Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Школа умелого карандаша"»
Рабочая программа "Школа умелого карандаша"
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы «Школа умелого карандаша» Подрезовой И.А. и в соответствии с основными требованиями ФГОС дошкольного и начального образования.
Изучение курса подготовки руки к письму проводится по учебному пособию «Школа умелого карандаша» Подрезовой И.А.
Программа рассчитана на 7 месяцев (октябрь-апрель). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 26 занятий в год. Программа предусматривает один год обучения. Продолжительность занятий - 25 минут, процессу письма на занятии отводится не более 10 минут.
Цель программы: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом; развитие психических процессов (мышление, произвольное внимание, память и др.) и личностных качеств (терпение, усердие, способность к самооценке и др.), формирующих навыки ориентации в тетради и выполнения письменных заданий.
Задачи для детей 5 -7 лет:
Тренировать тонко координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.
Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
Способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Планируемые результаты обучения
курса «Школа умелого карандаша»
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Личностные результаты:
– соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на занятиях;
– использовать полученные знания и умения для решения практических задач;
– формировать мотивацию к школьному обучению.
Метапредметные результаты изучения курса:
Регулятивные:
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– учиться работать по предложенному учителем плану
– соблюдать правила посадки, положение руки, ручки и тетради при письме. Правильно сидеть за партой при письме. Знать упражнения для проведения физкультминуток.
– соблюдать правильное положение тетради и положение ручки в руке при письме правой и левой рукой.
– контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква, выбирать лучшую из написанных букв.
– принимать участие в выработке критериев для оценивания написанного.
– делать простые выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные :
– оформлять свои мысли в устной форме;
– слушать и понимать речь других;
– договариваться в группе, совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Предметные результаты (характеристика деятельности обучающихся)
К концу года дети должны знать и уметь:
Знать
Уметь
Знать гигиенические правила письма.
Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.
Уметь правильно держать ручку, карандаш.
Знать правила штриховки.
Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
Знать правила работы с тетрадью.
Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
Знать правила работы с ножницами.
Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.
Содержание программы «Школа умелого карандаша»
Рисование по клеточкам
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
Подготовка руки к письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.
Пальчиковая гимнастика
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.
Графические упражнения. Штриховка
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают уверенность штриха.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Вырезывание ножницами
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму, а ее половину.
Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю". Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Тематическое планирование занятий по подготовке руки к письму
1 занятие в неделю, 26 занятий в период обучения
один год обучения (5 -7 лет)
№
Тема занятия
Виды работ
Цели и задачи работы
1
Рисование точек
1. Пальчиковая гимнастика «Замок».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «фигура».
4. Зрительный диктант из счетных палочек.
5. Физкультминутка «Как живешь?»
6. Работа в альбоме
- Познакомить детей с тетрадью в клетку;
- научить их ориентироваться в клетке с помощью точек; а также на нелинованной бумаге;