Проект "Дикие животные нашего края" (для разновозрастной группы 5-7)
Проект "Дикие животные нашего края" (для разновозрастной группы 5-7)
Проблема социально- коммуникативного воспитания детей дошкольного возраста была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшней день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Настоящий проект призван обеспечить знания дошкольников о животных Урала, воспитывать чувство гордости за свой край.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Дикие животные нашего края" (для разновозрастной группы 5-7) »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
необособленное структурное подразделение
Проект
«Дикие животные нашего края»
(для разновозрастной группы 5-7 лет)
Подготовила: учитель-логопед
О.С.Чистякова
Первоуральск, 2015г.
Паспорт проекта
Актуальность:
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, животных родного края. Любое животное, будь даже аквариумная рыбка или маленькая мышка, украшает нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче.
Ученые доказывают, что в результате общения с животными человек становится не только добрее, но и здоровее. Не может быть человеком Человек без внимательного, нежного и трепетного отношения к животным. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства, собственным примером. Можно задуматься, может ли человек, который выбрасывает на улицу котенка, щенка или другое живое существо, быть настоящим другом, хорошим родителем, искренне любящим вас человеком? Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только если мы вместе будем учится бережному отношению к животным.
Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
В процессе наблюдений за детьми заметила устойчивый интерес к животным – дети рисовали животных, делились впечатлениями от увиденных познавательных передач, рассматривали энциклопедии. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о подготовке животных к зиме.
Проблема:
Проблема социально- коммуникативного воспитания детей дошкольного возраста была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшней день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Настоящий проект призван обеспечить знания дошкольников о животных Урала, воспитывать чувство гордости за свой край.
Вид проекта:
информационно-творческий.
Продолжительность проекта:
краткосрочный с 28.09 по 01.11.2015 года.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
Для детей:
- обучающие:
обогащать и систематизировать знания детей о диких животных нашего края, о подготовке животных к зиме, о значении диких животных в природе и для человека;
уточнять и обогащать словарный запас детей по теме;
развивать связную речь: составлять описательный рассказ о животном, умение придумывать сказку на заданную тему и последовательно передавать сюжет.
воспитывать интерес к сказкам, рассказам о животных.
- развивающие:
развивать навыки коммуникативного общения;
развивать творческие способности и воображение путем придумывания загадки о животном, путём сочинения сказки и передачи ее содержания театрализованной деятельности;
развитие крупной и мелкой моторики при выполнении подвижных игр и в процессе конструирования и изобразительной деятельности;
развивать интеллектуальную инициативу и поисковую деятельность;
развивать умение из имеющихся способов решения проблемы выбирать один и использовать его;
развивать умение самостоятельно анализировать полученные результаты;
воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь животным, чувство гордости за родной край.
Для педагогов:
направлять действия детей в поиске ответа на вопрос, оказывать детям помощь в планировании деятельности;
оказывать им по необходимости практическую помощь;
составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;
привлекать родителей к оказанию помощи детям в поисках ответа на поставленный вопрос, подборе материала для создания проекта.
Для родителей:
оказывать детям помощь в поиске источника ответа на поставленный вопрос;
принимать участие в подборе материала для создания макета;
принимать участие в создании страничек для книги.
Для социальных партнеров (библиотека):
предоставить во временное пользование детские энциклопедии с информацией о животных нашего края.
Предполагаемый результат:
Дошкольники приобретут новые знания о подготовке диких животных лесов Урала к зиме; дети смогут узнавать их по описанию, составлять описательные рассказы о животных, используя опорную схему; знать среду обитания, зимовку диких животных, особенности подготовки животных к зиме, пользу диких животных. Дети научатся применять полученные знания в продуктивной деятельности. Будет создана соответствующая предметно- развивающая среда.
Основные методы и формы реализации проекта:
определение темы, постановка цели и задачи;
определение методов и приёмов работы;
подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;
подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
подбор материала для творческого труда;
составление системной паутинки.
Продукт проектной деятельности:
Книга «Животные нашего края», фотографии занятий, презентация макета «Жизнь животных в лесу», Книжка-малышка с загадками.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей;
Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.
Подбор природного материала для создания макета «На лесной опушке».
Вариант мотивации 1 Вырезать из бумаги следы зверей и разложить их на полу по направлению к макету с ежом под листвой.
Вариант мотивации 2 Выставить макетс диким животным в лесу, разложить в центре литературы книги о животных, вывесить картинки диких животных Урала. Что изменилось в группе? Что нового появилось в группе? Как вы думаете, что это такое?
Вариант мотивации 3 Если в детском саду достаточно хороший запас игрушек, попытаться изменить среду - убрать мышек, зайцев, кукол, а принести игрушки, изображающие диких животных. Разложить литературу, содержащую информацию о животных.
Формулирование проблемы 1
Таким образом можно постепенно подвести вопросами о ком пойдёт речь. Педагог говорит детям о том, что она купила для них книгу о животных, но вот только был сильный ветер и все листочки у книги растрепались, и в моих руках осталась только обложка и несколько? Что же нам делать???? Выслушиваются предложения детей. Далее подводится итог дальнейшего плана работы.
Формулирование проблемы 2
Дети пополняют книгу новыми страничками и педагог предлагает продолжить книготворчество дома с родителями.
Планирование. Работа с «Паутинкой»
Основной этап – реализация проекта
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА Подготовить листы бумаги с силуэтами животных, нитки оранжевого, серого, чёрного цвета, белую вату, цветной песок, пластилин, чай, кофе,клей, кисти для клея, операционная карта с заданием и последовательностью выполнения.
Задание: с помощью предложенного материала сделать аппликацию «Белки», «Лисы» и т.д.
Данная деятельность развивает творческие способности у детей, мелкую моторику, помогает запомнить части тела животного, наличие и цвет шерсти и т.п.
ЦЕНТР ПРИРОДЫ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Детям предложены картинки животных и их детёнышей, картинки места зимовки, а так же журналы и книги для самостоятельного вырезывания картинок, листы бумаги А4, клей и кисти, операционная карта с заданием и последовательностью действий.
Задание: детям предлагается с помощью аппликаций оформить странички книги «Детёныши диких животных» и «Кто чем питается», «Кто где зимует»
Дети сами должны подобрать соответствующие парочки и наклеить на страничку.
Дополнительные виды деятельности: можно предложить детям нарисовать картинку. Если таковую не нашли среди картинок и в книгах.
ЦЕНТР КНИГИ
Организована выставка «Писатели о животных». Подготовлены картинки с изображением хищных и травоядных животных, старые журналы или книги для самостоятельного вырезывания, бумажные листы формата А4, клей, кисти, операционная карты с последовательностью действий, на листах можно для примера наклеить по одной картинке. Задание- наклеить на листы отдельно хищных и травоядных животных.
ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ Предложены листы бумаги А4, салфетки, элеметы деревьев для выбора:веточки, бумажные стволы деревьев, различный природный материал: листья, шишики, орешки, мох и др., клей, кисти, фигурки животных, операционная карта с последовательностью действий.
Задание: детям предлагается изготовить из предложенного материала объемную аппликацию на выбор и поместить туда животного, дети объединяются в подгруппы: «Берлога для медведя», «Дупло для белки», «Нора для лисы» п др.
Данная деятельность развивает аналитические и творческие способности детей, помогает делать осознанный выбор необходимых предметов, оюъясняя свои действия и спрашивая у взрослых.
Детям предложены листы с заданиями на выполнение арифметических действий и задачек, например, вместо цифр нарисованы фигурки животных (пять медведей минус 3 медведя, шесть ежей минус два ежа), картинки – фигурки животных (таких же как на листе с заданиями), клей, кисти для клея, операционная карта с заданием и последовательностью выполнения.
Задание: «Составь и реши задачку»- детям предлагаются на выбор листы бумаги с заданиями, оформленными виде аппликации или рисунка («картинка-картинка=? ) ребёнок должен решить задачку наклеив соответсвующее число картинок медведей.
Пример задания 2: «Пять» знак + цифра 5=? И фигурка белочки. Ребёнок должен придумать и предложитьсвоё решение оформить ответ (наклеить или нарисовать шесть фигурок белок или иное). Вариантов задачек может быть множество.
Дети могут сами придумывать задачки и оформлять их аппликациями.
ЦЕНТР ТЕАТРА
Детям предложены герой- дикие животные и атрибуты для театрализации сказок
Данный вид деятельности
Совершенствует умения объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия. Формировать умение договариваться о выборе героя сказки.
Детям предоставлена возможность придумывать свои сказки.
РЕЧЕВОЙ ЦЕНТР Представлены загадки о животных и сжемы для составления загадок самостоятельно.
Представлены картинки животных и таблицы-схемы для составления описательного рассказа о животном.
ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ Детям представлены карточки – схемы для двигательных игр «Охотник и зайцы»; «Бездомный заяц»; «Зайцы и волк»; «Лиса в курятнике».
Данный вид Учит воспринимать характер и поведение животных с помощью подвижных игр.Развивает быстроту, силу, ловкость детей в подвижных играх.
Объявление для родителей
Дорогие мамы и папы! Мы хотим много узнать о животных нашего края и поместить все знания на страничках книги. Помогите нам создать странички о жизни животных в лесу и подобрать природный материал для изготовления макета «Жизнь в лесу»
Ваши будущие зоологи
Заключительный этап.
Презентация книги «Животные нашего края», фотографии занятий, презентация макета «На лесной опушке», презентация книжки-малышки с загадками.
В ходе реализации проекта «Дикие животные наших лесов» достигнуты определенные результаты:
Дети знают большое количество животных нашего края, знают их характерные особенности, особенности поведения, среду обитания, способы подготовки к зиме, о значении животных в природе для человека;
Владеют большим словарным запасом по теме и активно им пользуются при построении речевого высказывания в ситуации общения, при выражении своих мыслей и желаний.
Умеют составлять описательные рассказы о животных, придумывать сказку и последовательно передавать сюжет. Широко применяют показ сказок в свободной деятельности, используя для этого атрибуты.
Развита крупная и мелкая моторика: он подвижен, вынослив и умеет контролировать и управлять своими движениями
Проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – в игре, общении, конструировании.
Дети способны договариваться, проявлять взаимопомощь и поддержку друг другу.
Умеют самостоятельно анализировать полученные результаты, делиться впечатлениями.
Проявляют любовь и заботу к природе, чувство гордости за свой край
Список используемой литературы:
Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.« Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»- М., 2009
ООП ДО МАОУ СОШ №12, 2015г.
И. Лопухина “Логопедия – речь, ритм, движение” ,СПб.: Дельта,1997.
Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., илл.
8. Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик- справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.: ил.
9 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.