kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации по работе с детьми ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описаны рекомендации по работе с детьми ЗПР, как правильо работать с такими детьми найти подход и выстроить занятие, интересы ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по работе с детьми ЗПР»

Особенности работы с детьми с ЗПР в условиях общеобразовательной группы детского сада

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4-5 лет, (с включением ребенка с задержкой психического развития)

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Данное занятие разработано так, чтобы деятельность детей была игровой по форме, вызывала те же эмоции, переживания, что и игра, и в то же время давала возможность активно приобретать нужные сведения, восполнять пробелы в знаниях, способствовала воспитанию познавательных интересов.

Дети дошкольного возраста продолжают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать предметы по определенным признакам. В этом игровом занятии были использованы методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, поощрение.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы воспитателя ДОУ с детьми с ЗПР является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.

При планировании образовательной деятельности с детьми с ЗПР воспитателями ставятся такие задачи, как: обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка; коррекция негативных тенденций развития; стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой); профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с ЗПР. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Не могут узнать даже знакомые объекты, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.

Внимание детей с ЗПР характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.

В мыслительной деятельности также обнаруживается отставание. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети затрудняются. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Слабая сформированность обобщающей функции слова обусловливает трудности в овладении детьми родовыми понятиями. Недостаточна гибкость мышления, наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия. При пересказе несложные небольшие рассказы, сказки такие дети слушают с вниманием, иногда пересказывают с помощью педагога, но скоро забывают; общий смысл прочитанного понимают не всегда.

Затруднено овладение математическими представлениями. Многие дети с ЗПР могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, воспроизвести числовой ряд в пределах 5 (далее часто с ошибками), в обратном счете затрудняются; пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах 5), но нередко не могут назвать результат.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности (элементы письма, рисование карандашом, лепка).

Отмечаются затруднения при формировании структуры деятельности. Дети с ЗПР нуждаются в особой помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса, усвоенного на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу.

В игровой деятельности дети с ЗПР не могут без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, не учитывают общие интересы, не способны контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.

Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость в высказывании. Выявляется низкий уровень владения звуковым анализом слова. Не все дети с ЗПР справляются даже с выделением гласного звука из начала слова.                  

Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования в пространстве, в овладении временными понятиями. Они не понимают или выполняют задания неправильно.

Без проведения специальных коррекционных мероприятий у таких детей к началу школьного обучения оказываются несформированными школьно – значимые функции. Дети с ЗПР не готовы к социальной позиции школьника. Ослабленность нервной системы приводит к повышению утомляемости, истощаемости, что непременно сказывается на успешности обучения.

Воспитатели, работающие с такими детьми, нуждаются в психолого-педагогической поддержке на пути к профессиональному и личностному росту, приобретению опыта практической деятельности в условиях инклюзивного обучения. 

          Рекомендации по работе с детьми с ЗПР для воспитателя

1. Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.

2. Многократно повторять материал на занятиях.

3. Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.

4. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.

5.Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.

6. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.

7. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.

8. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.

9. Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.

10. Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.

11. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.

12. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

13. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.

14. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.

15. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.

16. Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.

17. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.

18. Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

19. При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (дефектолог, логопед, психолог).

20. При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4-5 лет,

(с включением ребенка с задержкой психического развития)

«На помощь к бабушке»

    Игровая ситуация занятия: поехать в деревню к бабушке и помочь ей собрать урожай.

    Возрастная группа: 4-5 лет, дети среднего дошкольного возраста

    Программное содержание:

Организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление первичных представлений об овощах и фруктах, а также развитию умений группировать и классифицировать их с помощью дидактических игр и загадок.

Создать условия для развития самостоятельности и взаимодействия в группе сверстников.

   Цель для ребенка с ЗПР (задержкой психического развития): Вовлекать ребёнка в активную познавательную и речевую деятельность, совершенствовать умение отвечать на вопросы.

Активизация словаря: урожай, яблоко, лук, тыква, морковь, огурец, картошка, капуста, груша, свекла, баклажан, помидор, лимон, апельсин, банан, персик, баклажан.

Оборудование: Интерактивная доска, аудиозапись, магнитная доска, корзинки -2 шт., картинки с изображением овощей, фруктов; муляжи овощей, фруктов. Дидактические игры по теме «Овощи и фрукты».

Воспитатель готовит отдельно задания, вопросы для двух групп детей.

1 группа – дети, у которых развито мышление, воображение, быстро справляются с поставленной задачей.

2 группа – дети с ЗПР.

Предварительная работа:

Беседа «Что готовят из фруктов и овощей»

Лепка овощей и фруктов.

Игра с мячиком: «Назови фрукт или овощ?» 

Отгадывание загадок «Фрукты», «Овощи».

Игра «Вершки и корешки»

Игра-разминка «Наш огород»

Драматизация рус. нар. сказки «Репка».

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Игровой сюжет «Сварим суп из овощей»

Ход занятия


Этап

Деятельность педагога

Вопросы детям

Деятельность детей, развивающихся в норме

Деятельность детей с ЗПР вместе с педагогом

Мотивационный этап

Здравствуйте, дети. Я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.

Кто рукавички нам теплые вяжет?

Сказочку добрую кто нам расскажет?

Вкусный превкусный пирог испечет?

И колыбельную песню споет?

Вы уже догадались, о ком говорится в этой загадке?

Бабушка.

Кто сказочку добрую рассказывает?

Бабушка.

Повтори-бабушка.

На экране появляется бабушка.

Бабушка просит нас о помощи, посмотрите на экран.

Бабушка (на экране):

«Здравствуйте, мои дорогие и любимые ребята, в это лето, у себя в деревне, я вырастила очень хороший урожай из вкусных фруктов и овощей. Помогите мне собрать урожай.

Поможем бабушке?

Да

Поможем бабушке? Да.

Ориентировочный этап

Ребята, надо отправиться в путешествие, вспомнить названия овощей и фруктов, где они растут, чем отличаются и тогда мы сможем собрать урожай.

Бабушка живет далеко, как же мы доберемся до бабушки, а на чём мы отправимся в путешествие поможет нам загадка.

Что нужно сделать для того, чтобы помочь бабушке?

Поехать в деревню и помочь собрать овощи и фрукты.

Поехать к бабушке.

Появляется паровозик на экране.

Нам пора отправляться! Занимайте свои места, поехали…

Поехали!

(звучит музыка «паровозик»).

Вот зеленая гора,

В ней глубокая нора.

Что за чудо! Что за чудо!

Кто—то выбежал оттуда,

На колесах и с трубой,

Хвост волочит за собой. (Паровоз).

На поезде, паровозе.

На чём мы отправимся к бабушке? на поезде-повтори на поезде.

Исполнительный этап

Вот мы и приехали. Пора выходить из вагончика. Все вышли? Никто не остался?

Вот мы и приехали. Пора выходить из вагончика. Все вышли? Никто не остался?

По цвету, размеру, форме, вкусу.

Повтори. Фрукты и овощи отличаются по цвету, размеру, форме, вкусу.

Где растут овощи?

Овощи растут на грядке, в огороде, в земле.

Повтори. Овощи растут на грядке, в огороде, в земле.

А где растут фрукты?

Фрукты растут на дереве.

Повтори. Фрукты растут на дереве.

Давайте вспомним названия овощей и фруктов.

Отгадайте загадки.

Загадки для детей

Дети отгадывают загадки.

Дети повторяют правильные ответы с помощью картинки.

Выставляются картинки на доску.

Молодцы, знаете все овощи и фрукты.

Теперь я вижу, что вы готовы помочь бабушке.

Перед детьми стоит заранее подготовленное деревце из ветки на котором висят муляжи овощей и фруктов.

А, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Волшебное дерево».

Дети, посмотрите, внимательно - это «волшебное дерево» догадались, почему оно волшебное?

На этом дереве растут фрукты и овощи.



Верно, а на деревьях у нас только что может расти?

На деревьях растут фрукты.

Повтори - на дереве растут фрукты.


А овощи где растут?

Правильно.

Овощи растут

в огороде на грядках.

Овощи растут

в огороде на грядках.

Воспитатель закрепляет названия овощей, спрашивает детей какой овощ он взял.

И вот сейчас каждый из вас снимет с дерева по одному овощу, скажет его название и положит в корзинку.

Дети снимают по одному овощу, называют и кладут в корзинку.

Воспитатель вместе с ребёнком снимает овощ называет, а ребёнок повторяет за воспитателем и кладёт в корзинку.

Динамическая пауза. Пальчиковая игра «Капуста».

Мы капусту рубим

Мы морковку трем

Мы капусту солим

Мы капусту жмем. (3 раза)


Дети выполняют за воспитателем движения.

Картинка ветра и звук ветра на экране.

Ветер разбросал картинки с овощами и фруктами, помогите их вернуть на место.

На столах лежат задания. Дети выполняют самостоятельно задания. Затем с каждой группой разбираем выполненные задания.

Молодцы! Справились с заданием.

Дети, послушайте, что вы слышите-звук ветра.

На столе две картинки с фруктовыми деревьями и грядками овощей.   Детям предлагаю разложить их по своим местам.

На столе лежит разрезная картинка овоща или фрукта из 4-ех частей.

Рефлексивный этап

Дети стоят полукругом перед воспитателем, где были в начале занятия.

Понравилось вам наше путешествие?

Почему мы помогли бабушке?

Да, очень понравилось.

Мы помогли бабушке, потому что мы дружные, умные…

Детям ещё раз повторяет воспитатель понравилось путешествие? да

Перспективный этап

Воспитатель достаёт картинки раскраски.

Бабушка прислала вам подарок картинки раскраски за то, что вы ей помогали. Вы их возьмете домой, расскажите мамам и папам про свое путешествие, и раскрасите их вместе с родителями.




Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html (Дата обращения: 21.10.2019).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) на задачи стандарта о создании условий для инклюзивного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 г. № 1155) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://multiurok.ru/index.php/files/inkliuzivnoie-obuchieniie-po-standartu-fgos.html (Дата обращения: 21.10.2019).

3. Алябьева Е.А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии // М.: ТЦ «Сфера», 2018г. — 123 с.

4. Бабина Н.В. «500, как и почему для детей» // М.: ТЦ «Сфера», 2016г. — 156 с.

5. Волосовец Т.В. «Организация пед. процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://pedportal.net/attachments/001/237/566/1237566.odt?1445554826 (Дата обращения: 21.10.2019).

6. Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир // М.: Издательство АСТ, 2010г. — 416 с.

7. Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких» Новосибирск: СО РАН, 2010г. — 92 с.

8. Затулина Г.Я. «Занятия по развитию речи дошкольников» Средняя группа // М.: ЦПО, 2013г. — 144 c.

9. «1000 пословиц, загадок, поговорок» // М.: СПб.: Издательство АСТ, Сова, 2010г. — 236


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рекомендации по работе с детьми ЗПР

Автор: Молокова Елена Алексеевна

Дата: 23.01.2025

Номер свидетельства: 664074

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Методические рекомендации: нетрадиционные подходы в коррекционно-педагогической работе с детьми с ЗПР "
    ["seo_title"] => string(120) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-nietraditsionnyie-podkhody-v-korriektsionno-piedaghoghichieskoi-rabotie-s-diet-mi-s-zpr"
    ["file_id"] => string(6) "216681"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433098455"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) ""Коррекционно - развивающая программа для индивидуального обучения ребенка на дому с особыми образовательными потребностями (ЗПР)""
    ["seo_title"] => string(142) "korriektsionno-razvivaiushchaia-proghramma-dlia-individual-nogho-obuchieniia-riebienka-na-domu-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami-zpr"
    ["file_id"] => string(6) "268295"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450612946"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Технологическая карта интегрированной НОД «Путешествие в Подводное царство» для детей с ЗПР старшего возраста."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_integrirovannoi_nod_puteshestvie_v_podvodnoe_tsarstvo_d"
    ["file_id"] => string(6) "522246"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1570722480"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "«Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(57) "osobennosti_raboty_uchitelia_logopeda_s_detmi_s_zpr_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "662719"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1735156366"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства