Цель: воспитать уважительное отношение к своей семье; пробудить у детей желание к ведению семейных альбомов; календарей, обогащению и хранению семейных реликвий; воспитывать у учащихся понимание своего места в семье, учить уважать и любить своих родителей.
В семье, образно говоря, закладываются
корни, из которых вырастают потом
и ветви, и цветы, и плоды.
Семья –это
источник, водами которого питается
полноводная река нашей страны…
В. Сухомлинский.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час"Семейные реликвии" »
Министерство образования , культуры и науки Республики Калмыкия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яшкульская многопрофильная гимназия»
Республиканский семинар
по гражданско-патриотическому
воспитанию
Открытый классный час
«Семейные реликвии» в 5 б классе
Классный руководитель: Горяева Б.Б.
Яшкуль, 2013 г.
Классный час «Cемейные ценности» 5б класс.
Цель: воспитать уважительное отношение к своей семье; пробудить у детей желание к ведению семейных альбомов; календарей, обогащению и хранению семейных реликвий; воспитывать у учащихся понимание своего места в семье, учить уважать и любить своих родителей.
Оборудование: перед доской на столах-выставка семейных реликвий, фотоальбомов, которые будут представлять ученики.
В семье, образно говоря, закладываются
корни, из которых вырастают потом
и ветви, и цветы, и плоды. Семья –это
источник, водами которого питается
полноводная река нашей страны…
В. Сухомлинский.
Ход классного часа.
1.Организационный момент
Песня про семью – « Любите и не обижайте друг друга!»
Учитель. Не случайно сегодняшний классный час мы начинаем с музыки, посвященной семье. Речь сегодня пойдет о семейных реликвиях. Сначала давайте попробуем назвать слова, которые у вас ассоциируются со словом «реликвия».
Реликвия – это…
….Итак, это, прежде всего, семейные фотографии, особо чтимые, дорогие вещи, оставшиеся после известных, уважаемых или дорогих вам людей. Вещи, с которыми связаны события, воспоминания, - и есть реликвия.
Ученица (Гаджиева Иляна)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
II. Сообщение темы и цели классного часа
III. Восприятие и понимание материала классного часа.
Учитель. Добрая память о родителях, дедушках, бабушках всегда переходила к их потомкам. Именно это заставляло большинство людей дорожить своим образцовым поведением, примером или поступками. Когда мы говорим о семейных реликвиях, мы видим фотографии родственников в доме на стене, бабушкино кольцо, которое передается из поколения в поколение, много других вещей. В каждой семье они свои. Я хочу предложить вашему вниманию отрывок из письма В.А.Сухомлинского своему сыну:
«…..Первое письмо сыну, улетевшему из родительского гнезда…Хочется, чтобы оно осталось у тебя на всю жизнь, чтобы ты хранил его, перечитывал, думал над ним… Сохрани же его на всю жизнь. Я тоже сохранил первое письмо от отца. Мне было 15 лет, когда я улетел из родительского гнезда – поступил учиться в Кременчугский педагогический институт. Был трудный 1934 год. Помню, как провожала меня мать на вступительные экзамены… Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне первый каравай, испеченный из новой ржи…И рядом с караваем отцовское письмо – то первое письмо, о котором я говорю: оно хранится у меня как первая заповедь… «Не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он на всю жизнь останется святым…»
Беседа:
С какими чувствами пишет В.А.Сухомлинский о первом письме отца?
Какие чувства вызвал у вас отрывок этого письма?
С чем сравнивает Василий Александрович родительское письмо? Можно ли это письмо назвать семейной реликвией?
Работа творческих групп
Ученики класса, готовясь к классному часу, объединились в группы, каждая из которых имела отдельное задание:
я группа – представить семейную реликвию(Булыкова Надя, Гаряева Саша, Кеквеева Дарина, Диганова Ангелина, Гапотченко Саша, Лиджиев Есен.)
я группа - представить семейные фотографии(Чудутова Алина, Мохова Валерия, Ерошенко Саша, Гаджиева Иляна.)
я группа - представить семейную традицию( Горяева Энкира, Мартунова Айса, Мучкаев Бамба, Гридчина Алина.)
Презентация проводится по памяткам, которые ученики получили ранее(приложение 1).
Учитель. Прекрасным способом выражения уважения к семье, роду, предкам являются национальные обычаи и традиции. Это сохранение, приумножение и передача из поколения в поколение семейных реликвий.
Ученица (Горяева Энкира)
Мамины сережки – талисман семьи,
Нам откроют тайны непростой судьбы,
Сколько было трудных и счастливых дней,
Мамины сережки. Часть души моей.
Мамины сережки – праздник на века,
С радостью сжимаю их в своих руках,
В будущем и прошлом, в настоящий век,
Унесу с собою по истокам рек.
1-я группа представляет семейные реликвии.
Беседа
1.Понравилась ли вам презентация? Почему?
Учитель. Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают сегодня и вчера. Вот она – наша история, наша судьба в фотографиях, разных лицах, дорогих вам людях. Давайте заглянем в семейные альбомы наших участников.
Ученица (Кеквеева Дарина)
Вчерашний день, минувший год
Не умирают в человеке
Прошедший век – он в нашем веке
Еще звенит, еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет,
Былые думы и волненья
Еще отбрасывают свет.
И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном,
И тишина в отцовском доме
Твердят о времени ином.
2-я группа представляет семейные фото.
Беседа
1.Можно ли считать фотографии семейными реликвиями? Почему?
2.Согласны ли вы с тем, что семейные фото –это больше, чем история одного рода, это часть нашей истории? Аргументируйте свой ответ.
Учитель. Память о своих предках – не прихоть и тем более, не дань моде. Это естественная потребность – придерживаться своей родословной, оберегая таким образом семейные реликвии, традиции, и передавать их по наследству следующим поколениям. Тех, кто отказывается или пренебрегал исторической памятью, презрительно называли «человек без рода- племени».Вот так, от рода к роду, существовала тесная взаимосвязь. Родители не только пытались передать своим детям в наследство навыки труда и поведения, но и оставить о самих себе добрую память. Неслучайно В.А.Сухомлинский в своем письме к сыну пишет, цитируя строки письма своего отца: «…Помни, кто ты и откуда вышел. Помни, как трудно добывается этот хлеб. Помни, что дед твой, мой отец Омелько Сухомлин, был крепостным и умер за плугом на ниве. Никогда не забывай о народном корне…»
Ученица (Булыкова Надя)
Жизнь человека- только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Ученица (Гаряева Александра)
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.
3-я группа. Презентация семейных традиций.
Беседа
«Корни семьи – это ее традиции». «В той семье, где нет традиций, нет и единства».Согласны ли вы с такими утверждениями?
IV. Обобщение и подведение итогов классного часа.
Учитель. Я хочу снова вернуться к письму, с которого мы начинали сегодняшний классный час. Итак, письмо В.А.Сухомлинского сыну: «…Мы с матерью знаем, что каждое молодое поколение немного снисходительно относится к поучениям родителей…Может быть, это и так…Может быть, прочитав это письмо, ты захочешь положить его куда- нибудь подальше, чтобы оно меньше напоминало о бесконечных поучениях отца и матери. Ну, что же, положи, но только хорошенько запомни, куда, потому что придет день, когда ты вспомнишь эти поучения, скажешь себе: а все- таки прав был отец… и тебе надо прочитать это старое полузабытое письмо».
Метод «Микрофон»
С помощью воображаемого микрофона дополните предложение : «В семье для меня самое ценное…».
Учитель. Семейные фотографии , реликвии, рассказы о традициях, которые передаются от поколения к поколению, - это больше, чем история одного рода, это часть нашей истории. Каждый из вас живет в своей семье, среди близких и дорогих людей. И от вас зависит, какой будет память о ваших родителях, дедушках или бабушках. Дорожите этой памятью, преумножайте ее своими добрыми делами, чтобы увековечить в родословной.
Ученица (Мохова Валерия)
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
- Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, « Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Две дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек, Семь « Я»!.
Памятка для проведения презентации семейных реликвий.
Посоветуйтесь с родителями, какие домашние реликвии вы можете взять на урок.
Выясните, что это за вещи, когда они появились в вашей семье, при каких обстоятельствах.
Расспросите, почему к этим вещам в вашей семье особое отношение, в чем их ценность.
Составьте рассказ об этих вещах.
Что вызвало у вас интерес: история о том, как эти вещи попали в семью, способ передачи от одного поколения к другому; внешний вид и состояние сохранности и т.д.?
Каково ваше отношение к этим вещам?
Хотели бы вы сохранить эти вещи для ваших будущих детей, внуков?
Почему сохранение этих вещей в семье в дальнейшем является важным?
Памятка для презентации семейных традиций.
Выберите традицию, которой придерживается ваша семья.
Выясните, с какими событиями она связана.
Спросите взрослых членов семьи, когда эта традиция появилась, почему она прижилась в семье.
Расспросите родителей, что они помнят из детства о соблюдении этой традиции.
Выясните, есть ли фотографии или какие-то другие вещи, связанные с этой традицией.
Сделайте рисунок, который поможет вам в презентации семейной традиции.
Запишите свой рассказ или составьте план презентации семейной традиции.
Памятка для презентации семейных фото
1.Спросите родных, какие фото из семейных альбомов для них особенно дороги.
2 Попросите прокомментировать то, что изображено на фото.
3. Соберите информацию о тех, кто изображен на фото.
4. Если на фото снято какое-то событие, расспросите о нем.
5. Попросите родных поделиться воспоминаниями о тех временах, когда было сделано фото.