kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по здоровьесбережению воспитанников в ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по здоровьесбережению воспитанников в ДОУ.»

МДОУ детский сад комбинированного вида №53









Программа по здоровьесбережению воспитанников группы №3.











Воспитатели:

Коваленко И. А.



















  1. Пояснительная записка

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

        Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

       В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

        В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

         Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

       Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.  

        В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

       Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Создание комфортного микроклимата в детском коллективе;

  • Внедрение современных здоровьесберегающих технологий;

  • Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности детей и их родителей;

  • Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;

Ожидаемый результат:

  1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;

  2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;

  3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.

  4. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;

  5. Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья;

  6. Снижение уровня заболеваемости детей;

  7. Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;

  8. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)























ПЛАН – ЦИКЛОГРАММА

мероприятий по здоровьесберегающим технологиям

 

Вид мероприятия

Периодичность

Возрастная категория

Утренняя гимнастика

Каждый день утром

(с использованием видео «Уроки тетушки Совы»)

Все группы (от 3 до 7 лет)

Физкультурные занятия в зале

2 раза в неделю

Все группы (от 3 до 7 лет)

Игровое физкультурное занятие на прогулке

1 раз в неделю

Все группы (от 3 до 7 лет)

Закаливающие мероприятия:



- Закаливание воздухом



- Хождение босиком



- Дорожка здоровья (ребристая)



- Дорожка здоровья (солевая)



-Сухое обтирание рукавичкой



- Полоскание полости рта и горла



- Закаливание солнцем


В различных формах физкультурно-оздоровительной работы



На прогулках, в течении всего года

В группе, в течении всего года



Перед «тихим часом»





После «тихого часа»



После обеда





После обеда



В весенне-летний период

Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы (от 3 до 7 лет)

Динамические паузы

Во время занятий, 1-5 мин., по мере утомляемости детей

Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы (от 3 до 7 лет)

Подвижные игры и элементы спортивных игр

Как часть физкультурного занятия в зале, на прогулке

Все группы (от 3 до 7 лет)

Логоритмическая гимнастика

Как часть занятия, в заключительной части, в вечернее время

Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы (от 3 до 7 лет)

Гимнастика пальчиковая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, перед занятием

Все группы (от 3 до 7 лет)

Гимнастика для глаз

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, перед обедом

(с использованием ИКТ)

Средняя, старшая и подготовительная группы (от 4 до 7 лет)

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Все группы (от 3 до 7 лет)

Гимнастика пробуждения

После тихого часа

Средняя, старшая и подготовительная группы (от 4 до 7 лет)

Оздоровительный бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке

Во время дневной прогулки

Все группы (от 3 до 7 лет)



Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского).

Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.



Динамические паузы

Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.


Логоритмическая гимнастика

Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц. 




Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.

Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).



Гимнастика для глаз

Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день 3-5 минут. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.



Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.

Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.



Гимнастика пробуждения

Поднять настроение и мышечный тонус детей, устранить последствия сна.

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.




Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.

Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.

Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.

Оздоровительный бег 2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.



Закаливающие мероприятия

Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.

Воспитатели выбирают из предложенных методов закаливающие процедуры, которые они будут проводить с детьми своей группы. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.

Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

  • Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.

  • Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.

  • Широко использовать для закаливания и оздоровления не
    традиционное физкультурное оборудование.

  • Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические
    движения.

  • После сна выполнять упражнения для пробуждения.


  • В осенне-зимний период применять чесночные бусы.



Летняя оздоровительная работа.

Формы организации оздоровительной работы:

  • закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;

  • физкультурные занятия в природных условиях (на лугу, спортивной площадке);

  • физкультурные досуги и развлечения;

  • утренняя гимнастика на воздухе;

  • витаминизация: соки, фрукты, ягоды.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». М.,2000.

  2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.,1993. – 132с.

  3. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.

  4. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.

  5. Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.: ТЦ Сфера,2007

  6. Краснов М.В, Е.В. Березенцева. Закаливание детей дошкольного возраста.-Чебоксары, 1998.

  7. Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009

  8. Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. -  2002г.

  9. Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников./ М.: Изд-во Гном и    Д., 2003  












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по здоровьесбережению воспитанников в ДОУ.

Автор: Коваленко Ирина Александровна

Дата: 21.04.2020

Номер свидетельства: 547589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Организация здоровьесберегающей среды с учетом индивидуально - возрастных особенностей воспитанников дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(147) "orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-s-uchietom-individual-no-vozrastnykh-osobiennostiei-vospitannikov-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259595"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448798146"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Здоровьесберегающие технологии в детском саду. "
    ["seo_title"] => string(58) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "239018"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444679666"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Семинар (мастер-класс) для педагогов "я здоровье берегу, сам себе я помогу!""
    ["seo_title"] => string(80) "sieminar_mastier_klass_dlia_piedaghoghov_ia_zdorov_ie_bierieghu_sam_siebie_ia_po"
    ["file_id"] => string(6) "438419"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1510502355"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства