Программа по здоровьесбережению воспитанников в ДОУ.
Программа по здоровьесбережению воспитанников в ДОУ.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по здоровьесбережению воспитанников в ДОУ.»
МДОУ детский сад комбинированного вида №53
Программа по здоровьесбережению воспитанников группы №3.
Воспитатели:
Коваленко И. А.
Пояснительная записка
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?
Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Цели и задачи программы
Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
Задачи:
Создание комфортного микроклимата в детском коллективе;
Внедрение современных здоровьесберегающих технологий;
Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности детей и их родителей;
Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья;
Снижение уровня заболеваемости детей;
Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
ПЛАН – ЦИКЛОГРАММА
мероприятий по здоровьесберегающим технологиям
Вид мероприятия
Периодичность
Возрастная категория
Утренняя гимнастика
Каждый день утром
(с использованием видео «Уроки тетушки Совы»)
Все группы (от 3 до 7 лет)
Физкультурные занятия в зале
2 раза в неделю
Все группы (от 3 до 7 лет)
Игровое физкультурное занятие на прогулке
1 раз в неделю
Все группы (от 3 до 7 лет)
Закаливающие мероприятия:
- Закаливание воздухом
- Хождение босиком
- Дорожка здоровья (ребристая)
- Дорожка здоровья (солевая)
-Сухое обтирание рукавичкой
- Полоскание полости рта и горла
- Закаливание солнцем
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
На прогулках, в течении всего года
В группе, в течении всего года
Перед «тихим часом»
После «тихого часа»
После обеда
После обеда
В весенне-летний период
Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы (от 3 до 7 лет)
Динамические паузы
Во время занятий, 1-5 мин., по мере утомляемости детей
Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы (от 3 до 7 лет)
Подвижные игры и элементы спортивных игр
Как часть физкультурного занятия в зале, на прогулке
Все группы (от 3 до 7 лет)
Логоритмическая гимнастика
Как часть занятия, в заключительной части, в вечернее время
Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы (от 3 до 7 лет)
Гимнастика пальчиковая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, перед занятием
Все группы (от 3 до 7 лет)
Гимнастика для глаз
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, перед обедом
(с использованием ИКТ)
Средняя, старшая и подготовительная группы (от 4 до 7 лет)
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Все группы (от 3 до 7 лет)
Гимнастика пробуждения
После тихого часа
Средняя, старшая и подготовительная группы (от 4 до 7 лет)
Оздоровительный бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке
Во время дневной прогулки
Все группы (от 3 до 7 лет)
Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского).
Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.
Динамические паузы
Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.
Логоритмическая гимнастика
Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день 3-5 минут. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика пробуждения
Поднять настроение и мышечный тонус детей, устранить последствия сна.
Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.
Оздоровительный бег 2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.
Закаливающие мероприятия
Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.
Воспитатели выбирают из предложенных методов закаливающие процедуры, которые они будут проводить с детьми своей группы. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.
Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.
Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
Широко использовать для закаливания и оздоровления не традиционное физкультурное оборудование.
Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.
После сна выполнять упражнения для пробуждения.
В осенне-зимний период применять чесночные бусы.
Летняя оздоровительная работа.
Формы организации оздоровительной работы:
закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
физкультурные занятия в природных условиях (на лугу, спортивной площадке);
физкультурные досуги и развлечения;
утренняя гимнастика на воздухе;
витаминизация: соки, фрукты, ягоды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». М.,2000.
Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.,1993. – 132с.
Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.
Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.
Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.: ТЦ Сфера,2007
Краснов М.В, Е.В. Березенцева. Закаливание детей дошкольного возраста.-Чебоксары, 1998.
Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009
Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. - 2002г.
Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников./ М.: Изд-во Гном и Д., 2003