по тематической направленности – социально-педагогическая,
по функциональному предназначению – учебно-познавательная,
по форме организации – кружковая,
по времени реализации – годичная.
Новизна программы состоит в следующем:
Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному обучению в начальной школе.
Учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного образования и начальной школы;
Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра – с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду;
Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.
Актуальность.
Подготовка детей к школе на сегодня приобретает все большую актуальность. Во многом это связано с тем, что с проникновением западной культуры и ее ценностей, в стране меняются условия развития ребенка – развитие часто заменяется простыми изменениями. Ребенок развивается, его внутренний мир расширяется, но к реальному физическому миру это зачастую не имеет никакого отношения. Случается, ребенок, начинающий ходить в школу, может перечислить имена всех «смешариков», «фиксиков» и «Барбоскиных», знает, как проходить сложнейшие уровни в новейших компьютерных играх, но не знает, как называется страна, в которой он живет, чем река отличается от моря, не может на вид отличить букву от цифры.
Конечно, не все дети такие. Все же, многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Иногда вполне удачно. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне.
В школе ребенок не начинает, а продолжает развитие. Обычно подразумевается, что научить ребенка всему, подготовить его к получению дальнейшего образования – обязанность школы. Но на практике это работает редко. В действительности большинство школьных учителей предпочитает (и часто имеет к этому основания) уделять внимание тем детям, которые уже обладают каким-то уровнем подготовки, которые способны воспринимать школьную программу не как что-то совсем новое, а как совершенствование имеющегося опыта. А остальным ученикам обычно ставят тройки – иногда заслуженно, иногда – из жалости.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы для наиболее эффективного решения проблем при переходе детей из детского сада в первый класс. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников необходимо стараться, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за первых же трудностей, а превратилось в желание к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно.
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
– игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
– информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
– технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка.
Цель программы: развитие у детей 6-7 лет речевой деятельности и познавательных способностей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.
Второй раздел: развитие математических представлений и логики
Основные задачи при реализации данной программы:
По первому разделу:
Развитие речи и обучение грамоте:
Образовательные:
• обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
• подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
Развивающие:
• развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
• развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
• развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
• развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ.
Образовательная программа «Скоро в школу» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы. Данная программа готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Сроки реализации. Продолжительность реализации программы – семь месяцев (период с октября месяца по апрель месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в неделю.
Формы и режим занятий.
Программа предусматривает работу группы в количестве 8-15 человек.
Формы организации занятий:
- совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей.
- индивидуальная – беседы;
- занятия формирования и закрепления знаний и умений.
Ожидаемые результаты после реализации программы.
По первому разделу:
- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», « предложение»; знать порядок букв (алфавит);
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- свободно и осознанно читать простые слова
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- проявлять интерес к родному языку.
По второму разделу:
- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше - меньше, равно);
- уметь составлять и решать арифметические задачи;
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Скоро в школу» – открытое занятие для родителей.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов и тем
Количество
всего
теория
практика
Октябрь
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Числа-цифры
(Развитие математических представлений и логики)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Ноябрь
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Числа-цифры
(Развитие математических представлений и логики)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Декабрь
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Арифметические задачи
(Развитие математических представлений и логики)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Январь
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Арифметические задачи
(Развитие математических представлений и логики)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Февраль
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Арифметические задачи
(Развитие математических представлений и логики)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Март
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Арифметические задачи
(Развитие математических представлений и логики)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Апрель
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Логические задачи
(Развитие математических представлений и логики)
4 занятия по 30 минут
10 мин
20 мин
Итого
56 занятий
4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
календарно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц
Название темы
Краткое описание темы
Октябрь
Звуки и буквы
Гласные звуки и буквы
А,У,О
Согласный звук М (Мь), буква
Согласный звук С (Сь), буква
Согласный звук Х(Хь), буква
Числа-цифры
Цифры от 0 до 5;
Математические знаки +, -,=
Ноябрь
Звуки и буквы
Звук Ш, буква Ш
Сопоставление С и Ш
Согласный Л (Ль),буква Л
Гласный Ы
Числа - цифры
Цифры от 5 до 10
Математические знаки ,
Декабрь
Звуки и буквы
Согласный звук Н (Нь), буква
Согласный звук Р (Рь) ,буква
Сопоставление Р и Л
Согласный звук К (Кь), буква
Арифметические задачи
Арифметические задачи на сложение
Январь
Звуки и буквы
Согласный звук П (Пь), буква
Согласный звук Т (Ть) ,буква
Гласный И
Согласный звук В (Вь), буква
Арифметические задачи
Арифметические задачи на вычитание
Февраль
Звуки и буквы
Согласный звук З (Зь), буква Сопоставление З и С
Согласный звуки Ж, буква
Согласный звук Б (Бь), буква
Арифметические задачи
Составление арифметических задач
Март
Звуки и буквы
Согласный звук Г (Гь), буква
Согласный звук Д (Дь), буква
Звук Й
Ь - показатель мягкости
Арифметические задачи
Составление арифметических задач
Апрель
Звуки и буквы
Гласные Я, Ю, Е
Согласные Ц, Ч
Звуки Щ, Ф (Фь)
Гласный Э
Логические задачи
Логические задачи на внимание
Закрепление умения решать все виды задач
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения – игровые. В данной дополнительной образовательной программе используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.
Форма занятий – игровая.
Приемы и методы.
Игровые: использование игр и игровых персонажей.
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры).
Словесные: объяснение, беседа, использование художественной литературы (стихи, загадки).
Практические: выполнение заданий
Дидактический материал:
азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами)
фланелеграф;
индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;
картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);
предметные картинки для составления предложений и задач
сюжетные картинки для составления рассказов;
тетради в клетку;
мнемотаблицы;
рабочие листы - прописи букв, цифр;
игры со словами
Техническое оснащение: помещение комнаты дополнительного образования, телевизор, ноутбук, магнитофон.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волина, В. В. Учимся, играя: методическое пособие/ В. В. Волина. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
2. Гризик, Т. И. Готовлюсь к школе: методическое пособие / Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
3. Жукова, О. И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе : учебная литература / О. И. Жукова. – М.: АСТ, 2009. – 66 с.
4. Затулина, Г. Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте: учебно-методическое пособие / Г. Я. Затулина. – М.: Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.
5. Игнатьева, Л. В. Азбука. Мой первый учебник. ФГОС ДО / Л. В. Игнатьева, Е. В. Колесникова. – М.: Ювента, 2015. – 96 с.
6. Игнатьева, Л. В. Читаю и пишу: Рабочие тетради №1, №2 (комплект). К книге «Азбука. Мой первый учебник» / Л. В. Колесникова. – М. : Ювента, 2015. – 80 с.
7. Новикова, В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе: методическое пособие / В. П. Новикова. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 48 с.
8. Новиковская, О. А. Сложи словечко : игровые модели обучения и воспитания / О. А. Новиковская. – Санкт – Петербург : Паритет, 2006. – 15 с.
9. Радуга: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.В. Соловьевой. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
10. Федосова, Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
11. Федосова, Н. А. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
12. Федосова, Н. А. От слова к букве: пособие для детей 5-7 лет. В 2 частях. Часть 1. / Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с.
13. Федосова, Н. А. От слова к букве : пособие для детей 5-7 лет. В 2 частях. Часть 2. / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015. – 95 с.
14. Шевелев, К. В. Готовимся к школе : рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2 ч. Ч. 1, 2. ФГОС ДО / К. В. Шевелев. – М.: Ювента, 2015. – 64 с.
15. Шумаева, Д. Г. Как хорошо уметь читать: обучение дошкольников чтению: программа-конспект / Д. Г. Шумаева. – М.: Детство – Пресс, 2010. – 188 с.