Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по непосредственно образовательной деятельности "Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников"»
Характеристика особенностей развития детей среднего возраста.
6
2.
Планируемые результаты освоения программы
7
2.1.
Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте
7
II.
Содержательный раздел
8
3.
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребёнка.
8
3. 1.1.
Образовательная область «Познавательное развитие»
8
3.1.2.
Перспективно-тематическое планирование .
11
3.1.3
Пример региональной модели перспективного планирования по познавательно-исследовательской деятельности
17
4.
Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.
19
4.1.1.
Способы направления детской инициативы.
19
4.1.2.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
20
III.
Организационный раздел.
23
5.
Организация режима пребывания детей в дошкольных группах
23
6
Особенности организации предметно-пространственной среды
25
7
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие».
30
8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
31
I.Целевой раздел.
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом концептуальных положений примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №111 от 05.02.2014 г. «О присвоении статуса пилотных площадок по апробации образовательной программы «Югорский трамплин» и проекта «разработка региональных моделей оценки качества дошкольного образования» образовательным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, расположенным на территории ХМАО-Югры в 2014-2015 годах»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №112 от 05.02.2014 г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования ХМАО-Югры»;
Закон ХМАО – Югры «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в ХМАО – Югре»;
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей им. Г.Ф.Атякшева».
1.1.Цели и задачи реализации программы.
Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать обучающимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.
В фундаменте исследовательского поведения психическая потребность детей в поисковой активности. Она выступает в качества мотива – двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.
Цель: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Задачи:
приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
В настоящее время развитие исследовательского поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующая для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности любой сфере образования. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путём выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не мене важно и то, что для ребёнка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно учёному (проводить собственное исследование – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращаем внимания на природную исследовательскую потребность ребёнка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.
Обучение должно быть «проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность; тогда в нём есть всё, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в детском саду.
Объект исследования
информационная компетенция детей
Предмет исследования
процесс, формирования информационной компетенции обучающихся в рамках современных педагогических технологий (метод исследовательского обучения)
Цель исследования
Определить и экспериментально проверить результативность путей и средств формирования информационных компетентностей обучающихся с использованием исследовательского обучения.
Гипотеза исследования
Эффективность процесса формирования информационной компетенции обеспечивается при условии применения современных педагогических технологий (метод исследовательского обучения)
Сроки эксперимента
2019 – 2020г.
Условия реализации
- наличие нормативно- правовой и научно-методологической
основы эксперимента;
- теоретическая и практическая подготовка педагогов
- Аналитические отчёты по исследовательскому обучению детей, деятельности педагогов;
- проведение экспертизы результатов исследовательского обучения детей;
- проведение конференции, конкурса детских работ;
- публикации материалов исследовательской деятельности.
Взаимодействие с семьей.
Родительское собрание: «Исследовательская деятельность в семье» Цель: ознакомление родителей с содержанием программы развития исследовательской деятельности»
Лекторий для родителей «Роль семьи в развитии интереса к исследовательской деятельности ребёнка» Цель: ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское исследование»
Взаимодействие со школой.
Экскурсии с детьми в школу.
Ознакомление учителей с направлением педагогического поиска дошкольного образовательного учреждения по проблеме детского исследования.
Финансовое и материальное техническое обеспечение
Обновление оборудования групповых уголков экспериментирования и их оформления. Оборудование детской экспериментальной лаборатории.
Обустройство в группах мини-центров.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
В основе реализации Программы лежат основные подходы:
• культурно-исторический (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.);
• деятельностный (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);
• личностный (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и др.)
Данные подходы предполагают принципы построения Программы в соответствии с ФГОС ДО:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образованияявляется развитие ребенка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей.
1.3. Характеристика особенностей развития детей среднего возраста.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
2. Планируемые результаты освоения программы.
2.1. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте.
Реализация образовательных целей и задач программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей:
социально – коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно – эстетическое развитие;
физическое развитие.
Целевые ориентиры дошкольной ступени образования определяют социальные и психологические характеристики возможных достижений детей, в том числе формирование предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования:
ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.
II. Содержательный раздел.
3. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребёнка.
3. 1.1. Образовательная область «Познавательное развитие»
Ознакомление с миром природы.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
Основные задачи психолого-педагогической работы:
развитие сенсорной культуры;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
При реализации области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:
- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;
- для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.
«Познавательное развитие» предполагает:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве;
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира». (п.2.6. ФГОС)
«Приобщение к социокультурным ценностям».
Обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда «пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.).
Расширять представления детей о профессиях.
Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).
Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.
Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды на- родов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одеж- да, утварь, традиции и др.).
Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства)
Развитие познавательно - исследовательской деятельности
Первичные представления об объектах окружающего мира
Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.). Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.
Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).
Сенсорное развитие
Развивать восприятие, умение выделять разно- образные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, рас- положение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические).
Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы
Ознакомление с миром природы
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать
развивать любознательность.
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения:
деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
Продолжать знакомить с комнатными растениями.
Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как до- бывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).
Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток их некоторых характеристиках.
Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.
Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Сезонные наблюдения
Осень
Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Зима
Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.
Весна
Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).
Лето
Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).
Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор.
3.1.2. Перспективно-тематическое планирование .
Для работы над программой было разработано комплексно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста
Направление развития и образования детей (образовательная область) познавательное развитие.
возрастная группа средняя (4-5лет),
Тема недели
Взросло-детская деятельность
Отметка о выполнении
Литература
Непосредственно-образовательная
деятельность (НОД)
Форма организации
Сентябрь
«До свидания лето, здравствуй, детский сад!»
«До свидания лето, здравствуй, детский сад!»
«Грибы»
Ознакомление с природой.
Тема:«Что нам осень принесла»
Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах
Групповая,
Игра-соревнование, физминутка.
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр28
«Ягоды»
ФЦКМ
Тема:«Расскажите о любимых предметах
Цель: закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр18
«Неделя ПДД»
Ознакомление с природой.
Тема:«У медведя во бору…»
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр30
Октябрь
«Осень»
ФЦКМ
Тема:«Моя семья»
Цель: дать первоначальное представление о
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Стр 32
Неделя детской книги
Ознакомление с природой.
Тема: «Прохождение экологической тропы»
Цель:расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
Групповая, игра,работа с индивидуальными карточками.
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр 33
Я в мире человек
ФЦКМ
Тема:«Петрушка идёт трудиться»
Цель:учить группировать предметы по назначению
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр 21
Я в мире человек
Ознакомление с природой.
Тема: «Декоративные птицы»
Цель:дать детям представления о декоративных птицах
Групповая, дидактическая игра.
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр36
Ноябрь
«День народного единства»
ФЦКМ
Тема:«Мои друзья»
Цель: формировать понятия «друг», «дружба».
Подгрупповая, работа в рабочих тетрадях.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр24
«Я вырасту здоровым»
Ознакомление с природой.
Тема: «Осенние посиделки»
Цель:расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
Групповая, дидактическая игра.
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр38
Я и моя семья
ФЦКМ
Тема: «Петрушка идёт рисовать
Цель: продолжать учить группировать предметы по назначению , развивать любознательность.
Подгрупповая, работа в рабочих тетрадях.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр26
День матери
Ознакомление с природой.
Тема:«Скоро зима»!
Цель: дать детям представления о жизни диких животных зимой
Групповая, дидактическая игра.
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр41
Декабрь
Зима
ФЦКМ
Тема: «Детский сад наш так хорош лучше в мире не найдёшь» Цель: уточнить знания детей о детском саде
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр27
Мой край, моя страна.
Ознакомление с природой.
Тема: «Дежурство в уголке природы» Цель: показать детям особенности дежурства в уголке природы
Подгрупповая, работа в рабочих тетрадях.
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр43
Подготовка к новогодним праздникам
ФЦКМ
Тема: «Петрушка физкультурник»
Цель: учить группировать предметы по назначению, уточнить знания детей о видах спорта.
Групповая, дидактическая игра.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр28
Новогодний праздник
Ознакомление с природой.
Тема: «Почему растаяла снегурочка?» Цель: расширять представления детей о свойствах воды и снега.
Групповая, дидактическая игра.
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр45
Новый год
ФЦКМ
Тема: «Что такое улица?»
Цель: формировать элементарные представления об улице.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр31
Январь
Прощание с елкой
Ознакомление с природой.
Тема: «Стайка снегирей на ветках рябины»
Цель: расширять представления детей о многообразии птиц
Групповая, работа в рабочих тетрадях.
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр48
Колядки.
ФЦКМ
Тема: «Узнай всё о себе, воздушный шарик»
Цель: познакомить с резиной, её качествами и свойствами.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр33
Святочная неделя
Ознакомление с природой.
Тема: «В гости к деду природоведу»
Цель: расширять представления детей о зимних явлениях природы.
Групповая, работа в рабочих тетрадях.
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр50
Февраль
День Защитника отечества
ФЦКМ
Тема: «Замечательный врач»
Цель: формировать понятия о значимости труда врача и медсестры.
Групповая, работа в рабочих тетрадях.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр34
День Защитника отечества
Ознакомление с природой.
Тема: «Рассматривание кролика»
Цель: дать детям представления о кролике
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр53
День Защитника отечества
ФЦКМ
Тема: «Наша армия»
Цель: дать представления о воинах которые охраняют нашу Родину.
Групповая, работа в рабочих тетрадях.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр37
День Защитника отечества
Ознакомление с природой.
Тема: «Посадка лука»
Цель:расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр54
Март
8 марта.
ФЦКМ
Тема: «В мире стекла»
Цель: помочь выявить свойства стекла.
Групповая, работа в рабочих тетрадях.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр36
Весна
Ознакомление с природой.
Тема: «Мир комнатных растений»
Цель: расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр57
Знакомство с народной культурой
ФЦКМ
Тема: «В мире пластмассы»
Цель: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр40
Я вырасту здоровым
Ознакомление с природой.
Тема: «В гости к хозяйке луга»
Цель: расширять представления детей о разнообразии насекомых.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр59
Апрель
День смеха
ФЦКМ
Тема: «В гостях у музыкального руководителя»
Цель: познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя
Подгрупповая, работа в рабочих тетрадях.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр41
День космонавтики
Ознакомление с природой.
Тема: «Поможем Незнайке вылепить посуду»
Цель: расширять представления детей о свойствах природных материалов.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр64
Неделя театра
ФЦКМ
Тема: «Путешествие в прошлое кресла»
Цель: закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода.
Групповая, работа в рабочих тетрадях.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр43
День Земли
Ознакомление с природой.
Тема: «Экологическая тропа весной»
Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр 66
Май
1мая- День труда!
ФЦКМ
Тема: «Мой город»
Цель: продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечатель-ностями.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр46
День Победы.
Ознакомление с природой.
Диагностическое задание 1,2.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Срт69
Неделя ПДД
ФЦКМ
Тема: «Путешествие в прошлое одежды»
Цель: дать понятие о том , что человек создаёт предметы для своей жизни.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Стр48
До свидания детский сад!
Здравствуй, лето!
Ознакомление с природой.
Диагностическое задание 3, 4.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр 72
Здравствуй, лето!
ФЦКМ
Тема: «Плотник»
Цель: познакомить детей с работой плотника.
Групповая, дидактические игры
Ознакомление с природой в доу. О.А. Соломенникова
Стр 73
3.1.3. Пример региональной модели перспективного планирования по познавательно-исследовательской деятельности
Живая природа
Объект
Название опыта
Цель опытно-исследовательской деятельности
Материал и оборудование
Растение
Может ли растение дышать?
Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Растение
С водой и без воды.
Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода).
Два одинаковых растения, вода.
Растение
На свету и в темноте.
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Растение
Где лучше расти?
Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу.
Черенки традесканции, чернозем, глина, песок.
Растение
В тепле и в холоде.
Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.
Зимние или весенние ветки деревьев, цветы с клумбы вместе с частью почвы (осенью).
Растение
Лабиринт.
Установить, как растение ищет свет.
Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.
Животные
Наверх.
Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические
Земляные черви, земля, вода.
Животные
Дышат ли рыбы?
Установить возможность дыхания рыб в воде.
Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки для коктейля.
Неживая природа
Вода
Помощница вода.
Использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.
Вода
Как достать предмет, не опуская руку в воду.
Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.
Вода
Куда делась вода?
Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.
Вода
Дождик.
Познакомить детей с процессом конденсации.
Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.
Воздух
Живая змейка.
Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
Свеча, «змейка» (круг прорезанный по спирали и подвешенный на нить).
Воздух
Подводная лодка.
Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.
Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.
Почва
Могут ли животные жить в почве?
Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические
Почва, дождевые черви, металлическая тарелка, стекло, емкость с водой.
Физические явления
Магнит
Притягиваются – не притягиваются.
Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит.
Магнит
Необычная скрепка.
Определить способность металлических предметов намагничиваться.
Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки.
Электричество
Волшебный шарик.
Установить причину статического электричества.
Воздушные шары, ткань.
Электричество
Чудо – расческа.
Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета.
Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.
Человек
Уши человека
Сколько ушей?
Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.
Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека.
4. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.
4.1.1. Способы направления детской инициативы.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.
Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.
Содержание работы по развитию и педагогической поддержке инициативы в игре должно соответствовать возрасту воспитанников.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в среднем возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
4.1.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Одним из важных принципов технологии реализации рабочей образовательной программы для взаимодействия педагогов учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями (законными представителями) - условий воспитания в дошкольной образовательной организации. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей (законных представителей) и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
На современном этапе родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, что отражено в ст. 44Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Цель взаимодействия в современных условиях - это установление партнерских отношений участников педагогического процесса, активное включение родителей (законных представителей) в жизнь учреждения.
Воспитатель группы определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Взаимодействие педагога с родителями детей среднего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте педагог строит свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родителями воспитанников. Именно в этот период педагог корректирует детско - родительские отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания воспитатель уделяет развитию совместной деятельности родителей и детей — игровой, досуговой, художественной. В процессе совместной с родителями деятельности он опирается на
развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умения замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребенка.
Еще одно направление сотрудничества воспитателя с семьей — развитие родительского коллектива группы, создание детско-родительского сообщества, в котором родители могли бы обсуждать свои педагогические проблемы, совместно намечать перспективы развития детей группы. Кроме того, период старшего дошкольного детства непосредственно связан с повышением компетентности родителей по проблеме подготовки детей к школе, снижением уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу, определением совместных с педагогом условий для лучшей подготовки к школе каждого ребенка.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
1. Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников — развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности; помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.
2. Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема.
3. Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявлять внимание, заботу о взрослых и сверстниках.
4. Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье; поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.
5. Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе), развитию желания трудиться, ответственности, стремления довести начатое дело до конца.
6. Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.
Перспективный план по взаимодействию с родителями.
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяцы
Название мероприятия
Сентябрь
1. Организационное родительское собрание «Возрастные особенности детей 4-5лет»
2.Оформление уголка для родителей (информация о ФГОС ДО)
3 Выставка рисунков «Безопасная дорога глазами детей»
4. Памятка для родителей «Возрастные особенности детей пятого года жизни»
5. Оформление родительского уголка на осеннюю тему. «Золотая осень»
Октябрь
1. Стенгазета «Здоровьесберегающие технологии»
2. Выставка поделок из песка;
3. Выставка рисунков «Животный мир пустынь»;участие в создании макета.
4. Консультация «Закаливание».
5. Привлечение родителей к подготовке осеннего праздника.
6 Фотовыставка» Моя семья»
Ноябрь
1. Создание коллекций камней.
2. Проекты «Где используют глина, песок, камни»;
3. Выставка «Живые камни».
4.Круглый стол «Воспитываем добротой».
5.Родительский форум «Поговорим о нравственности».
6. Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать», «Как правильно общаться с детьми».
7. Наглядная информация «Вечер в семье»
Декабрь
1.Консультация «Как организовать выходной день с ребенком»
2.Конкурс творческих семейных работ «Елочная игрушка»
3.Практикум для родителей «Чтобы ребенок рос здоровым»
4.Консультация «Как определить темперамент ребенка»
5.Памятка «Пожарная безопасность»;
6.Конкурс плакатов «Чтобы не было беды»;
7.Конкурс совместных рисунков «Не играй с огнём»;
8.Папка-передвижка «Экспериментируем дома».
9..Вечер вопросов и ответов
10..Совместно проведенный новогодний утренник.
Январь
1.Круглый стол «Воспитываем добротой» Родительских форум «Поговорим о нравственности»
2.Памятка для родителей:
-«Искусство наказывать и прощать»
-«Как правильно общаться с детьми»
3.Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке»
4.Консультация «Сон как важная составляющая режима дня»
5.Фоторепортаж «Делимся семейным опытом»
6.Посиделки «Рождественские встречи»
7.Консультация «Роль семьи в познавательном развитии ребенка 4-5 лет»
8.Умный журнал «Наказание и поощрение маленьких задир»
«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
5.Беседа «Болезни грязных рук»
6.Консультация «Артикуляционная гимнастика»
7.Анкета и советы для родителей « Как выбрать место для летнего отдыха»
8.Информационный стенд «Уроки светофора»
9.Папка-передвижка «15 мая - День Семьи»
III. Организационный раздел.
5. Организация режима пребывания детей в дошкольных группах
Режим дня в учреждении - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение пребывания детей в учреждении. Режим дня во всех возрастных группах соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.
Режим организации жизнедеятельности детского сада определен:
с учетом социального заказа родителей (режим работы дошкольных групп: 12-часовое пребывание детей при пятидневной рабочей неделе) и нормативно-правовых требований к организации режима деятельности (СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»);
в соответствии с функциональными возможностями детей разного возраста;
на основе соблюдения баланса между разными видами активности детей;
в соответствии с особенностями организации гибкого режима пребывания детей в детском саду.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5-6 часов.
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольным образовательным учреждением в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – повседневного сна или перед уходом детей домой.
Большое значение имеет дневной сон в режиме дня в учреждении, который является одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка и важным режимным моментом. Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду, где воспитательно-образовательный процесс насыщен разнообразными формами образовательной деятельности, дающими как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. Дневной сон способствует восстановлению физиологического равновесия детского организма, помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа.
Учитывая то, что переход в состояние покоя требует определенного времени, важно создание соответствующих для этого условий: отсутствие посторонних звуков (шума, громких голосов, иногда даже шепота на фоне тишины),благоприятная эмоциональная атмосфера. Кроме того, педагоги используют разные средства: спокойную музыку, предметы для тактильного успокаивающего воздействия, тексты психологических установок, комплексы дыхательных и физических упражнений, декоративные элементы. Данные средства могут варьироваться в зависимости от возраста и особенностей детей.
В соответствии с п. 11.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет 12-12,5 ч, из которых 2,0-2,5 ч отводится на дневной сон. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его младшего воспитателя) в спальне обязательно.
На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Режим в дошкольных группах максимально приближен к индивидуальным особенностям ребёнка. Это улучшает настроение ребёнка, даёт ему возможность чувствовать себя в коллективе детей более комфортно, проявлять активность в различных видах детской деятельности. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.
Режим дня является основой организации образовательного процесса в зависимости от времени пребывания ребенка в группе. Он составляется на холодный и теплый период времени года. В рамках режима каждой возрастной группы составлены графики питания, прогулок, расписание непосредственно образовательной деятельности.
Так же, как и в младшей, в средней группе организация жизни детей строится в соответствии с гигиеническими нормами. У детей средней группы потребность организма в кислороде по сравнению с детьми трех лет увеличивается на 40%, что связано с перестройкой функции внешнего дыхания. Это требует особого внимания к систематическому проветриванию помещения, к обеспечению достаточного времени пребывания детей на свежем воздухе и к закаливанию.
При организации режима следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, организованных образовательных развивающих ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха. Ежедневно планируются две основные образовательные ситуации, направленные на решение программных задач в соответствии с образовательными областями с учетом их интеграции. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель по мере необходимости создает дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Режим дня старшего дошкольного возраста строится в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Он предусматривает разнообразную совместную развивающую деятельность и общение дошкольников с педагогом, а также самостоятельную деятельность по интересам и выбору детей.
Круглогодично, один раз в неделю, для детей старшего возраста (5-7 лет) следует организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. В теплое время года, при благоприятных метеорологических условиях, деятельность по физическому развитию максимально организуется на открытом воздухе.
Воздушный и тепловой режимы, освещенность групповой комнаты должны соответствовать принятым гигиеническим нормам.
Контроль за выполнением режимов дня осуществляется медицинскими работниками, старшим воспитателем, педагогами, родителями.
Режим дня
Режимные моменты
Средняя группа
Утренний приём детей. Прогулка. Свободная игра. Самостоятельная деятельность.
7.00-8.10
Утренняя гимнастика.
8.10-8.20
Культурно-гигиенические мероприятия. Подготовка к завтраку. Завтрак.
8.20-8.50
Игровая пауза. Подготовка к непосредственной образовательной деятельности. (НОД)
8.50-9.00
Непосредственная образовательная деятельность. Занятия
9.00-10.15
Второй завтрак.
10.20-10.30
Подготовка к прогулке, прогулка.
10.20-12.20
Возвращение с прогулки. Интеллектуальная разминка.
12.20-12.30
Подготовка к обеду. Обед.
12.30-12.55
Подготовка ко сну. Дневной сон.
12.55-15.00
Постепенный подъём. Закаливающие мероприятия.
Гимнастика после сна.
15.00-15.25
Полдник.
15.25-15.35
Игры, самостоятельная деятельность детей.
15.35-16.55
Чтение художественной литературы.
16.55-17.15
Подготовка к ужину. Ужин.
17.15-17.35
Игры, подготовка к прогулке. Прогулка.
17.35-18.35
Возвращение с прогулки. Встречи с родителями. Уход детей домой.
18.35-19.00
6. Особенности организации предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития, обеспечена возможность для общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, для двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Важно, чтобы предметно-развивающая среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
Предметно-развивающая среда групповых комнат
Зона
Основное предназначение
Оснащение
центр двигательной активности
Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности
Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности
Инвентарь для ОРУ: ленты, флажки, погремушки, платочки, кегли; мячи разных размеров;
Кольцеброс, бубен;
Наборы масок для подвижных игр;
Дискомфортные коврики, дорожки.
Инвентарь для массажа;
Дидактический материал;
Картотеки подвижных, спортивных, народных игр;
Карточки с комплексами упражнений.
Оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков
Для катания, бросания, ловли
Для ползания и лазания
Атрибуты к подвижным и спортивным играм
Нестандартное физкультурное оборудование
Гамачок
Гусеница
Мягкая мишень
Коврики для коррекции стопы
центр природы (наблюдений за природой)
Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности
Календарь природы и погоды
Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями, паспорт растений
Сезонный иллюстративный материал
Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику
Макеты, наборы животных
Дневники наблюдений за посадками.
Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы
Материал для проведения элементарных опытов
Дидактические и настольно-печатные игры экологического содержания
Атрибуты по уходу за цветами: лейки, лопатки, палочки для рыхления, салфетки из ткани, фартуки, опрыскиватель
Природный и бросовый материал, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.
Модели, схемы, пооперационные карты посадок.
Справочники, энциклопедии.
Детские халаты, клеенчатые передники
Литература природоведческого содержания
Муляжи фруктов, овощей; дикие и домашние животные
центр дежурств (бытового труда)
Атрибуты деятельности дежурных по столовой: фартуки, косынки.
Пооперационные карты с алгоритмом последовательности действий;
Образцы, иллюстрации
Инвентарь для уборки
центр для настольно-печатных игр
Расширение познавательного сенсорного опыта детей
Дидактический материал по сенсорному воспитанию
Дидактические игры разного содержания
Настольно-печатные игры
центр познания
Расширение познавательного опыта детей.
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности.
Стенд со сменяющимся материалом по познанию (расширению кругозора)
Наборы геометрических фигур - плоские, объемные
Наборы карточек с цифрами, счетные палочки, счеты
Логико-математические игры
Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, головоломки (по возрасту)
Счетный материал (фигуры объемные, палочки)
Занимательные примеры
Лабиринты
Верёвочки разной длины, ленты широкие и узкие
Линейки;
Модели: года, дней недели, частей суток, часы.
Дидактические игры на форму, цвет, размер, количество, часть – целое, сходства и различия
Игры с цифрами, монетами
Учебно-игровое пособие.
Книги-энциклопедии
Настольно – печатные, дидактические игры естественно – научного содержания
центр экспериментирования
Расширение исследовательской деятельности, познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности.
Природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена;
Песочные часы, лупы
Предметы для экспериментальной деятельности (ёмкости, материалы, весы и т.д.);
Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности
Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП
Макеты перекрестков, районов города
Дорожные знаки
Литература о правилах дорожного движения
Материалы, связанные с тематикой ОБЖ (иллюстрации, игры);
центр книги
Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.
Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей
Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой
Материалы о художниках – иллюстраторах
Портреты поэтов, писателей (старший возраст)
Тематические выставки
Книги (стихи, проза, журналы, энциклопедии и т.д.);
Выставки: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников и т.д.;
центр театра
Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях
Ширмы
Элементы костюмов (маски, полушапочки героев сказок)
Различные виды театров: пальчиковый, настольный, «Бибабо» и др. (в соответствии с возрастом)
Предметы декорации
Аудизаписи сказок, литературных произведений
речевой центр
Пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, пальчиковые игры, буквы из разных материалов и т.д.;
Литературные игры, игры с грамматическим содержанием;
Султанчики, вертушки, ленточки для дыхательной гимнастики
Мнемотаблицы для составления предложений и рассказов;
Пособия по краеведению (символика города, страны, игры, альбомы и т.д.);
Предметные и сюжетные картинки;
Альбомы или подборка иллюстраций по темам;
центр творчества
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности.
Развитие ручной умелости, творчества.
Выработка позиции творца
Бумага разного формата, разной формы, разного тона
Материал для изобразительной деятельности: краски, карандаши, мелки, баночки-непроливайки. ножницы, бумага, клей, салфетки, пластилин, стеки, доски и т. д.
Доски для рисования мелом, фломастерами
Наличие цветной бумаги и картона
Рулон простых белых обоев;
Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации
Природный, бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
Альбомы- раскраски
Трафареты
Мольберты, столы
Дидактическое пособие с образцами, алгоритмами
выставочный центр(детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
Приобщение к
прекрасному
Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки
Предметы народно – прикладного искусства
Лепные украшения: станковая, жилищная и декоративная скульптура, скульптура малых форм.
Репродукции, книжная графика
Игры, плакаты и пособия по цветоведению, на развитие чувства композиции, по жанрам искусства
Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей
Место для сменных выставок произведений изоискусства
Наборы демонстрационного материала по изоискусству
Тематические подборки детских работ
Ткань для драпировок
Детская и энциклопедическая литература по изобразительному искусству
центр музыки
Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности
Музыкальные инструменты: колокольчики, бубны, металлофоны, барабанчики, дудочки, музыкальные шкатулки, аудиосредства (магнитофон, наборы дискет с записями музыкальных произведений).
Портреты композиторов (старший возраст)
Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
Игрушки- самоделки
Музыкально- дидактические игры
Музыкально- дидактические пособия
центр для игр с песком и водой
Развитие познавательного опыта, мелкой моторики пальцев рук.
Ванна с песком и водой
Атрибуты для игр: стаканчики, бутылочки, лейки и т.д.
7. Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие».
Старшая группа. По программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой,
Т.С.Комаровой. Волгоград. Учитель,2009 г
6. О.В.Дыбина. Программа по организации поисковой деятельности детей
дошкольного возраста. Ребёнок в мире поиска. Сфера. Москва 2009г
7. А.И.Савенков. «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики»
Дошкольное воспитание №2,2000 г, стр.8-17
8. А.И.Савенков. Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского
обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г
9. Скоролупова, О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] : в 2 ч. Ч. 1 / О. А. Скоролупова. - М. : Скрип-торий, 2003, 2007.
10. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения [Текст] / Э. Я. Степаненкова. - М. : Просвещение, 1979.
11. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулке с малышами [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2—4 лет / С. Н. Теплюк. - М., 2006.
12. Шишкина, В. А. Прогулки в природу [Текст] / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. - М. : Просвещение, 2003.
13. Шорыгина, Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи [Текст] / Т. А. Шорыгина. - М., 2000.