Развитие творческой активности у детей с общим недоразвитием речи посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Развитие творческой активности у детей с общим недоразвитием речи посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Речь - важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребёнку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.Речь - важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребёнку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой активности у детей с общим недоразвитием речи посредством использования нетрадиционных техник рисования.»
Развитие творческой активности у детей с общим недоразвитием речи посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Речь - важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребёнку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изодеятельность. Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребёнка.
У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, - всё то, что необходимо для овладения навыками рисования. Как правило, сенсорные функции развиваются у них с задержкой. Многие дети не различают и не могут назвать основные цвета, форму и размер предметов. При наблюдении за живой и неживой природой они не могут выделить основные качественные характеристики предмета и объекта. К тому же, дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудность усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.
Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают работы по представлению или по памяти. Это способствует развитию воображения, а, следовательно, и творчества. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений. Поэтому в развитии творчества у детей с ОНР в рисовании необходимо использовать различные формы работы.
Значение рисования для всестороннего развития и восприятия дошкольника с ОНР велико и многогранно. Сенсорно - перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать её в развивающей среде. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Через проведение изобразительной деятельности можно развивать и речь: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Начиная коррекционную работу, я, прежде всего, выяснила у логопеда, дети, с какими отклонениями в речи находятся в группе. И вот результат: ФФНР - имеют 5 человек, ОНР III ур.р.р. – 16 человек, у остальных детей речевые дефекты устранены.
Наряду с этими заключениями логопеда, я провела педагогическую диагностику. Первоначально моя работа заключалась в определении уровня владения умением создавать изобразительный образ, проявления самостоятельности деятельности, уровня развития творчества. Педагогическую диагностику я проводила по критериям, разработанных в программе «Детство». Оказалось, что из 26 человек моей группы владеют созданием изобразительного образа (Приложение1):
техникой использования изобразительных материалов и инструментов:
-- на высоком уровне – 7 детей, – на среднем уровне – 13 детей, – на низком уровне – 6 детей;
формообразующими движениями :
– на высоком уровне – 4 ребенка, -- на среднем уровне – 12 детей, – на низком уровне – 10 детей ;
средствами выразительности владеют:
-- на среднем уровне – 10 детей, – на низком уровне – 16 детей.
Проявляют самостоятельность в деятельности (Приложение 2):
– на высоком уровне – 7 детей, – на среднем уровне – 11 детей, – на низком уровне – 8 детей
Проявляют творчество(Приложение 3):
самостоятельность в замысле:
-- на высоком уровне – 5 детей, – на среднем уровне -12 детей, – на низком уровне – 9 детей;
стремятся наиболее полно раскрыть тему:
-- на среднем уровне – 4 ребенка, – на низком уровне – 22 ребенка;
проявляют оригинальность в изображении:
-- на среднем уровне – 7 детей, – на низком уровне – 19 детей.
На основании анализа полученных данных я определила, к группе с каким уровнем (низкий, средний, высокий) развития изобразительных умений и навыков следует отнести каждого воспитанника, и затем правильно организовать обучение и развитие. Проанализировав данную проблему я перед собой поставила цель: развить творческую активность у детей с ОНР посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Для осуществления данной цели я наметила следующие задачи.
Коррекционные:
развитие и совершенствование высших психических функций (произвольное внимание, целенаправленное восприятие, память, мышление и воображение), эмоционально-волевой сферы;
развитие общей и мелкой моторики;
закрепление речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях;
Обучающие:
учить детей технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, развивая воображение, давая тем самым полную свободу самовыражения;
учить самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;
расширять, систематизировать и обогащать содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного и социального развития, активизировать и расширить выбор сюжетов;
знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.
Развивающие:
развивать детское творчество путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами;
Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий.
создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка;
приобщать детей к прекрасному, воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству, обогащать представление об известных предметах;
Развивать личные качества детей: целенаправленное внимание, наблюдательность, аккуратность, доброжелательность, воспитывать умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, совершенствовать навыки совместной работы между детьми через участие в совместном творческом процессе.
Используя эти задачи, я разработала перспективный план по изобразительной деятельности (Приложение 5).
Важными условиями, способствующими развитию творческой активности детей дошкольного возраста, являются:
новый подход к руководству детской деятельностью, основанный на сотрудничестве (понимании, признании целей и задач самого ребенка, способности стать на его позицию и вместе с ним добиться нужного результата),
организация художественного пространства в саду и дома; процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Для развития интереса к изобразительной деятельности у детей, важно обогащать его впечатления с учётом индивидуальных особенностей, подбирать специальные приёмы и методы работы. Важное значение имеет развитие у ребёнка. В своей работе я основное место отвожу:
информационно-рецептивному методу, в рамках которого использую приемы:
- наблюдение. Я стараюсь его сделать эмоционально-окрашенным, объяснить, что красивого в том, что будем рисовать. При этом я использую активность детей, включаю как можно больше органов чувств. Если позволяет тема занятия, стараюсь организовать несколько кратковременных наблюдений.
- обследование. С детьми мы рассматриваем предметы в определенной последовательности:1) рассматриваем весь предмет (кратко); 2) главную или самую крупную деталь (форму, цвет, относительную величину); 3) более мелкие части (взаимная величина, форма, цвет, расположение относительно друг друга); 4) рассматриваем снова предмет в целом. Это очень важно для детей с задержкой в речевом развитии, так как некоторые дети не могут различать цвета или просто не запоминает названия. Это закрепляет у детей цвет и форму. Цвет является одним из самых сильных выразительных средств. Очень важно чтобы дети умели выражать свои чувства и эмоции цветом. Для этого я провожу разные игры с красками: «Золотая осень», «Праздник цвета», «какого цвета снег» и так далее.
- использование картин. Я стараюсь брать те репродукции картин, где хорошо видна техника изображения (разные мазки, переход цвета) и те, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у детей. Предлагаю им: мысленно поставить себя на место изображенного героя, послушать поэтические строки. Все это ведёт к уточнению словаря и восприятию речи, развитию связной речи.
- показ способов изображения. Отрабатываем с детьми жестами, мокрой кистью или губкой по доске, фломастером.
- использование художественного слова и музыкального сопровождения. Известно, что только та деятельность развивает, в процессе которой возникают положительные эмоции.
- анализ детских работ. Прежде всего я даю высказаться самому ребенку (что хотелось нарисовать, сделать, что получилось, что нет.) При этом для меня и детей главный критерий оценки – выразительность.
репродуктивному методу, который я использую для отрабатывания детьми формообразующих движений. Мы «заготавливаем» на зиму фрукты в «ящиках», «маринуем» овощи в «банках». Рисуем большую семью ёжиков (чтобы одному не было скучно), много деревьев в лесу (чтобы никакой ветер им был не страшен), целую улицу домов (чтобы было веселее в них жить).
исследовательскому методу, благодаря которому, я стараюсь поставить ребенка в позицию первооткрывателя. Для этого использую творческие задания, результат которых не известен заранее. Например, какое дерево самое грустное; нарисовать бодрый, веселый, сонный листок; какая из кукол может всех развеселить; подобрать цвет, чтобы разукрасить платья Золушки или Снегурочки; нарисовать замок доброго и злого волшебника; о чем нам могут рассказать облака.
эвристическому методу, в рамках которого создаю специально проблемную ситуацию: рисуем без кисточек, спасаем Чучу, попавшую на необитаемый остров и помогаем ей обрести друзей (из природного материала делаем кораблик и плетём из травы куколок), придумываем машину будущего из бросового материала.
Специфика дошкольного возраста предполагает, что все эти методы и приемы обучения должны быть использованы вместе с игровыми приемами.
Игровые приёмы я использую на протяжении всей изобразительной деятельности. Это очень сильно мне помогает, так как повышается интерес у детей, создаётся эмоциональный настрой и вызывается желание рисовать, что очень важно для детей с дефектом речи. Ведь у них рассеянное внимание, недостаточно развито воображение. А игровой приём побуждает их подумать, пофантазировать. Игровой приём я ещё использую в процессе применения информационно-рецептивного метода, когда предмет, который предстоит изобразить и с которым детям предстоит познакомиться, я преподношу в игровой ситуации. Например: «у куклы день рождения и мы с детьми обсуждаем, что можно подарить ей в подарок. Но подарок должен быть сделан своими руками. Мы приходим к выводу, что можно нарисовать её портрет». Так же во время повторений и закреплений я использую игровые моменты, чтобы это не стало скучной и однообразной деятельностью. Дети живут в игре, поэтому я обучающие элементы включаю в игру. Поэтому при постановке игровой задачи стараюсь избегать слова «нарисуем», «слепим», а использую слова «откапаем», «отыщем», «расколдуем», «напечем», «построим». Придумывая игровой прием, я всегда помню о логике игровых действий и об их соответствии логике реальных жизненных ситуаций. Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, я провожу специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. С этой целью я кратко, но убедительно рассказываю вымышленную историю о нуждах и заботах каких-либо игровых персонажей (зайчиков, белочек, кукол) и побуждаю детей помочь им. Главное – вызвать у детей доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, или, как принято говорить в психологии, создать мотивацию. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представление о предметах и явлениях окружающего. Это является непременным условием развития воображения, что важно для коррекции речи.
Свою работу с детьми я строю так, чтобы в процессе деятельности у ребят формировались такие качества, как инициативность самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность. У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому моей задачей является удержать и развивать этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Однако, несформированность графических навыков и умений мешает ребенку воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет эстетическое восприятие окружающего.
Все это говорит о том, что с детьми целесообразно проводить специальную работу по развитию навыков изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных методик. Для того чтобы детям не надоело однообразие и не терялся интерес к творчеству, я предлагаю им разнообразную технику рисования.
Метод тычка – дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а, следовательно, и познавательных способностей;
Отпечатки – самый простой и эмоционально-выразительный прием рисования, который способствует развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии;
с помощью обыкновенной веревочки. Этот прием развивает у детей внимание, воображение, творческое мышление, мелкую моторику.
Монотипия – способствует развитию глазомера, памяти, простейших мыслительных операций. Количество красок в монотипии любое, поэтому получается неожиданный эффект, и у детей постепенно вырабатывается привычка внимательно смотреть, наблюдать и задумываться.
Рисование с помощью крупы, зернобобовых и семечек развивают зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев рук развивают тактильные ощущения детей. Кроме того, они учат ориентироваться на плоскости, умение работать по схеме.
Кляксография- это развитие воображения. Во что только дети не превращают свои необычные кляксы, и в космические образы, и в звёзды, и в морское дно. Фантазия работает бурно. Дети с удовольствием превращают свои кляксы в образы. Это их расковывает и обогащает мир представлений. Я предлагаю разную тематику, это «На другой планете», «Узоры из снежинок», «Страна клякс» - это коллективное рисование.
Использую также и другие способы рисования: штриховка, «пальцевая живопись», гуашь + клей «ПВА». Все эти очень интересные виды рисования привлекают ребят. Они дают возможность пофантазировать, развивают внимание, память и особенно, что очень важно, мелкую моторику пальцев рук. В результате применения различных нетрадиционных техник, дети становятся более активны и самостоятельны в изобразительной деятельности, учатся находить новые способы для художественного изображения, начинают передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции, внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Как мы уже говорили, развитие рук очень тесно связанно с развитием речи. А это очень важно для моих детей, ведь они имеют нарушение речи.
Очень важной частью работы по развитию моторики являются «пальчиковый игротренинг» или проще «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности и готовят руку к рисованию. Эти игры я провожу перед продуктивной деятельностью. Кисть приобретает хорошую гибкость, подвижность, исчезает скованность, что облегчает деятельность.
Однако система работы по развитию творческой активности детей предполагает различные формы организации деятельности – как на специально организованной совместной, так и в самостоятельной. Нельзя упускать и работу с родителями в этом направлении.
В группе созданы специальные условия, необходимые для совместной деятельности, наталкивающие ребенка на постановку новых для него целей, сюжетов и позволяющих искать творческие пути их решения.
Я объединяю группу детей (4-5 человек) вокруг одного большого листа бумаги. Сначала я рисую сама, а затем предлагаю включиться в изображение. Например, я рисую избушку на курьих ножках, а ребята «расколдовывают» деревья в сказочном лесу. Я рисую тучку с «конфетным» дождиком, а дети «находят» то, что выросло после такого дождика. Я рисую волшебное дерево, а они – листочки, которые могу на нем вырасти, проявляя чудеса фантазии. В каждом задании я предполагаю множественный характер. «Множественность» предполагает двигательный ритм и ритм цветовых пятен. Повторяя действие, дети его закрепляют, след движения остается в памяти ребенка. После прочтения книг, предлагаю детям нарисовать иллюстрации к самым любимым и хорошо знакомым сказкам. Составляем рассказы на заданную тему, а потом иллюстрируем их. Все работы собираем в тематические альбомы, представляя себя издателями книг.
Я стараюсь быть помощником детей, а не руководителем. Вместе с ребенком радуюсь его успеху, горжусь его выдумками, сравниваю творения ребенка не с работами других детей, а с его собственными. Я считаю, что такая заинтересованность стимулирует ребенка к созданию новых необыкновенных творений.
Изобразительная деятельность приобретает широкое воспитательное значение, если она имеет место и в самостоятельной деятельности детей в повседневной жизни (в часы игр в групповой комнате, на участке детского сада, дома).
Для этого я создала в группе непринужденную обстановку. Дети могут спокойно подойти к специальной полочке, где лежит все необходимое для художественной деятельности, взять то, что им понравилось и воплотить свой замысел. Чтобы активизировать самостоятельную изобразительную деятельность детей и стремление к творческим проявлениям, создаю специальные условия, наталкивающих ребенка на постановку новых целей, сюжетов и позволяющих искать творческие пути их решения. Например, лежат рядом гуашь и птичьи перья, фломастеры и плоские камни, ракушки. Это вызывает у детей желание самостоятельно поэкспериментировать с новыми материалами. Также я оставляю на столе или прикрепляю к доске рисунки-плакаты с изображением знакомого ребенку предмета или персонажа в незнакомой обстановке. Например, Буратино оказывается на Луне, Незнайка на болоте, стол плывет в море, а к башмаку приделали колеса. Дети чувствуют необходимость помочь героям справиться с возникшими проблемами. Для этого они могут использовать не только изобразительные средства, но и речевые. Во время сюжетно-ролевой игры предлагаю стать архитекторами (необходимо выполнить проект нового дома), дизайнерами (придумать новое платье для куклы), археологами (нарисовать подробную план-схему, где были найдены сокровища древних цивилизаций). На прогулке в теплое время выношу детям цветные мелки для рисования на асфальте.
Такая деятельность способствует воспитанию у детей самостоятельности, умения ориентироваться в новых, необычных условиях, организовать себя, придумать содержание рисунка, лепки и затем найти выразительно-изобразительные средства для его воплощения. Благодаря этому происходит развитие художественно-творческих способностей ребенка.
Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека – оно нуждается во «внешних опорах». К ребенку 5-6 лет понимание красоты приходит через оценки окружающих его взрослых. Поэтому очень важно объяснить вовремя, в работе с родителями насколько нужна детям их эмоциональная поддержка и помощь.
В начале года на собрании я поговорила с родителями о необходимости развития творчески активной личности и о коррекционных возможностях изобразительной деятельности. Познакомила с основными задачами воспитания дошкольников 5-6 лет и дала ряд конкретных советов для решения этих задач. В течение года я проводила индивидуальные консультации для родителей. В уголке для родителей после каждого занятия по изобразительной деятельности, выставляла работы детей. Провела выставки работ совместного творчества детей , родителей и воспитателя: «Мой Новосибирск»; «Осень золотая», где были представлены поделки из природного материала, «Мой любимый А.С. Пушкин»; «Зимушка хрустальная»; «Краса ненаглядная» - выставка работ в масштабах детского сада, где дети с родителями могли почувствовать себя настоящими творцами, делая поделки по мотивам народных промыслов. Участвовали в конкурсе рисунков «Сбербанк России», где дети заняли призовые места. К новому году дети приносили игрушки для украшения группы, сделанные своими руками с помощью взрослых. Все участники конкурсов и выставок традиционно награждались сладкими медалями.
В конце учебного года я подвела итоги своей работе и сделала такие выводы:
У детей повысился интерес к художественной деятельности в целом, стали видеть и ценить красивые предметы и явления в окружающем мире, эмоционально окрашивать свое отношение к ним;
Дети стали более наблюдательны, аккуратны, доброжелательны в общении друг с другом и взрослыми людьми;
Повысилась самооценка;
Действия детей стали целенаправленными, регулируемыми, осмысленными;
Работы стали более красочными, предметы располагают на всем пространстве листа, больше используют выразительные средства;
Большинство детей освоили нетрадиционные техники рисования, более свободно стали экспериментировать с ними в свободной деятельности.
Дети воспроизводят и анализируют образец по памяти;
Повысилась речевая активность детей;
По результатам педагогической диагностики получились такие результаты: владеют созданием изобразительного образа (Приложение1):
техникой использования изобразительных материалов и инструментов:
-- на высоком уровне – 10 детей, – на среднем уровне – 15 детей, – на низком уровне – 1 ребенок;
формообразующими движениями :
– на высоком уровне – 8 детей, -- на среднем уровне – 14 детей, – на низком уровне – 4 ребенка ;
средствами выразительности владеют:
-- на высоком уровне – 6 детей, -- на среднем уровне – 12 детей, – на низком уровне – 8 детей.
Проявляют самостоятельность в деятельности (Приложение 2):
– на высоком уровне – 13 детей, – на среднем уровне – 11 детей, – на низком уровне – 2 детей
Проявляют творчество (Приложение 3):
самостоятельность в замысле:
-- на высоком уровне – 11 детей, – на среднем уровне - 13 детей, – на низком уровне – 2 ребенка;
стремятся наиболее полно раскрыть тему:
-- на высоком уровне – 4 ребенка, -- на среднем уровне – 13 детей, – на низком уровне – 9 детей;
проявляют оригинальность в изображении:
-- на высоком уровне – 6 детей, -- на среднем уровне – 12 детей, – на низком уровне – 8 детей.
Я думаю, что выбрала правильное направление. Как правило, у всех детей, с различными диагнозами, наблюдается недостаточное развитие мелкой и общей моторики. А где, как не в изобразительной деятельности это можно так хорошо развивать. В процессе изобразительной деятельности, развивается не только ручная умелость, но и зрительно-моторная координация, а также творческая активность.
Однако, несмотря на проделанную работу и системный подход к
проблеме, я не достигла в полной мере желаемых результатов. Анализируя уровни освоения программы по разделу «Художественная деятельность детей», я пришла к выводу, что на формирование изобразительных навыков влияет недоразвитие мелкой моторики рук. У детей с низким уровнем освоения изобразительных навыков, умений, пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку воплощать в рисунках задуманное.
Проведя с детьми обследование мелкой моторики по методике Т. Гризик («Ребенок в детском саду» 2002г. №№ 1-2) установила, что из 26 детей, в первой подгруппе «А» - дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо – всего 16%, во второй подгруппе «Б» - дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо – 44%, в третьей подгруппе «В» - дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо – 32% и в четвертой подгруппе «Г» - дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстает от возрастной нормы – 8% (Приложение 4).
Но, в общем, моя работа не стали более сдержанными, внимательными друг к другу и аккуратными. Повысился интерес к изобразительным видам деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук детей моей группы, я наметила на будущее такую работу:
Решила провести с детьми в следующем году углубленную работу по развитию мелкой моторики рук детей моей группы. Для этого разработала педагогический проект «Создание системы работы по развитию мелкой моторики у детей 5-6 лет». (Приложение 6).
Совместно с логопедом написала перспективный план «Развитие мелкой моторики у детей старшей группы» (Приложение7).
Решила как можно больше использовать коррекционные упражнения.
Буду расширять знания и умения детей в новых видах изобразительной деятельности и конструировании: заниматься бумагопластикой, пластилинографией, конструированием из бросового материала, оригами. В подготовительной к школе группе хочу заинтересовать детей техникой изонити и аппликацией из бисера.
Стану продолжать работу с родителями в выбранном направлении: проведу три выставки работ, сделанных совместно с детьми:
- с использованием природного материала «Осенние подарки»,
- с использованием цветных нитей, веревочек, техники оригами «Зимние забавы»,
- с использованием семян, крупы, макаронных изделий «Весна-красна»,
- консультацию о важности развития мелкой моторики.
Продолжу развивать личность ребенка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанные на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми. Нацеливать детей на естественное и непринужденное приобщение к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному творчеству, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(237) "Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП."
["seo_title"] => string(146) "vliianiie-khudozhiestviennogho-slova-na-razvitiie-tvorchiestva-c-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia-u-dietiei-s-diaghnozom-dtsp"
["file_id"] => string(6) "275472"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1452584621"
}
}