kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание (авторской) дополнительной образовательной программы в сфере дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа является нормативно-управленческим документом педагога дошкольного образовательного учреждения, характеризует систему организации образовательной деятельности и показывает, как с учетом конкретных условий, потребностей, интересов, возможностей и особенностей развития ребенка педагог определяет содержание и срок реализации программы. Наличие авторских дополнительных образовательных программ в дошкольном образовательном учреждении свидетельствует об инновационном потенциале педагогического коллектива, способного оперативно реагировать на удовлетворение интересов, потребностей, запросов ребенка, родителей, государства, общества. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание (авторской) дополнительной образовательной программы в сфере дошкольного образования »






































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Оленёнок» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей



Создание (авторской) дополнительной образовательной программы

в сфере дошкольного образования




с Мужи ,2015г

Методическое пособие подготовила старший воспитатель МБДОУ ДС «Оленёнок»

Ослина Ольга Владимировна.



Данное пособие является практико-ориентированным пособием и отражает вопросы по совершенствованию умений воспитателя при составлении авторской программы в условиях модернизации .

Предназначено для заместителей заведующих по воспитательной работе, старших воспитателей и воспитателей дошкольных образовательных учрежденийя 2

































































Введение

Дополнительная образовательная программа является нормативно-управленческим документом педагога дошкольного образовательного учреждения, характеризует систему организации образовательной деятельности и показывает, как с учетом конкретных условий, потребностей, интересов, возможностей и особенностей развития ребенка педагог определяет содержание и срок реализации программы. Наличие авторских дополнительных образовательных программ в дошкольном образовательном учреждении свидетельствует об инновационном потенциале педагогического коллектива, способного оперативно реагировать на удовлетворение интересов, потребностей, запросов ребенка, родителей, государства, общества. Перед созданием дополнительной образовательной программы в сфере дошкольного образования разработчику необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Есть ли необходимость в создании Вашей авторской программы?

  • Как будут соотноситься цель и задачи дополнительной образовательной программы с целью и задачами обязательной (инвариантной части) основной общеобразовательной программы дошкольного образования?

  • Была ли проведена предварительная диагностика уровня развития интегративных качеств личности ребенка?

  • Будет ли ваша программа соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, проектироваться с учетом принципа интеграции образовательных областей?

  • Обеспечит ли Ваша программа единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста?

Целостность образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения обязательной части (инвариантной) и вариативной части (формируемой участниками образовательной деятельности) основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа должны быть направлена на:

  • развитие любознательности как основы познания окружающего мира и познавательной активности у дошкольника;

  • развитие интеллектуальных способностей и физической активности ребенка;

  • формирование творческого воображения и культурно-гигиенических навыков;

  • формирование эмоциональной отзывчивости к миру искусства, природы, людей.

  • развитие коммуникативности с помощью вербальных и невербальных средств общения.


Программа должна обеспечить:

  • охрану здоровья дошкольников, развитие двигательной активности детей;

  • эмоциональное благополучие каждого ребенка;

  • создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

  • взаимодействие с семьей для обеспечения представлений ребенка о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей,





































































































































  • семейных традициях, об обществе, его культурных ценностях. 

Нормативно-правовые основы проектирования дополнительной образовательной программы:

  • статья 9 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" «..организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях..»
  • типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27.10.2011 г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительно образовательной программы; 
  • санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному образовательному учреждению от 15мая 2013 года N 26
    санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 
  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
  • письмо Минобрнауки РФ «О методических рекомендациях по отнесению дошкольного образовательного учреждения к определенному виду»;



  • Положение о лицензировании образовательной деятельности. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 .

  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

  • концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ФКC по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.


























































Алгоритм написания дополнительной образовательной
программы:








Пояснительная записка:

Пояснительная записка определяет:

  • Актуальность:с позиции образовательной системы;

-с позиции социального заказа государства, общества, школы;

с позиции дошкольника и его законных представителей (родителей);

-с позиции самого педагога.

Теоретическое обоснование разрабатываемой программы включает:

  • определение методологических основ проектирования содержания;

  • научных закономерностей, определяющих условия и средства непосредственной образовательной деятельности воспитанников.

  • Характеристику возрастных особенностей воспитанников в развитии интегративных качеств личности. Например, таких качеств, как приобщение ребенка к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральные):

  • в возрастной период в 3-4 года ребенок ориентируется на требования взрослого, вежливо обращается к взрослым и сверстникам, здоровается и прощается, говорит «спасибо»;

  • в возрастной период 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, в поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо»;

  • в возрастной период 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и



































































  • несоответствие поведения своим этическим представлениям;

  • в возрастной период 6-7 лет повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняет усвоенные нормы и правила, в том числе и этические. Однако только некоторые дети могут регулировать ими свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов.

  • Ценностно-целевые ориентиры образовательной деятельности, адекватные федеральным государственным требованиям, учитывающие особенности группы воспитанников:

  • принципы организации образовательной деятельности, взаимодействия взрослых и детей;

  • целевые ориентиры программы, при постановке цели следует обратить внимание на развитие каких интегративных качеств, способностей воспитанников ориентирована деятельность педагога.

  • Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе представляет собой теоретическое и научно-методическое обоснование. При этом необходимо отметить соответствие предложенной программы концепции, того научно- методического комплекта по которой работает дошкольное образовательное учреждение (например, концептуальным идеям Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»). 

  • Педагогу разрабатывающему дополнительную образовательную программу необходимо помнить, что программа является составной частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поэтому она должна быть скоординирована с ее целями, программами других педагогов, специалистов дошкольного образовательного учреждения (учителей-логопедов, музыкальных работников, специалистов ИЗО, педагогов-психологов, инструкторов по физической культуре и др.), участвующих в реализации федеральных государственных требований.

  • Также педагогу необходимо обосновать важность разработки именно этой программы. Поэтому ему нужно ответить на вопрос, что я хочу сделать? Почему? Для этого в пояснительной записке необходимо отразить следующее:

  • обоснование необходимости разработки и внедрения программы (направленность программы, которая определяется по приоритетному направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому); актуальность содержания, основные принципы построения программы с обязательным обоснованием принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательной деятельности (см. федеральные государственные требования п. 2.4));

  • цель и задачи программы (в цели закладывается идеальный результат программы и формулируется она таким образом, чтобы ответить на вопрос: «Какой результат будет получен?». Для корректной постановки цели педагог должен проанализировать соотносится ли она с названием программы и конкретизирует ли она ее. Задачи программы отвечают на вопрос: «Как идти к результату» и определяют последовательность достижения планируемых результатов, отражают интегрированность их выполнения);

  • отличительные особенности программы от уже существующих (обзор существующих программ по выбранному направлению и тематики, краткое изложение основных идей и комментарий показывающих, чем же предлагаемая Вами программа отличается от уже существующих; краткие комментарии указывающие какие модули, темы недостаточно представлены в существующих программах в соответствии с содержательными линиями федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; обоснование новизна модифицированной (авторской) дополнительной образовательной программы, через определение конкретных изменений или внесение нового (Что и как?), с учетом потребностей, психофизиологических особенностей детей, запросов родителей и возможностей самого педагога; например, разработаны культурно-антропологические практики, разработано содержание, структура и обоснованы эффективные технологии достижения запланированного результата);

  • возраст детей, их особенности, например, программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет, или, от 3 до 4 лет, кратко описать возрастные особенности усвоения программного материала;

  • сроки реализации программы – конкретизируются сроки реализации, например, программа рассчитана на 2 года;


Тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности:

  • В данном разделе называются модули и основные темы, указывается какой объем отводится по каждому модулю и теме (по годам обучения). 

  • Составляется обобщенная таблица, где отражается:

  • содержание программы в виде списка модулей и тем;

  • последовательность модулей и тем, объем времени на каждый модуль и входящие в него темы, соотношение теоретического и практического объема времени непосредственной образовательной деятельности;

  • педагогу предоставляется право распределения объема времени по модулям и темам программы в пределах установленного объема времени с учетом подготовленности детей и наличия соответствующего материально-технического ресурса.

Описание содержания программы:

  • Здесь дается содержательные характеристики программы:

  • изложение тем программы каждого модуля с указанием форм, методов организации непосредственной образовательной деятельности;

  • необходимый объем времени для усвоения каждой темы;

  • творческие и практические задания, экскурсии, выставочная и концертная деятельность и др.;

  • указание интеграции с другими предметными областями;

  • указание списка рекомендуемой литературы по теме и информационно-образовательных ресурсов.

Основные направления и содержание непосредственно 
образовательной деятельности:

  • Разработчику программы необходимо ответить на вопрос: «Как я буду это делать?» Определить технологию реализации программы:

  • формы организации непосредственной образовательной деятельности;




































































  • описание и содержание методов и технологий реализации непосредственной образовательной деятельности, направленных на выполнение целей и задач программы.

Условия реализации программы:

  • Разработчику программы необходимо ответить на вопрос: «Что мне для этого нужно?» Определить необходимые ресурсы:

  • перечень имеющегося и разрабатываемо научно-методического дидактического и материально-технического оснащения программы;

  • необходимость в кадрах.


Ожидаемые результаты:

  • Разработчику программы необходимо ответить на вопрос: «Какие интегративные качества ребенок может приобрести в результате освоения (физическое, личностное, интеллектуальное развитие)?»


Механизм оценки получаемых результатов:

  • Разработчику программы необходимо ответить на вопрос: «Как оценивать интегративные качества личности ребенка»:

  • формы учета интегративных качеств ребенка;

  • формы оценки качества, результативности;

  • особенности фиксации результатов, возможные способы оценки результативности непосредственной образовательной деятельности воспитанника;

  • диагностические методики комфортности и затруднений.


Литература:

  • литература, необходимая для освоения программы (для педагога, для детей;

  • список используемой литературы составить по схеме: автор (Ф.И.О.), название книги, место и год издания

Вопросы самоконтроля:

  • обозначьте инвариантные модули в структуре дополнительной образовательной программы;

  • определите направленность вашей дополнительной образовательной программы;

  • определите особенности программно-методического комплекта:

а) по целостности

б) по новизне (характеру изменений):

- типовая, парциальная (используется без изменений)

- модифицированная (адаптированная)

- авторская, заново разработанная (эвристическая, дополняющая, новаторская)

в) по содержанию.


Примерный план оформления рецензии на программу дополнительного образования:


1.Рецензия на программу–––––––––––––––––––––––––––––- (название).

2.Педагога ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– (Ф.И.О.)

3.Общая характеристика программы:

- образовательное направление
- в рамках чего реализуется
- адресат (для кого предназначена программа)
- срок реализации






























- есть ли подобные программы в других ОУ
- качество подаваемого материала
4.Актуальность, новизна программы.
5.Характеристика структуры программы.

6. Полнота программы.
7. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи, способы их достижения).
8. Оценить ведущую идею программы и пути ее реализации, пригодность для данного учреждения.
9. Язык и стиль изложения.
10.Оригинальность предлагаемой методики.
11.Соответствие специфике дополнительного образования.
12.Характеристика приложений к программе, их содержание.
13.Общая оценка программы, что необходимо доработать, ошибки, замечания.
14. Рекомендации по использованию.
15. Заключение: утвердить или не утвердить,
- закрепить за ней статус (авторская, модифицированная,
- экспериментальная, типовая),
- усовершенствовать программный документ,
- распространить опыт педагога.
Рецензия заверяется личной подписью рецензента с указанием фамилии, имени, отчества, места работы, должности. Документ скрепляется печатью.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ослина Ольга Владимировна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Образование в школе."
    ["seo_title"] => string(22) "obrazovaniie_v_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "472086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528055478"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства