушки в воде, получаем сокровища)

  • Из замёрзшей воды делаем каток для игрушек (игрушки ставим в одноразовые стаканчики и наливаем немного воды, замораживаем. Для катка подойдет поднос или противень)

  • Воздушные мыльные пузыри

На втором этапе проводилась работа по созданию предметно — развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов:

Пополнена мини лаборатория, в которую входят как традиционное оборудование (тазы, лейки, воронки, губки…..) так и нетрадиционное оборудование, сделанное руками родителей из подручного материала: модуль для переливания воды.

В дело можно пустить знакомые для малышей вещи, которые мама использует дома на кухне, для проведения опытов они становятся необходимым оборудованием: половники, формочки и пакеты для льда, воронки, пластиковые бутылки.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Для того, чтобы родители поняли значимость детских экспериментов и хотели создать условия для экспериментирования дома совместно со своим ребёнком используем различные формы работы с родителями.

Традиционные. Это индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, где можно донести до родителей понимание необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Значение роли экспериментирования в жизни детей, дать практические советы для родителей «Какие опыты можно провести дома».

На третьем этапе был открыт кружок по экспериментированию «Мир волшебства». Кружковая работа направлена на развитие экспериментальной деятельности вместе с родителями. Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях. Применение родителями полученных знаний на практике с детьми дома.

Вывод: Исследуя данную тему, я определила, что проводя подобную работу в течение года появляется еще одна возможность заинтересовать ребенка, что позволяет детям легко адаптироваться в детском саду. В последствии это приведет к тому, что ребенок будет с удовольствием идти в детский сад.

На следующим этапе развития с 2-3 лет дети готовы к художественном творчеству, опытно-экспериментальную деятельность, развивается любознательность, познавательная активность, расширятся их словарный запас.

У родителей формируются представления о правильной проведении и организации экспериментирования с ребенком дома, они учатся общаться с ребенком в интересной для него форме, а также проводить время с пользой на кухне не отрываясь от домашних дел.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Петрова Екатерина Владимировна

Дата: 14.10.2019

Номер свидетельства: 522612

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья «Развитие познавательного интереса у детей  дошкольного возраста  в процессе экологического воспитания»"
    ["seo_title"] => string(124) "stat-ia-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-ekologhichieskogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "307212"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458290273"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Исследовательский проект:   ВОДА ВОЛШЕБНИЦА"
    ["seo_title"] => string(46) "issliedovatiel-skii-proiekt-voda-volshiebnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "282597"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453717432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства