Просмотр содержимого документа
«Проект по исследовательской деятельности "Эти удивительные камни"»
Проект по исследовательской деятельности
« Эти удивительные камни»
Воспитатель: Адмаева Елена Васильевна
Образовательная область – познание.
Вид проекта – групповой, информационно-познавательно-исследовательский.
Участники проекта – дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта
Живя в стране богатой полезными ископаемыми, дети не знают об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует гармоничному развитию личности, формированию активного словаря, развивает воображение, Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Цель проекта – создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.
Задачи проекта
1. Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
3. Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней
4. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека.
5. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
6. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.
Предполагаемый результат
У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Дети имеют представление о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия; проявляют познавательные способности, демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; воплощают идеи в творческой деятельности.
Этапы реализации проекта
1 этап – выявление первоначальных знаний детей о камнях.
Что мы знаем о камнях?
Что мы хотим узнать?
Где узнать ответы на ваши вопросы?
Камни твердые, а еще они разные. Из них делают дома, дворцы, мосты; используют для опытов. Из них делают браслеты, бусы и берут для изучения. Бывают каменные дороги и стены. Из них делают колонны, серьги. Я знаю мрамор, из него бывают ступеньки и чаша. Я видела в музее. Я знаю гранит. Он есть у меня дома. У меня дома есть каменная фигурка.
Почему камни бывают красивые и блестящие? Как из них делают драгоценности? Какие бывают камни? Как появились камни? Как из камней получают украшения? Почему камни такие разные? Откуда взялись камни?
Спрошу у мамы и папы. Расскажет воспитатель. Нужно посмотреть в книжке. Есть все в компьютере. Посмотреть в журнале. Найти картинки про камни.
Информация для родителей о предстоящей деятельности. Подбор демонстрационного материала по данной теме.
Коллекция камней.
2 этап – совместная деятельность взрослого и детей осуществляется с учетом интеграции образовательных областей.
Познание. Опытно-экспериментальная деятельность. Ознакомление с окружающим миром. Формирование элементарных математических представлений.
Коммуникация. Составление детьми творческих рассказов. Словесное описание ребенком камня. Создание альбома.
Художественное творчество. Пластилинография. Ручной труд. Рисование.
Социализация. Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики. Настольно-печатные игры «Камень потерялся». Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада».
Безопасность. Беседа «Как вести себя в лаборатории».
Чтение художественной литературы: сказка И.Н. Рыжовой «О чем шептались камушки», П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», стихи, пословицы и поговорки о камнях.
Просмотр мультфильмов по мотивам сказок П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок».
Сотрудничество с семьей: оформление альбомов «Как подобрать для себя камень», консультация «Использование камней в жизни человека», разработка маршрутов выходного дня, рекомендации для родителей по изготовлению вместе с детьми книжки-малышки.
Книжка-малышка «Разные камни».
Малахитовый зал Эрмитажа.
3 этап – создание тематического альбом «Вот такие камни», проведение викторины «Что мы знаем об удивительных камнях», изготовление макет поверхности Земли, оформление мини-музея «Удивительные камни».
Макет поверхности Земли.
Экспозиция «Музей камня»
Цели создания данной экспозиции – знакомство детей с разнообразием камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями, развитие мышления, тактильного внимания, моторики рук.
В целом вся экспозиция рассказывает о мире камней, его красоте и разнообразии.
Экскурсоводом здесь может быть сама Хозяйка Медной горы – воспитатель, который надевает корону и накидку. Предварительно в группе воспитатель рассказывает сказки Бажова и детям очень интересно посетить «владения» Хозяйки Медной горы.
Камни-самоцветы и многочисленные изделия очень красивы и всегда привлекают внимание детей и взрослых. На их примере можно объяснить детям, как человек использует камни.
Дети трогают, гладят камни, играют с «ящиком ощущений», выкладывают сериационные ряды: от самого маленького до самого большого, от самого светлого до самого темного, от самого гладкого до самого шершавого, от самого округлого до самого острого и т. п.
При посещении данной экспозиции также используются игры на развитие тактильного внимания. Например, детям дается информация, что камни бывают на ощупь самые разные: холодные, теплые, гладкие, шероховатые. Я использую «ящик ощущений»: ребенок должен на ощупь догадаться, какой камень у него в руках (проигрывание со зрителями).
Также можно ввести элементы экспериментирования – я предлагаю детям разобраться, почему камни бывают разноцветными? Предлагаю детям скатать несколько цветных кружочков пластилина и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. При этом педагог говорит: «Проходило время. Миллионы лет каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один пласт». С помощью пластмассового ножичка дети разрезают пластилин и рассматривают полосатые срезы. Задание: найти в мини-музее камни, которые образовались подобным образом.
Для того чтобы детям лучше понять, как вода, ветер разрушают камни, мы проводим такую игру – физминутку (игра иллюстрирует процесс разрушения горы):
Стоит гора-старушка, Поднимают руки вверх.
До небес макушка. Тянутся на цыпочках.
Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук.
Ее дождик поливает, Встряхивают кистями рук.
Стоит гора, страдает. Прикладывают ладошки к щекам.
И камешки теряет. Педагог дотрагивается – дети
«откатываются» от горы.
Раскатились камушки, Двумя руками показывают на пустое
И с той самой поры место.
Ничего не осталось
от нашей горы!
Посещение этой экспозиции расширяет у детей представление о различных природных объектах, развивает экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
Идеи проекта
Все занятия по проекту «Эти удивительные камни» взаимосвязаны, дают продолжение для других видов деятельности – как самостоятельной, так и коллективной – для того, чтобы и педагог и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное, желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.
Результат
В ходе реализации проекта
мы успешно провели занятия;
организовали экскурсию в магазин «Мир камня»;
собрали и оформили альбом «Мир камня»;
дополнили материалом уголок предметно - развивающей среды совместно с детьми изготовлены дидактические игры «Узнай и назови»; «Что из чего?»; «Камень потерялся»;
совместно с родителями оформили в группе «Музей камня», макет «Горы и пещеры»;
подготовили с детьми презентацию «Музея камня».
В ходе проектирования дети
знают, из чего состоит почва; как добывают земные богатства и где используют;
проявляют познавательные способности;
демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
способны определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно;
готовы к индивидуальному самовыражению;
с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
совершенствуют мелкую моторику рук;
Стратегия реализации проекта
1 этап. Рождение проблемы
Дети играли на улице и стали собирать камни, решили занести их в группу и собрать коллекцию камней. Тогда и возникла идея создать мини - музей и подробно познакомиться с природными ископаемыми.
Примерные вопросы
Воспитатель:
- Ребята, это действительно полезные ископаемые? Какие полезные ископаемые вы знаете? Кирпич является полезным ископаемым или его делают люди?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Что вы знаете о полезных ископаемых земли?
Ответы детей. Они находятся в Земле, в пещерах, в глубине, под землей. Их добывают, выкапывают. Они полезные. Их используют люди для жизни. Это нефть, уголь, соль, золото, песок, глина и другие.
Воспитатель:
- Что бы вы хотели еще узнать?
Ответы детей. Какие еще есть камни? Как добывают из земли полезные ископаемые? Что из них делают?
Воспитатель:
- Где узнать ответы на ваши вопросы?
Ответы детей. Спросить у родителей. Узнать на занятиях от воспитателя.
Прочитать в энциклопедии и других книгах.
2-й этап. Мероприятия и события с детьми.
Занятия (интеграция познавательной и продуктивной деятельности)
Оформление выставки «Фотоматериалы «Эти удивительные камни».
Изготовление поделок из природного материала «Что из чего?».
Раскраски «Украшения».
Экскурсия в магазин «Мир камня».
Оформление альбома по итогам экскурсии «Мир камня».
Рассматривание коллекции камней.
Чтение художественной литературы
П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: «Что такое вулкан», «Что такое подземные богатства?», «Сказка про каменный уголь», «Что внутри шахты», «Откуда берется бензин?», «О чем шептались камешки?»