kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа самообразования "Фольклорные праздники в детском саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование:  модернизация содержания музыкального развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа самообразования "Фольклорные праздники в детском саду"»

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр развития ребёнка №102 г. Томск


УТВЕРЖДЕНА

на Педагогическом совете МАДОУ № 102

Протокол № ____ от «____» ________________ 2016г.

Заведующий МАДОУ № 102   ___________ О.В.Кузнецова





Программа профессионального развития

Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду»








Воспитатель: Позднякова Е.М.












Томск 2016 г.

Программа профессионального развития



Тема самообразования: Сказка- источник творчества в развитии ребёнка.

Актуальность:

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями  и верованиями. Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Музыка», находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры  и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

Обоснование:  модернизация содержания музыкального развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.

 

Инновационная направленность: формирование  у детей устойчивого интереса к народному творчеству,   желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.  

Сроки реализации проекта: 1 год.

Вид проекта: творческий, групповой, комплексный. 

Участники: дети  старших и подготовительных групп

Возраст детей:  5-6; 6-7 лет.

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании  дошкольников трудно переоценить.   Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.  Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление  о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка

Краткое описание

              Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник русской каши», «Здравствуй, матрешка!», «Дымковские игрушки», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и  провести, используя уже знакомый,  и новый фольклорный материал.       

      Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец,  пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные  народные игры способствуют формированию  волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

      В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

      Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

      Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей  в театрализованных представлениях.

          Всего в проект будут вовлечены 20  детей дошкольного возраста и их родители, музыкальный руководитель и 2 воспитателя.

Принципы самообразования:

  • Принцип систематичности и последовательности;

  • Принцип сочетания научности и доступности;

  • Принцип интеграции;

  • Основной принцип – принцип взаимодействия с ребенком, использование фольклора во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДО;

Источники самообразования:

Методическая, научно-популярная, публистическая, художественная литература, интернет, мероприятия по обмену опытом, конкурсы.

Деятельность педагога с детьми:

Реализация проекта художественно-эстетической направленности «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» в 2016-2017гг.

      Цель:

Повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам русской культуры.  Воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности. Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского крестьянства. 

  Задачи:

  • Развивать умение разыгрывать театральные  представления, основанные на русском фольклоре.

  • Развивать воображение, творческие и актерские способности;

  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

  • Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;

  • Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т.п.).

  • Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр.;

  • Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.

  • Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок,  в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.

  • Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора.

  • Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

 Формы организации музыкальной деятельности

  • Проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми  различного типа;

  • Проведение народных праздников русского крестьянства: Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Сороки, Пасха и пр.

  • Проведение развлечений на материале русского фольклора: «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Зимний вечер», «Капустник», «Русские богатыри» и другие для старших дошкольников;

  • Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.

  • Организация праздников, совместных с родителями

Ожидаемые результаты: 

1.Повысить профессиональную компетентность в процессе изучения методической литературы (программы, методические пособия и др.) по теме самообразования;

2. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

3. У детей будут сформировано умение  свободно и  непринужденно  общаться,  умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету,  выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии,  умение  сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

4. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

5. Будет сформирована выразительная,  красочная, полная ярких сравнений, речь.

 Взаимодействие педагогов и родителей

1. Музыкальный руководитель – воспитатели группы;

2. Воспитатели группы – родители воспитанников;

3. Родители детей группы - дети

Взаимодействие с семьей

1. Консультация для родителей на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая  колыбельная».

3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

4. Изготовление родителями костюмов и атрибутов к народным праздникам.

5. Консультация для родителей «Музыкотерапия»

Литература:

1. Образовательная программа дошкольного образования

Т.Н. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.П. Михалёва

Пр. Детство. Издательство «Детство – пресс 2015».


Перспективный план по самообразованию 2016-2017 учебный год

Сроки проведения Содержание работы Цель

Август 2016г.

Написание перспективного плана

-----------------------




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
программа самообразования "Фольклорные праздники в детском саду"

Автор: Позднякова Елена Михайловна

Дата: 14.09.2016

Номер свидетельства: 343756

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "программа самообразования "Фольклорные праздники в детском саду""
    ["seo_title"] => string(66) "proghramma_samoobrazovaniia_fol_klornyie_prazdniki_v_dietskom_sadu"
    ["file_id"] => string(6) "343755"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473845690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства