«Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
«Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»»
Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровуюдеятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Актуальность . Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,
процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.
воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
- оформление центра «Занимательная математика»
Этапы работы:
1.Организационный этап
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208 с.
4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».
9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
2.Перспективный план работы на 2021- 2022 учебный год с детьми
СЕНТЯБРЬ
- Проведение первичной диагностики.
- Анализ и оформление результатов диагностики.
- Составление перспективного плана работы.
ОКТЯБРЬ
- Изучение литературы по теме самообразования.
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)
НОЯБРЬ
- Проведение занятий с использованием счетных палочек.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
- Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»
ДЕКАБРЬ
- Оформление уголка занимательной математики в группе.
- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки
ЯНВАРЬ
- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
ФЕВРАЛЬ
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)
МАРТ
- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)
АПРЕЛЬ
- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».
МАЙ
- Оформление документации
- Проведение итоговой диагностики
- Анализ, оформление результатов диагностики.
- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год
3. Накопительно-практический этап:
Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года).
Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательногоразвития).
Работа с детьми.
Сроки
Содержание работы
Использование д/игр
Сентябрь
Мониторинг начальных знаний об элементарных
Дидактические
игры
на
октябрь
математических представлениях.
усвоение понятия «цвета»:
«Сделаем
кукле бусы»,
«Цветная вода», «Цветные
палочки».
ноябрь
Объединение предметов в группу по цвету, форме,
«Найди пару», «Разложи по
размеру.
коробочкам».
декабрь
Выделение части группы. Нахождение «лишних»
д/игра «Что лишнее?», «Что
предметов.
изменилось?»
январь
Знакомство с понятиями «один», «много».
Дидактические
игры
по
развитию
количественных
представлений: «В лес за
грибами», «Малина для
медвежат», «Угости зайчат».
февраль
Сравнение групп предметов
по количеству
Дидактические
игры
по
(столько же, больше, меньше).
развитию
равенства
на
основе сопоставления
двух
групп предметов: «Угостим
белочек
грибочками»,
«Жучки
на
листиках»,
«Бабочки и цветы».
март
Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,
Дидактические
игры:
формирование умения соотносить цифру с
«Подбери
дорожки
к
количеством.
домикам»,
«Почини
Формирование представлений о непосредственном
коврик», «Мостики для
сравнении предметов по длине и ширине (длиннее–
зайчат», «Подбери дорожки
короче, шире – уже, выше – ниже).
к домикам».
апрель
Знакомство с геометрическими фигурами: круг и
Дидактические
игры:
шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник,
«Геометрическое
лото»,
овал.
«Разложи
фигурки
по
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5,
домикам», «Катится – не
формирование умения соотносить цифру с
катится», «Найди пару по
количеством.
форме».
май
Формирование пространственных
представлений:
Дидактические
игры
на
на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-
расположение
в
внутри, за-перед и др.
пространстве:
«Возьми
Количественный и порядковый счет от 1 до 5.
игрушку»,
«Магазин
Сравнение предыдущего и последующего чисел.
игрушек».
Дидактические
игры
на
умение соотносить цифры с
количеством: «Следопыты»,
«Строители»,
«Магазин
игрушек».
Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и
В течение года
демонстрационного материала.
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей.
В течение года
3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль
Ноябрь
дидактических игр в воспитании детей дошкольного
возраста».
4. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
март
5.Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»
Февраль
6. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
7. Оформление центра «Занимательная математика»
В течение года
8. Изготовление папки передвижки по математике для родителей
Апрель
9.Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойство предметов»
В течении года
Работа с педагогами
• Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Проведение открытого занятия по ФЭМП
4.Заключительный этап
Подготовить отчет по данной теме; результат деятельности представить на итоговом педсовете и итоговом родительском собрании.