kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План по самообразованию  для педагога с детьми старшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 г.Донецка

Обсуждено

на педагогическом совете

Протокол №____

от «__»_______2017г

Старший воспитатель

___________________







ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2017-2018 учебный год

Лыкова Ольга Анатольевна

Должность, образование - воспитатель, высшее

Стаж педагогической работы в ДОУ – 7 лет

Тема самообразования: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

Работа над темой начата – 01 сентября 2017г.

Предлагается закончить – 30 мая 2018г.























Цель:

выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования.

2. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности в ознакомлении с литературными сказками старшего дошкольного возраста.

3. Разработать систему работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с литературными сказками.

4. Разработать рекомендации и консультации для родителей в воспитании и творческом развитии детей.

5. Составить перспективный план по работе с детьми и родителями.

6.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

7. Систематизировать и изготовить дидактические игры.

8. Создать предметно развивающую среду и провести отбор художественной литературы.

9. Взаимодействовать с библиотекой.

10.Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»; выступление на педагогическом совете.



Актуальность проблемы

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств в ребенке приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Значение художественной литературы в воспитании детей

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творчески способности.

Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

А что же такое любознательность?

Любознательность это склонность к приобретению новых знаний.

В программе говориться, что ребенок в старшем возрасте проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес.

Любознательность и познавательный интерес влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей их области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка.

Одним из средств формирования любознательности у детей является детская литература, она воздействует как на сознание ребенка. Так и на его чувства, помогает правильно воспринимать окружающий мир.

Методы и приемы:

Словесные – чтение, рассказывание (знакомство детей с литературным текстом). Пересказ текста детьми. Беседы-вопросы-ответы, которые способствуют углублению восприятия литературного текста.

Наглядные: демонстрация, показ иллюстраций.

Игровые: дидактические, театрализованные, подвижные.

С целью формирования любознательности, активности через чтение художественной литературы планирую использовать следующие формы работы с детьми:

1. литературные викторины

2. беседы

3. вечера загадок

4. литературные игры

5. организация выставок детского творчества

6. создание проекта

Ожидаемый результат:

1. Развитие у детей литературной речи, эстетического сознания ребёнка, формирование его мировоззрения. Пополнение литературного багажа.

2. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

3. Результаты диагностики по чтению художественной литературы.


План работы



Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

сентябрь

Диагностика умений и знаний в области художественной литературы


Консультация «Как подружить ребёнка с книгой».

октябрь

Выставка детских рисунков героев любимых книг;


Анкетирование «Использование художественной литературы в семье»

ноябрь

Развлечение. «Игра-викторина по русским народным сказкам»


Консультация на тему: «Развитие любознательности старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

декабрь

Экскурсия в библиотеку.


Памятка для родителей «Как читать детям»

январь

КВН «Литературный»


Консультация: «Роль сказки в развитии речи детей»

февраль

Д\и «Поиграем в сказку»

Д/и «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

Д /и «Из какой сказки герой»


Оформление папки-передвижки «Что способствует развитию речи»


март

Изготовление альбома «В гостях у сказки»


Оформление стенда «Скорая родительская помощь» «Сказки как средство развития речи детей»

апрель

«Коллективное оформление книги»

Мастер-класс «Рисунки и поделки по сказкам»

Совместная работа родителей с детьми по изготовлению «Книжек-малышек»

май

Диагностика умений и знаний в области художественной литературы

Сообщение на тему «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»


Практические выходы:

1. Подготовка сообщения. Тема: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

2.Проведение мастер-класса для педагогов. Тема: «Рисунки и поделки по сказкам»

3. Оформление папки-передвижки. Тема: «Что способствует развитию речи»

4. Выставка работ, изготовление альбома «В гостях у сказки»

5. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Роль сказки в развитии детей»

6. Отчёт о проделанной работе за учебный год.


Литература:


1.Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.

2.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.

3.А.Михайлова «Попробуй сочинить сказки»

4.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.


Перспективный план самообразования:



Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчета

2017-2018

«Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

Сообщение на педсовете,

май 2018



Формы представления результатов самообразования:

  • Сообщение на педсовете.

  • Творческий отчет.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Лыкова Ольга Анатольевна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Консультация для педагогов «Приобщение к культурным ценностям своего края, как средство формирования морально-этических норм у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_priobshchenie_k_kulturnym_tsennostiam_svoego_kraia_"
    ["file_id"] => string(6) "618913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1669906483"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "«Необходимость преемственности детского сада и школы»."
    ["seo_title"] => string(52) "neobkhodimost_preemstvennosti_detskogo_sada_i_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "575351"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615642797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства