kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Звонкие нотки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительные особенности программы  "Звонкие нотки" заключаются в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Звонкие нотки"»


I.Пояснительная записка

1.Актуальность проблемы

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Обучение пению детей – одна из труднейших задач музыкального воспитания.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.


Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребенок усваивает в дошкольном возрасте, то надежный фундамент певческой культуры заложен.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

  1. Цель и задачи программы

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.

Задачи:

  • Воспитательные

  1. Воспитывать художественно-эстетический вкус;

  2. Воспитывать культуру общения, сознательного отношения между детьми,

формировать чувство ансамбля, умение слушать друг друга в процессе пения;

  1. Воспитание веры в свои силы, в свои творческие способности

  • Развивающие

  1. Развивать память, мышление, волевые качества;

  2. Развитие творческих способностей, музыкального слуха и исполнительского мастерства;

  3. Совершенствование вокально-хоровых навыков

  • Обучающие

  1. Формировать музыкальные способности (музыкальный, динамический и звуковысотный слух, голос, чистоту интонирования, певческое дыхание и артикуляцию);

  2. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения





















3.Отличительные особенности программы «Звонкие нотки » заключается в

следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии .

4. Особенности возрастной группы детей

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально -слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон

  • группами (дуэт, трио и т.д)

  • тембровыми подгруппами

  • при включении в хор солистов

Группы формируются в начале учебного года по желанию детей и родителей. Состав группы постоянный.







5. Режим занятий

Программа вокального кружка «Звонкие нотки» предназначена для детей 5 – 7 лет. Предполагается 72 занятия в год или 36 часов . Занятия проводятся с сентября по май, два раза в неделю во второй половине дня. Количество детей 13.

Продолжительность занятия 20 – 30 минут.

6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к пению, умение петь в коллективе и потребность в этом виде деятельности.

Основопологающие принципы программы:

  • Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;

  • Принцип деятельностного подхода;

  • Принцип культуросообразности;

  • Принцип последовательности;

  • Принцип системности;

  • Принцип интеграции;

  • Принцип развивающего обучения;

  • Принцип гуманизации;

  • Принцип сотрудничества;

  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи

Используемые формы и методы работы будут способствовать:

- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей цели;

- развитию общих и музыкальных способностей;

- развитию интереса к пению;

- воспитанию у детей веры в силы в свои способности;

- формирование эстетической культуры дошкольников.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ребенок владеет определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции.

Может эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, используя отдельные средства выразительности (музыкальные, внемузыкальные).

Может исполнять самостоятельно и довольно качественно выученные песни.

Умеет петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения.

Ребенок дает оценку своему пению, эмоционально высказывает эстетические суждения о содержании и характере песни; выражает свои впечатления в творческой исполнительской деятельности.

Импровизирует окончания мелодии, начатой взрослым, импровизирует мелодии на заданный литературно-поэтический текст.

Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.



II. Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Часы

теоретические

практические

всего

1

Вводное

2


2

2


2.1

«Музыкальная подготовка»


Развитие музыкального слуха


2


6


8

2.2

Развитие музыкальной памяти


2

6

8

2.3

Развитие чувства ритма


2

6

8

3


3.1



«Вокальная работа»

Прослушивание голосов






2



2

3.2

Певческая установка. Дыхание


1

10

11

3.3

Распевание



1

10

11

3.4

Дикция


1

10

11

3.4

Работа ансамбля над репертуаром


1

10

11

Итого


72







  1. Содержание программы

Содержание программы 72 часа
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.



Музыкальная подготовка  

Тема1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.



Тема2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
 
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.



Вокальная работа


Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
 
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
 
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата детей с использованием игрового распеваения. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
 
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок, артикуляционной гимнастики.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
 


Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.


Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,

  • активная концертная деятельность детей,

  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях

  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)


  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

  • развитие музыкального слуха и голоса;

  • песенное творчество;

  • певческая установка;

  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

1. Вводная часть

- Приветствие

- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).

3. Основная часть.

Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

  • работа над вокальными и хоровыми навыками;

  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;

  • пение песни на определенный слог;

  • проговаривание согласных в конце слова;

  • произношение слов шепотом в ритме песни;

  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);

  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;

  • анализ направления мелодии;

  • использование элементов дирижирования;

  • пение без сопровождения;

  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

  • образные упражнения;

  • оценка качества исполнение песни





Диагностика уровня развития певческих способностей



№ п/п


Показатели (знания, умения, навыки)


Оценка/б


0


н


с


в


1.


Качественное исполнение знакомых песен.














2.


Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации














3.




Умение импровизировать






































4.


Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту














5.


Навыки выразительной дикции
















0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно









Перечень программно-методического обеспечения



  1. Музыкально-дидактические игры, карточки, портреты композиторов.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Программы, сценарии концертов.

  4. Сборники песен, попевок.

  5. Музыкальный центр, CD и МР3-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

  6. Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, песнями























  1. Список литературы

1. Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

  3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

  4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

  5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.

  6. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

  7. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.

  8. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.

  9. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.

  10. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.

  11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.

М. Просвещение, 1984г.

  1. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.

  2. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.

  3. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.

  4. Короткова И.Е. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 16 «Машенька», п. Володарского;

16.Удачина Е.А. музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Буратино»;

  1. Иванова Р.Н. музыкальный руководитель МБДОУ № 4, Красноуфимск






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Программа "Звонкие нотки"

Автор: Крылова Ольга Александровна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190851

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Дополительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Звонкие нотки" для детей 5-7 лет "
    ["seo_title"] => string(114) "dopolitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-zvonkiie-notki-dlia-dietiei-5-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "190059"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427100889"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Внеклассное мероприятие ко дню матери «ОДНА НА СВЕТЕ!» "
    ["seo_title"] => string(60) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-ko-dniu-matieri-odna-na-svietie"
    ["file_id"] => string(6) "126784"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415211109"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Музыкальная гостиная "Прекрасной музыки звучанье!""
    ["seo_title"] => string(53) "muzykal_naia_ghostinaia_priekrasnoi_muzyki_zvuchan_ie"
    ["file_id"] => string(6) "393950"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1487601515"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства