Просмотр содержимого документа
«Тема: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Тема: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Ребенок с рождения стремиться к познанию, и это его жизненно важная потребность. Знания приобретаются посредством органов чувств: чем более они развиты, тем активнее идет процесс познания. Органы чувств развиваются только в процессе их использования.
В процессе познания ребенок сначала знакомится с внешними признаками окружающей действительности: цветом, формой, величиной, материалом и тогда он начинает задавать вопросы.
И здесь важно не просто дать малышу голую информацию, а вместе с ним организовать небольшой эксперимент, разобраться в том, что он увидит, и тогда мы станем свидетелями и участниками чуда: рождения маленького исследователя.
Детское экспериментирование - важный путь развития познавательной мотивации и умственной активности ребенка с первых лет жизни. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую для него информацию.
Развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности дошкольника.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость.
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» - писал Выготский Л.С.
Проработав на группе раннего возраста 2 года, мои малыши ушли в младшую группу. Набрав новых детей 1,5 – 2х лет мы столкнулись с проблемой: как научить ребёнка любознательности, как развить познавательную активность, как направить интерес и деятельность 2х летних малышей на активное познание окружающей действительности путём опытов и экспериментов.
На первом этапе был составлен тематический план опытно – экспериментальной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. В него вошли следующие темы:
1.«Вода» - дети получают представления о том, что :
Вода мокрая на ощупь
В воде намокают разные предметы (рукавички, губки)
Вода жидкая, поэтому может принимает форму того сосуда, в который она налита.
Вода жидкая, поэтому ее можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, салфеткой.
Вода может литься и капать (в дырочки из пакета, стаканчика, лейки)
Вода не имеет цвета (в сравнении воды и молока).
Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду.
Снег тает от любого источника тепла (Наблюдать за таянием снега на тёплой руке)
Вода из под крана чистая (прозрачная), а дождевая вода из лужи грязная ( непрозрачная)
2. «Ощущения при манипулировании с водой».
Потрогать что вода бывает разной температуры (теплая, холодная)
Вода не имеет запаха, но начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют (клубничный сироп, варенье)
Вода не имеет вкуса, но принимает вкус того вещества, которое в нее добавили (сахар, соль).
3. «Краски»
Вода не имеет цвета, но может принять цвет краски.
Вода не оставляет видимых следов на бумаге.
Вода растворяет краску.
От количества воды зависит густота и цветовой оттенок краски (гуашь)
Вода с краской оставляет следы на бумаге (отпечатки пальчиковое рисование)
Вода с краской тоже замерзает (цветной лёд)
Когда дети познакомились с различными свойствами воды и могут определить её состояние, цвет, качества, очень важно расширить зону ближайшего развития ребёнка и показать, что вода может удивить. Это даст малышам повод захотеть играть с водой, узнавая её способности и свойства, глубже погружаясь в исследовательскую деятельность. Следующая тема:
4. «Водные сюрпризы»
Вода может менять цвет на прозрачный (тушь растворённая в воде, добавить активированный уголь, вода снова становиться прозрачной, пропускаем грязную воду через фильтр))
С помощью воды краска изменяет цвет (смешивание двух цветов для получения третьей) )
С замёрзшей водой можно играть (замораживаем игрушки в воде, получаем сокровища)
Из замёрзшей воды делаем каток для игрушек (игрушки ставим в одноразовые стаканчики и наливаем немного воды, замораживаем. Для катка подойдет поднос или противень)
Воздушные мыльные пузыри
На втором этапе проводилась работа по созданию предметно — развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов:
Пополнена мини лаборатория, в которую входят как традиционное оборудование (тазы, лейки, воронки, губки…..) так и нетрадиционное оборудование, сделанное руками родителей из подручного материала: модуль для переливания воды.
В дело можно пустить знакомые для малышей вещи, которые мама использует дома на кухне, для проведения опытов они становятся необходимым оборудованием: половники, формочки и пакеты для льда, воронки, пластиковые бутылки.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Для того, чтобы родители поняли значимость детских экспериментов и хотели создать условия для экспериментирования дома совместно со своим ребёнком используем различные формы работы с родителями.
Традиционные. Это индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, где можно донести до родителей понимание необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Значение роли экспериментирования в жизни детей, дать практические советы для родителей «Какие опыты можно провести дома».
На третьем этапе был открыт кружок по экспериментированию «Мир волшебства». Кружковая работа направлена на развитие экспериментальной деятельности вместе с родителями. Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях. Применение родителями полученных знаний на практике с детьми дома.
Вывод: Исследуя данную тему, я определила, что проводя подобную работу в течение года появляется еще одна возможность заинтересовать ребенка, что позволяет детям легко адаптироваться в детском саду. В последствии это приведет к тому, что ребенок будет с удовольствием идти в детский сад.
На следующим этапе развития с 2-3 лет дети готовы к художественном творчеству, опытно-экспериментальную деятельность, развивается любознательность, познавательная активность, расширятся их словарный запас.
У родителей формируются представления о правильной проведении и организации экспериментирования с ребенком дома, они учатся общаться с ребенком в интересной для него форме, а также проводить время с пользой на кухне не отрываясь от домашних дел.