Просмотр содержимого документа
«Семейные реликвии»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №233 «Березка»
Работа с семейными реликвиями как способ приобщения детей к семейным ценностям в детском саду
Выполнил: воспитатель группы №7
Прокофьева Е. А.
Ярославль, 2011г.
Содержание
I Введение 3
II Основная часть 4
2. 1 Определение понятия «реликвия» 4
2.2 Виды и классификация реликвий 5
2.3 Работа с семейными реликвиями как способ сотрудничества детского сада и семьи 6
2.4 Рекомендации по планированию работы с семейными реликвиями 7
III Заключение 9
IV Список литературы 10
I Введение
Одним из нетрадиционных способов взаимодействия детского сада и семьи является работа с историей рода.
Ценность представляют не только знания о родовых корнях, но и вещественные свидетели жизни поколений. Предметы, которые были спутниками близких людей, поговорить или прикоснуться с которыми порой уже нет возможности.
Благодаря предметам, которые стали семейными реликвиями появляется возможность общения с ними. Мы можем узнать чем занимались эти люди, чем интересовались, что любили. Работа с семейными реликвиями помогает осознать значимость каждого отдельного человека, развивает эмпатию, позволяет почувствовать принадлежность к семье и к роду, выступает неким связующим звеном в укреплении внутрисемейных связей и является способом приобщения детей к семейным ценностям.
В настоящее время тема родословных исследований в России только начинает приобретать популярность и недостаточно изучена.
Цель работы:
Рассмотреть возможность работы с семейными реликвиями как способ приобщения детей дошкольного возраста к семейным ценностям.
Задачи:
Ознакомиться с разными трактовками понятия «семейные реликвии
Изучить виды и классификация реликвий
Рассмотреть работу с семейными реликвиями как способ сотрудничества детского сада и семьи
Предложить рекомендации по планированию работы с семейными реликвиями
II Основная часть
2.1 Определение «реликвия»
Семейные реликвии - по законодательству РФ - семейные архивы, фотографии, письма, знаки отличия и награды, портреты членов семьи и их предков и т.п.
Реликвия (от латинского глагола relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.
Реликвии - предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Любой предмет является реликвией (если изготовлены лет 70–80 назад).
Дословный перевод от латинского «reliquiae» — останки, остатки.
2.2 Виды и классификация реликвий
Исторические реликвии являются своего рода документами, свидетелями былых событий. Яркими историческими реликвиями являются боевые знамёна, рукописи и древние манускрипты, регалии власти, государственные печати.
Существует классификация реликвий:
Религиозные реликвии бывают подлинными или же поддельными, а также образно-поэтическими, основанными на народной мифологии. С реликвиями, как правило, связаны самостоятельные и своеобразные культы, существующие внутри религий.
Семейные реликвии — документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.
Технические реликвии — экземпляры машин или иные технических устройств, относящихся к типам, выпущенным в прошлом и давно не используемым, но сохранившиеся в работоспособном или восстановимом состоянии.
Мы более подробно рассмотрим семейные реликвии.
Можно выделить следующие виды семейных реликвий:
Монеты
Ювелирные изделия (кольца, перстни, серьги, всевозможные подвески и нашивные бляшки).
Нательные кресты и талисманы
Оружие и его части (холодное или огнестрельное)
Бытовые предметы
Фотографии
Письменные источники
2.3 Работа с семейными реликвиями как способ сотрудничества детского сада и семьи
На сегодняшний день дошкольное образование имеет пакет нормативных документов, которые определяют отношения дошкольного учреждения и родителей. В этих документах четко обозначена новая по сравнению с предшествующими временами позиция: «Родители являются полноправными участниками образовательного процесса».
«Семья и дошкольное учреждение – это два берега одной реки. И надо если не свести их вместе, то хотя бы сократить между ними расстояние, чтобы можно было взаимодействовать».
Чтобы сделать взаимодействие обеих этих сторон эффективнее необходимо создать «общую точку соприкосновения». Ей может стать работа с гениологией, родословием или работа с семейными реликвиями.
В этом случае образовательный процесс становится трёхсторонним: родители-ребёнок-воспитатель, что, несомненно, благоприятно скажется на развитии дошкольника. Важным здесь является то, что сам ребёнок активно участвует в этом процессе. Также эту работу можно рассматривать как один из этапов подготовки ребёнка к школе, так как она формирует у него ряд учебных компетенций.
2.4 Рекомендации по планированию работы с семейными реликвиями
Приступая к исследованию семейной реликвии необходимо владеть приёмами планирования работы. Умение планировать свой труд не только облегчает любой вид деятельности, но и позволяет бережно расходовать время. Владение этим качеством значительно упростит и облегчит ребёнку адаптацию в школе.
Можно выделить следующие этапы работы с семейными реликвиями:
1.Определить цель работы
2. Выделить этапы работы
3. Определить задачи для каждого этапа
4. Выбрать методы работы
5. Определить способы и средства, необходимые для достижения цели
6. Непосредственная работа с реликвией (составление паспорта-легенды на семейную реликвию)
Название реликвии
Дата поступления, передачи семейной реликвии нынешнему владельцу
От кого поступила и у кого хранилась до передачи
Количество предметов, из которых состоит семейная реликвия
Характеристика реликвии: наименование, краткое описание внешнего вида, формы, цвета размера, характерных деталей
Данные о материале и его сохранности
Повреждения и утраты
Для альбомов, брошюр, тетрадей – размеры и объём
Для фотографий - подробное описание изображения
Способ поступления реликвии в семью
Сведения о реликвии: время и место изготовления, назначение и способ употребления.
Её предыдущая история-хронология и бытование предмета
Связь семейной реликвии с определённой этнической, этнографической средой
Авторство - если возможно установить
Примерная материальная стоимость реликвии. Её цена при покупке предыдущим владельцем, если это известно
Описание надписей, клейм, монограмм, марок и других знаков, нанесённых на реликвию
Данный алгоритм исследования семейной реликвии может использоваться как памятка и значительно упростит работу.
Заключение
Семейные реликвии – это памятные вещи. К ним можно отнести: письма, фотографии, предметы, которые передаются из поколения в поколение по наследству и представляют для семьи духовную ценность.
«Крепкая семья от крепких традиций». Они способствуют укреплению семьи, сближают её членов, способствуют взаимопониманию поколений рода.
Работа с семейными реликвиями может являться новым способом сотрудничества детского сада и семьи.
Она значительно различается на разных возрастных группах и требует дальнейшего дополнительного исследования.
Итогом дальнейшей работы мог бы стать мини-музей семьи, группы или детского сада.
Список литературы
Газета Союза Возрождения Родословных традиций №3 2010г.
Газета «Память Рода» №1 2008г.
Газета «Память Рода» №1 2011г.
Газета Ярославского историко-родословного общества Март 2010г.
Газета Семейный летописец Апрель 2007г.
www. yar-genealogy.ru
www.svtr.ru
Лекции Ю. И. Аруцева-председателя Яр ИРО, члена СВТР
Лекции И. Н. Васильевой-методиста городского центра развития образования.