Создание (авторской) дополнительной образовательной программы в сфере дошкольного образования
Создание (авторской) дополнительной образовательной программы в сфере дошкольного образования
Дополнительная образовательная программа является нормативно-управленческим документом педагога дошкольного образовательного учреждения, характеризует систему организации образовательной деятельности и показывает, как с учетом конкретных условий, потребностей, интересов, возможностей и особенностей развития ребенка педагог определяет содержание и срок реализации программы. Наличие авторских дополнительных образовательных программ в дошкольном образовательном учреждении свидетельствует об инновационном потенциале педагогического коллектива, способного оперативно реагировать на удовлетворение интересов, потребностей, запросов ребенка, родителей, государства, общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание (авторской) дополнительной образовательной программы в сфере дошкольного образования »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Оленёнок» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей
Создание (авторской) дополнительной образовательной программы
в сфере дошкольного образования
с Мужи ,2015г
Методическое пособие подготовила старший воспитатель МБДОУ ДС «Оленёнок»
Ослина Ольга Владимировна.
Данное пособие является практико-ориентированным пособием и отражает вопросы по совершенствованию умений воспитателя при составлении авторской программы в условиях модернизации .
Предназначено для заместителей заведующих по воспитательной работе, старших воспитателей и воспитателей дошкольных образовательных учрежденийя 2
Введение
Дополнительная образовательная программа является нормативно-управленческим документом педагога дошкольного образовательного учреждения, характеризует систему организации образовательной деятельности и показывает, как с учетом конкретных условий, потребностей, интересов, возможностей и особенностей развития ребенка педагог определяет содержание и срок реализации программы. Наличие авторских дополнительных образовательных программ в дошкольном образовательном учреждении свидетельствует об инновационном потенциале педагогического коллектива, способного оперативно реагировать на удовлетворение интересов, потребностей, запросов ребенка, родителей, государства, общества. Перед созданием дополнительной образовательной программы в сфере дошкольного образования разработчику необходимо ответить на следующие вопросы:
Есть ли необходимость в создании Вашей авторской программы?
Как будут соотноситься цель и задачи дополнительной образовательной программы с целью и задачами обязательной (инвариантной части) основной общеобразовательной программы дошкольного образования?
Была ли проведена предварительная диагностика уровня развития интегративных качеств личности ребенка?
Будет ли ваша программа соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, проектироваться с учетом принципа интеграции образовательных областей?
Обеспечит ли Ваша программа единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста?
Целостность образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения обязательной части (инвариантной) и вариативной части (формируемой участниками образовательной деятельности) основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа должны быть направлена на:
развитие любознательности как основы познания окружающего мира и познавательной активности у дошкольника;
развитие интеллектуальных способностей и физической активности ребенка;
формирование творческого воображения и культурно-гигиенических навыков;
формирование эмоциональной отзывчивости к миру искусства, природы, людей.
развитие коммуникативности с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Программа должна обеспечить:
охрану здоровья дошкольников, развитие двигательной активности детей;
эмоциональное благополучие каждого ребенка;
создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения представлений ребенка о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей,
семейных традициях, об обществе, его культурных ценностях.
Нормативно-правовые основы проектирования дополнительной образовательной программы:
статья 9 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"«..организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях..»
типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27.10.2011 г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительно образовательной программы;
санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному образовательному учреждению от 15мая 2013 года N 26 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
письмо Минобрнауки РФ «О методических рекомендациях по отнесению дошкольного образовательного учреждения к определенному виду»;
Положение о лицензировании образовательной деятельности. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 .
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ФКC по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.
-с позиции социального заказа государства, общества, школы;
с позиции дошкольника и его законных представителей (родителей);
-с позиции самого педагога.
Теоретическое обоснование разрабатываемой программы включает:
определение методологических основ проектирования содержания;
научных закономерностей, определяющих условия и средства непосредственной образовательной деятельности воспитанников.
Характеристику возрастных особенностей воспитанников в развитии интегративных качеств личности. Например, таких качеств, как приобщение ребенка к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральные):
в возрастной период в 3-4 года ребенок ориентируется на требования взрослого, вежливо обращается к взрослым и сверстникам, здоровается и прощается, говорит «спасибо»;
в возрастной период 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, в поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо»;
в возрастной период 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и
несоответствие поведения своим этическим представлениям;
в возрастной период 6-7 лет повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняет усвоенные нормы и правила, в том числе и этические. Однако только некоторые дети могут регулировать ими свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов.
Ценностно-целевые ориентиры образовательной деятельности, адекватные федеральным государственным требованиям, учитывающие особенности группы воспитанников:
принципы организации образовательной деятельности, взаимодействия взрослых и детей;
целевые ориентиры программы, при постановке цели следует обратить внимание на развитие каких интегративных качеств, способностей воспитанников ориентирована деятельность педагога.
Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе представляет собой теоретическое и научно-методическое обоснование. При этом необходимо отметить соответствие предложенной программы концепции, того научно- методического комплекта по которой работает дошкольное образовательное учреждение (например, концептуальным идеям Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»).
Педагогу разрабатывающему дополнительную образовательную программу необходимо помнить, что программа является составной частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поэтому она должна быть скоординирована с ее целями, программами других педагогов, специалистов дошкольного образовательного учреждения (учителей-логопедов, музыкальных работников, специалистов ИЗО, педагогов-психологов, инструкторов по физической культуре и др.), участвующих в реализации федеральных государственных требований.
Также педагогу необходимо обосновать важность разработки именно этой программы. Поэтому ему нужно ответить на вопрос, что я хочу сделать? Почему? Для этого в пояснительной записке необходимо отразить следующее:
обоснование необходимости разработки и внедрения программы (направленность программы, которая определяется по приоритетному направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому); актуальность содержания, основные принципы построения программы с обязательным обоснованием принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательной деятельности (см. федеральные государственные требования п. 2.4));
цель и задачи программы (в цели закладывается идеальный результат программы и формулируется она таким образом, чтобы ответить на вопрос: «Какой результат будет получен?». Для корректной постановки цели педагог должен проанализировать соотносится ли она с названием программы и конкретизирует ли она ее. Задачи программы отвечают на вопрос: «Как идти к результату» и определяют последовательность достижения планируемых результатов, отражают интегрированность их выполнения);
отличительные особенности программы от уже существующих (обзор существующих программ по выбранному направлению и тематики, краткое изложение основных идей и комментарий показывающих, чем же предлагаемая Вами программа отличается от уже существующих; краткие комментарии указывающие какие модули, темы недостаточно представлены в существующих программах в соответствии с содержательными линиями федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; обоснование новизна модифицированной (авторской) дополнительной образовательной программы, через определение конкретных изменений или внесение нового (Что и как?), с учетом потребностей, психофизиологических особенностей детей, запросов родителей и возможностей самого педагога; например, разработаны культурно-антропологические практики, разработано содержание, структура и обоснованы эффективные технологии достижения запланированного результата);
возраст детей, их особенности, например, программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет, или, от 3 до 4 лет, кратко описать возрастные особенности усвоения программного материала;
сроки реализации программы – конкретизируются сроки реализации, например, программа рассчитана на 2 года;
В данном разделе называются модули и основные темы, указывается какой объем отводится по каждому модулю и теме (по годам обучения).
Составляется обобщенная таблица, где отражается:
содержание программы в виде списка модулей и тем;
последовательность модулей и тем, объем времени на каждый модуль и входящие в него темы, соотношение теоретического и практического объема времени непосредственной образовательной деятельности;
педагогу предоставляется право распределения объема времени по модулям и темам программы в пределах установленного объема времени с учетом подготовленности детей и наличия соответствующего материально-технического ресурса.
Описание содержания программы:
Здесь дается содержательные характеристики программы:
изложение тем программы каждого модуля с указанием форм, методов организации непосредственной образовательной деятельности;
необходимый объем времени для усвоения каждой темы;
творческие и практические задания, экскурсии, выставочная и концертная деятельность и др.;
указание интеграции с другими предметными областями;
указание списка рекомендуемой литературы по теме и информационно-образовательных ресурсов.
Основные направления и содержание непосредственно образовательной деятельности:
Разработчику программы необходимо ответить на вопрос: «Как я буду это делать?» Определить технологию реализации программы:
формы организации непосредственной образовательной деятельности;
описание и содержание методов и технологий реализации непосредственной образовательной деятельности, направленных на выполнение целей и задач программы.
Условия реализации программы:
Разработчику программы необходимо ответить на вопрос: «Что мне для этого нужно?» Определить необходимые ресурсы:
перечень имеющегося и разрабатываемо научно-методического дидактического и материально-технического оснащения программы;
необходимость в кадрах.
Ожидаемые результаты:
Разработчику программы необходимо ответить на вопрос: «Какие интегративные качества ребенок может приобрести в результате освоения (физическое, личностное, интеллектуальное развитие)?»
Механизм оценки получаемых результатов:
Разработчику программы необходимо ответить на вопрос: «Как оценивать интегративные качества личности ребенка»:
формы учета интегративных качеств ребенка;
формы оценки качества, результативности;
особенности фиксации результатов, возможные способы оценки результативности непосредственной образовательной деятельности воспитанника;
диагностические методики комфортности и затруднений.
Литература:
литература, необходимая для освоения программы (для педагога, для детей;
список используемой литературы составить по схеме: автор (Ф.И.О.), название книги, место и год издания
Вопросы самоконтроля:
обозначьте инвариантные модули в структуре дополнительной образовательной программы;
- образовательное направление - в рамках чего реализуется - адресат (для кого предназначена программа) - срок реализации
- есть ли подобные программы в других ОУ - качество подаваемого материала 4.Актуальность, новизна программы. 5.Характеристика структуры программы.
6. Полнота программы. 7. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи, способы их достижения). 8. Оценить ведущую идею программы и пути ее реализации, пригодность для данного учреждения. 9. Язык и стиль изложения. 10.Оригинальность предлагаемой методики. 11.Соответствие специфике дополнительного образования. 12.Характеристика приложений к программе, их содержание. 13.Общая оценка программы, что необходимо доработать, ошибки, замечания. 14. Рекомендации по использованию. 15. Заключение: утвердить или не утвердить, - закрепить за ней статус (авторская, модифицированная, - экспериментальная, типовая), - усовершенствовать программный документ, - распространить опыт педагога. Рецензия заверяется личной подписью рецензента с указанием фамилии, имени, отчества, места работы, должности. Документ скрепляется печатью.