«Математика порядок, симметрию определенность.
А это важнейшие виды прекрасного».
(Аристотель)
Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике в соответствии с новыми требованиями (ФГОС).
Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки уровня развития ребёнка в процессе реализации поставленных задач. Работа над проектом позволяет осуществить интеграцию различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребёнка, тем самым, обеспечив дошкольникам возможность организовать свою самостоятельную деятельность, используя полученные знания о математических понятиях.
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.
(Формирование элементарных математических представлений) в старшей группе МБДОУ д\с «Лукоморье»
Тема | Задачи | Мероприятия | Взаимодействие с семьей |
Октябрь | |
«Геометрические фигуры» | Закрепить знания о геометрических фигурах | ФЭМП: Познакомить с геометрическими фигурами, телами Познавательное развитие: Расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Развитие речи: Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах: "История, о которой не написано в книге" (ТРИЗ) Ознакомление с худ. литературой: Чтение сказок: «Колобок», «Город геометрических фигур». Придумывание историй о прямоугольнике, квадрате, треугольнике… Физ. воспитание: Закрепить математические понятия через использование предметов определенных форм. Изо-деятельность: Аппликация из геометрических фигур, из кругов. Игровая деятельность: «Что общего и чем отличаются», «Подбери по форме», «Найди, что лишнее», "Угадай картинку, закрепленную на доске" (ТРИЗ), «Угадай по описанию» (ТРИЗ), «Найди плоскую геометрическую фигуру определенного цвета» (ТРИЗ), Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки. Исследовательская деятельность: сравнение: Прямоугольник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом и шаром. | 1.«Удивительные возможности игры» Цель: ознакомить родителей с разнообразием совместных игр со своим ребенком с помощью дидактических игр математического содержания. |
Ноябрь |
Длинный - короткий; высокий – низкий. | Закрепить понятие «длинный», «короткий», «высокий», «низкий»; умение подбирать полоски разной длинны. | ФЭМП: Закрепить понятие длинный, короткий, высокий низкий Познавательное развитие: умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе «Найди самый длинный, короткий…», «Самое высокое дерево» Развитие речи: составление рассказов и сказок о длинных и коротких человечках Ознакомление с худ. литературой: «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост», развивающая сказка: «Длинный, короткий». Изо-деятельность: «Длинный и короткий мост», рисование по сказке «Длинные и короткие человечки», «Украсим коврик». Физ. воспитание: Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, прыжки на длинной и короткой скакалке. Физминутка «Дуб» Игровая деятельность: "Угадай предмет и определи по величине" (ТРИЗ), "Угадай предмет и определи по высоте" (ТРИЗ), «Длинное, короткое», «Соберем бусы», «Подбери дорожки к домикам», «Мостики для зайчат», «Найди одинаковые полоски» Исследовательская деятельность: Восприятие длины (сравнение двух лент – длинной и короткой) |
Декабрь |
Величина предмета | Закрепить с детьми понятие о величине предметов, о геометрических фигурах. | ФЭМП: Уточнить знания детей о понятиях «высокий», «низкий», «выше», «ниже», «шире», «короче». Познавательное развитие: рассматривание иллюстраций, нахождение заданных предметов в окружающей действительности, в природе. Развитие речи: Составление описательных рассказов о предметах заданной формы. Ознакомление с худ. литературой: чтение стихов, загадок Изо-деятельность: рисование «Зимний лес», «Большие и маленькие дома» лепка «Глубокие и мелкие тарелки». Физ. воспитание: Физминутки: «Когда я буду маленький», «Великаны и гномы», «У медведя», использование на занятиях больших и маленьких кубов, шаров, мячей. Игровая деятельность: "Угадай картинку, закрепленную на доске" (ТРИЗ), "Угадай предмет и определи по величине" (ТИЗ), «Близкие по значению», «Три квадрата», «Кому какая форма». | .«Что делать с почемучками?» Цель: ознакомить родителей с методами работы с любознательными детьми. |
Январь | |
Сравнение | Учить сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки. | ФЭМП: Учить детей делить предметы на две и более группы. Познавательное развитие: нахождение заданных групп предметов в окружающей действительности, в группе, в природе. Развитие речи: использование в речи большой – более/менее большой, маленький – меньше, короткий – короче, Изо-деятельность: лепка двух разных групп предметов, рисование «Такие разные четырехугольники», «Продолжи закономерность». Игровая деятельность: «Сколько всего», «Цепочка» (ТРИЗ), «Каких фигур недостаёт?», «Раздели на группы», «Одинаковые или разные», «Что выше (шире)», «Веселые матрешки», «Лабиринты: кто кому звонит?», «Разбей фигуры по признаку». Исследовательская деятельность: учить сравнивать группы предметов по разным признакам | |
Февраль | |
Время | Расширять представления о частях суток и уточнение понятия «сутки». Формировать представления о последовательности дней недели, времен года | ФЭМП: Познакомить с днями недели Познавательное развитие: наблюдение за сменой частей суток, дней недели, времен года, рассматривание картин Развитие речи: составление сказок, использование в речи таких понятий как «утро», «вечер», «день», «ночь» Ознакомление с худ. литературой: «Старик - годовик», чтение стихов о частях суток, о днях недели, временах года. Изо-деятельность: рисование «Осень», «Зима», «Вечер в кругу семьи» Физ. воспитание: Утренняя гимнастика обращать внимание детей, на то в какой день недели у нас физкультурные занятия. Игровая деятельность: "Машина времени" (ТРИЗ), "Зеркало времени" (ТРИЗ), "Необычное время" (ТРИЗ), «Что сначала, что потом», «Наш день», Игра-развлечение. «Веселая неделя», «Соедини предметы». | .«5 друзей открыли счёт» Цель: ознакомить родителей, как в домашних условиях знакомить детей с математикой, как разнообразить совместную деятельность со своим ребенком. |
Март | |
Пространство | Упражнять детей в нахождении местоположения: «впереди», «сзади», «слева», «справа», «перед», «за». | ФЭМП: Закрепить знания детей о понятиях «слева», «справа», «между» Познавательное развитие: Рассматривание картин и иллюстраций «Найди загаданный предмет» Развитие речи: учить при составлении рассказов и сказок использовать в речи Изо-деятельность: рисование «Наша группа», «Дорисуй» Физ. воспитание: перестроения, упражнять детей в нахождении местоположения: «впереди», «сзади», «слева», «справа», «перед», «за». Игровая деятельность: "Угадай, где спряталась игрушка» (ТРИЗ), "Зеркальная "Да – нет" (ТРИЗ), (ТИЗ), «Близкие по значению», | «По законам логики» Цель: обмен опытом родителей о развитии логического мышления старшими дошкольниками. |
Апрель | |
Счет | Закрепить количественный счет, умение соотносить число с количеством предметов. | ФЭМП: Закрепить представления детей о порядковых числительных в пределах 10 Познавательное развитие Развитие речи: Ознакомление с худ. литературой: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Теремок», "Про козленка, который умел считать до десяти" стихи и загадки о цифрах. Изо-деятельность: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги, превращение цифр в предметы: «На что похожи» Физ. воспитание: Физминутка: «Раз, два, три», Игровая деятельность: Игра "Да – нет" (ТРИЗ), Игра "Путаница" (ТРИЗ), «Математические круги" (ТРИЗ), «Что сначала, что потом», «Обведи правильную цифру», «Распредели числа в домики», Исследовательская деятельность: | «Учим математике» Цель: практические рекомендации для родителей, направленные на развитие логического мышления. |
Май | |
Задачи на смекалку | Упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление. | ФЭМП: Задачи-шутки, головоломки, задания на сообразительность. Познавательное развитие: самостоятельное составление детьми логических задач Ознакомление с худ. литературой: Задачи-шутки в стихах. Изо-деятельность: Рисование по задачкам Игровая деятельность: "Путешествие в страну Математики" (ТРИЗ), «Каких фигур недостаёт?», «Угадай-ка», «Лабиринты», «Найди отличия». | |
(Формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе МБДОУ д\с «Лукоморье »
| Задачи | Средства | Самостоятельная деятельность | Совместная деятельность |
СЕНТЯБРЬ | Учить детей работать в парах. | | Предлагать детям вдвоем (учить договариваться). |
Закрепить название геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник», учить классифицировать фигуры по разным признакам. | Фигуры разной величины, формы, цвета. | Раскладывание фигур по разным признакам. | «Сложи узор», «Найди пару». |
Познакомить детей с многоугольником, его признаками, со способами рисования в тетради. | | Развивающая игра «Закрой окошко». | |
Упражнять в счете в пределах 10, учить отсчитывать по предложенной цифре, соотносить цифру с количеством. | Комплекты цифр, набор мелких игрушек. | Рассматривать книги, игра «Чудесный мешочек». | «Назови соседей», «Точечки». Счет на ощупь. |
Познакомить детей с тетрадью и ее назначением, знаками: «», « | Тетради, карандаши, знаки «», « | Работа в тетради. | Словарная игра «Назови число». |
Развивать ориентировку в пространстве, закрепить временные представления, названия дней недели. | | Работа с календарем в уголке «Природа». | Игра с мячом «Что, где?», «Живая неделя». |
Развивать произвольную память, внимание, воображение | | | Знакомство с игрой «Внимание». |
Развивать речь. | | | Игры «Наоборот», «Отгадай, что такое», «Назови пропущенное слово» |
| Задачи | Средства | Самостоятельная деятельность | Совместная деятельность |
ОКТЯБРЬ | Работа детей в парах. | | Игра в парах «Какой цифры не стало». | |
Познакомить детей с составом числа три, четыре, пять; учить составлять число из двух меньших чисел; продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и учить «записывать» это при помощи цифр и знаков; упражнять в счете по осязанию, в прямом и обратном счете в пределах 10. Учить считать по заданной мере. | Карточки с разноцветными кружками на составление чисел из двух меньших. «Математический набор». Плоские яблоки из материала, внутри каждого яблока от 5 до 10 фасолей. | Переселить в две норы семейство «белок» и «лисиц»… Счет на ощупь. | Развивающая игра «В какой руке сколько». «Считай – не ошибись». «Игра с кубом». |
Учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, форме, цвету: учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преображать их; учить составлять предмет из 8 треугольников. | Фигуры; счетные палочки. | Развивающая игра «Сложи из треугольников». Выкладывание фигур из счетных палочек. | «Кто больше заполнит». |
Учить измерять с помощью условных мер длину предмета; учить 1/5, 2/5; познакомить детей с деньгами, их предназначением; упражнять в ориентировании на листе бумаги; упражнять в окружающем пространстве. | Полоски 15 х 2 см, мерка 3 х 2 см другого цвета, карандаш, ножницы. Деньги (монеты, купюры). | Изготовление полотенец для кукол. Рассматривание, обследование. | Сюжетно-ролевая игра «Магазин». «Найди спрятанную игрушку». |
Закрепить временные представления | Иллюстрации с изображения осени, книги. | | Разучивание стихов. |
Способствовать развитию мышления. | | «Отгадай-ка». | Задания из книги «Ложка для малышей». |
| Задачи | Средства | Самостоятельная деятельность | Совместная деятельность |
НОЯБРЬ | Учить детей составлять число: шесть, семь, восемь из двух меньших чисел; упражнять в счете в пределах 10; учить пользоваться цифрами и знаками; учить называть «соседей» данного числа; продолжать учить увеличивать и уменьшать числа на 1; познакомить со знаками: плюс («+»), минус («–»). | Карточки с цифрами счетные палочки. Карточки со знаками «+, «–». | Игра «В какой руке сколько». Игра в парах «Увеличь число». | Игра «Найди соседа». |
Закрепить знания о геометрических фигурах (многоугольники); учить составлять силуэты различных предметов из 8 треугольников. | Разнообразные предметы, имеющие разную форму (коробки, пуговицы и т.д.) | Развивающие игры «Сложи треугольник», «Сложи квадрат», «Сложи из треугольников». | Игра «Назови предмет». |
Учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки. | Крупа, мерки разной величины. | Педагог дает задание, дети выполняют и делают выводы. | На занятиях. |
Учить ориентироваться на листе бумаги; упражнять в ориентировании в пространстве, при определении положения. Упражнять пользоваться словами «слева», «справа», «впереди», «сзади». | | Работа в тетради. | Развивающая игра «Кукольная комната». «Где звенит колокольчик». |
Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать. | Таблицы «Найди отличие». | | |
Развивать произвольное внимание, память, самооценку. Способствовать развитию мышления. | | Ставить себе оценку: за правильный рисунок «+», за неправильный «–». | Игра «Внимание». «Шашки». |
| Задачи | Средства | Самостоятельная деятельность | Совместная деятельность |
ДЕКАБРЬ | Учить детей составлять числа девять, десять из двух меньших чисел; упражнять в счете по составленной мерке. Познакомить детей с составом, образованием и записью каждого из чисел второго десятка; учить считать до 20. | «Математический набор». | Игра «В какой руке сколько». Развивающая игра «Пятнашки». | Игра «Покажи». «Кто знает – пусть дальше считает». |
Закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция. | Пластилин, счетные палочки. Набор геометрических фигур. | Лепка фигур, выкладывание фигур. | Игра «Отвечай быстро». |
Учить детей с помощью условных мерок определять объем жидкости. | | | Измерение жидкости на занятиях. |
Закрепить названия дней недели, названия месяцев. | | Работа с календарем. | «Лови, бросай, дни недели называй». |
Познакомить детей с часами и их назначением; упражнять в определении времени по часам с точностью до часа. | Модель «Часы». | Развивающая игра «Дроби». | |
Развивать память, внимание, умение видеть закономерности в изображении предметов. | | | Познакомить с новой игрой «Внимание, угадай!». |
Развить речь детей (называть слова, противоположности по смыслу). | | | Игра «Наоборот». |
| Задачи | Средства | Самостоятельная деятельность | Совместная деятельность |
ЯНВАРЬ | Продолжить учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу. | Счетные палочки, камешки, ракушки и др. | Выкладывать в ряд цифр до 20. Игра в парах «Найди ошибку». | По заданию воспитателя составлять число из счетных палочек, «записывают» его. Игра «Назови скорей». |
Закрепить названия геометрических фигур: «трапеция», «прямоугольник», «треугольник»; учить составлять силуэт из восьми равнобедренных треугольников; развивать воображение. | | Развивающая игра «Сложи из треугольников». | «Кто куда убежал». |
Упражнять детей ориентировании в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху», «вниз». | Развивающая игра «Маша – растеряша». | Развивающая игра «Кукольная комната». | «Найди игрушку». |
Закрепить названия месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. Учить определять время по часам с точностью до получаса. | | Развивающая игра «Часы». | Игра «Двенадцать месяцев». |
Познакомить развитию логического решения. | Песочные часы, настенные и др. | Игра «шашки». Развивающая игра «крестики и нолики». | Работа в книге «Ложно малышам. |
| Задачи | Средства | Самостоятельная деятельность | Совместная деятельность |
ФЕВРАЛЬ | Работа детей в командах. Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «–», «=». | Игра «Учись считать». Книга «Раз, два, три…» | Составление примеров. Работа с книгой. | Игра «Посмотри вокруг». Игра «Считай двойками». |
Учить детей считать двойками. Упражнять в счете в пределах 20, уметь называть «соседей» заданного числа. | Счетные палочки. | | Игра «Назови соседей». |
Упражнять детей в делении квадрата на восемь равных частей; учить показывать одну часть из восьми, а также 2/8, 5/8, 8/8, учить составлять силуэт предметов из 8 равнобедренных треугольников. | Квадраты разных размеров, клей, ножницы. | Развивающая игра «Сложи квадрат». Развивающая игра «Танграм». Развивающая игра «Сложи из треугольников». | |
Упражнять в ориентировании на плоскости, используя слова: «между», «рядом», «сбоку»… | | Развивающая игра «Маша – растеряша». | |
Упражнять в измерении длины разными мерками. | Карандаши, ленты, полоски разной длины. | | |
Закрепить названия дней недели; уметь определять время по часам; закрепить названия месяцев. | Модель «Часы». Картинки с изображением электрических приборов с часами (телевизор, стиральная машина и др.) | Развивающая игра «Часы». | Игра «круглый год». |
| Задачи | Средства | Самостоятельная деятельность | Совместная деятельность |
АПРЕЛЬ | Продолжать учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание в пределах 20; закрепить знания о четных и нечетных числах. | Кубики с цифрами и знаками. Книга «Заниматика» | Развивающая игра «Учись считать». Рассматривание и работа с книгой. Составлять и решать задачи. | Игры по желанию детей. |
Учить из треугольников образовывать новые многоугольники. | Картинки с изображениями разных домов. | Наблюдение. | «Архитекторы». |
Упражнять в измерении жидкости; рассказать, что такое литр, пол литра. | | | |
Упражнять в ориентировании в пространстве; учить выполнять задания, которые дают сами дети, учить читать диктант по готовому рисунку (ориентировка на листе бумаги в клетку). | Образцы графических диктантов. | Игра-занятие «Ушные кисточки». Работа в тетради. | Игра «Встань, где я скажу». |
Упражнять в названии дней недели; продолжать закреплять временные представления. | Кубики на гранях, которых картинка с изображениями времен года. Модель «Часы». | | |
Развивать внимание, связную речь, мышление. | Раздаточный материал к играм. | Игра «Повторяй за мной». | Развивающая игра «Четвертый лишний». «Что и где изменилось». |
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ. | | | |