kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования технической направленности «лего-конструирование».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 программа

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЕ».Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ. 

Целью рабочей программы является: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через совершенствование его конструкторских способностей.

Задачи рабочей программы:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

  • Основными участниками реализации программы являются: дети среднего возраста, родители (законные представители), педагоги. Средняя группа от 4 до 5 лет – количество детей – 42

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования технической направленности «лего-конструирование».»







Рабочая программа

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЕ».


Средней группы № 2

(от 4 до 5 лет)


Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
















Автор программы:

Хабарова Н.А.








Оглавление

1. Целевой раздел .................................................................................................................... 3

Пояснительная записка.............................................................................................................3

Цель и задачи дополнительной образовательной программы........………………………..4

Принципы и виды дополнительного образовательного процесса………….......................5


II. Содержательный раздел..............................................................................................…….7 Возрастные особенности развития детей……………………………………………………7

Предполагаемые умения освоения программы по «Лего-конструированию»…………............………………………………………………………….9

    1. Диагностика уровня знаний и умений по «Лего-конструированию»...........................….10

Взаимодействие с родителями..................................................................................……….10


III. Организационный раздел .................................................................................................11

Организационно – методическое обеспечение программы по «Лего конструированию»..................................……………………………………………………11

Расписание...............................................................................................……………………11

Перечень методических пособий ………………………………………………………......12













1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана воспитателями Хабаровой Н.А, Программа дополнительного образования «Лего-конструирование» является программой технической направленности.

Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ.

В основе разработки программы:

-Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 “Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» действует с 01.01.2014г.

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».


Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и реализует интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Работа по конструированию проводится в рамках дополнительного образования.

Срок реализации программы 1 год. Дополнительные занятия «Лего-конструирование» организованы для детей среднего дошкольного возраста.

Данная программа актуальна тем, что позволяет лучше познать современный окружающий мир, развивать образное и техническое мышление. Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлеченно работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание творить, учиться. Занятия с конструктором - это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей. Овладевая конструкторскими навыками, дети развивают мелкую моторику, пространственные представления, математические и дизайнерские способности.


Цель и задачи дополнительной образовательной программы.


Целью рабочей программы является: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через совершенствование его конструкторских способностей.

Задачи рабочей программы:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

  • воспитывать личностные и волевые качества (самостоятельность, инициативность, усидчивость, терпение, самоконтроль).


  • повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора Лего;


Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Лего-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей «Лего-конструирование» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Лего конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи


Принципы и виды дополнительного образовательного процесса


В основу рабочей программы заложены следующие основные педагогические принципы:

  • Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу.

  • Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников.

  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий, поддержки инициативы детей.

  • Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.


На занятиях «Лего-конструирование» сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Виды конструктивно – игровой деятельности:

«Лего-конструирование» имеет свои специфические особенности, подчиняется общей методике организации конструктивной деятельности.

В соответствии с этим можно выделить следующие виды конструктивно – игровой деятельности:

  • «Лего-конструирование» по образцу, заключается в том, что детям предлагаются образцы объектов, выполненных из деталей «Лего – конструктора» и, как правило, показываются способы их воспроизведения. В данной форме обеспечивается прямая передача готовых знаний и способов действий основанных на подражании.

  • «Лего-конструирование» по замыслу, обладает большими возможностями для развёртыванию творчества детей, для проявления их самостоятельности (ребёнок сам решает, что и как он будет конструировать).

  • «Лего-конструирование» по теме. Детям предлагают общую тематику конструкции или назначения объекта, а они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материалы и способы их выполнения. Форма близка по своему характеру к конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничивается определённой темой.

  • «Лего-конструирование» по условиям. Создание объекта из деталей Лего – конструктора в соответствии с требованиями, которым он должен отвечать. Требования отражают функциональное назначение реального сооружения. В таком конструировании ни содержание, ни способы деятельности по созданию постройки не раскрываются. Исходя из назначения и характера объекта, дети самостоятельно определяют конструктивный замысел. По условиям, данными педагогом, они должны вначале представить предмет, а затем подобрать способы его воссоздания.

  • «Лего-конструирование» по модели. В качестве образца представляется модель (фотография, рисунок готового объекта). Эту модель необходимо воспроизвести из имеющихся элементов конструктора. То есть предлагается определённая задача, но не даётся способ её решения, что является достаточно эффективным средством активизации мышления.





II. Содержательный раздел

Возрастные особенности развития детей.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Основными участниками реализации программы являются: дети среднего возраста, родители (законные представители), педагоги. Средняя группа от 4 до 5 лет – количество детей – 42

  • Развитие социальных навыков. К 4 годам любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений.

  • Развитие мышления. В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве.

  • Речевое развитие. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Что проявляется в многочисленных вопросах, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности, однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений. Дети 5 лет умеют согласовывать слова в предложении и способны к элементарному обобщению, объединяя предметы в видовые категории, называют различия между предметами близких видов. Речь становится более связной и последовательной.



























Предполагаемые умения освоения программы по «Лего – конструированию»


Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • Развитие крупной и мелкой моторики (ребёнок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими);

  • Способность к волевым усилиям, возможность следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, умение соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

  • Сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;

  • Развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;

  • Овладение умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;

  • Ребенок умеет использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;

  • Овладение умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;

  • Овладение приемами индивидуального и совместного конструирования;

  • Знание правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов;




Диагностика уровня знаний и умений по «Лего– конструированию»

Два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.


Уровень

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме

Умение правильно конструировать поделку по замыслу

Высокий

Самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга.


Самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.


Средний

Делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении.

Тему постройки определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Низкий

Не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.


Замысел неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию.


Взаимодействие с родителями:

При взаимодействии с родителями можно использовать следующие формы работы:

  • Консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал и конструкторы лучше приобрести и т.д.);

  • Рекомендации и индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам;


  • Выставки детских работ с участием родителей, конкурсы акции, проекты, круглые столы, семейные клубы;


III. Организационный раздел

Организационно – методическое обеспечение программы по «Лего – конструированию»

Срок освоения программы «Лего – конструирование» 1 год.

Реализуется в форме дополнительной образовательной работы и охватывает детей с 4 до 5 лет. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка.

Объем программы рассчитан на 33 недели.,1 занятие в неделю.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут. Численность детей в средней группе – 42 человека (6 подгрупп по 7 человек), для более качественного усвоения программы.



  • Фешина Е.В. «LEGO конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – Москва: изд. Сфера, 2011.

  • Мельникова О.В. Лего конструирование.5-10 лет. Программа, занятия.-Волгоград:Учитель.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хабарова Надежда Алексеевна

Дата: 30.10.2020

Номер свидетельства: 561790

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства