I.Пояснительная записка
1.Актуальность проблемы
Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Обучение пению детей – одна из труднейших задач музыкального воспитания.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребенок усваивает в дошкольном возрасте, то надежный фундамент певческой культуры заложен.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Цель и задачи программы
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.
Задачи:
Воспитывать художественно-эстетический вкус;
Воспитывать культуру общения, сознательного отношения между детьми,
формировать чувство ансамбля, умение слушать друг друга в процессе пения;
Воспитание веры в свои силы, в свои творческие способности
Развивать память, мышление, волевые качества;
Развитие творческих способностей, музыкального слуха и исполнительского мастерства;
Совершенствование вокально-хоровых навыков
Формировать музыкальные способности (музыкальный, динамический и звуковысотный слух, голос, чистоту интонирования, певческое дыхание и артикуляцию);
Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения
3.Отличительные особенности программы «Звонкие нотки » заключается в
следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии .
4. Особенности возрастной группы детей
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально -слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
Группы формируются в начале учебного года по желанию детей и родителей. Состав группы постоянный.
5. Режим занятий
Программа вокального кружка «Звонкие нотки» предназначена для детей 5 – 7 лет. Предполагается 72 занятия в год или 36 часов . Занятия проводятся с сентября по май, два раза в неделю во второй половине дня. Количество детей 13.
Продолжительность занятия 20 – 30 минут.
6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к пению, умение петь в коллективе и потребность в этом виде деятельности.
Основопологающие принципы программы:
Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
Принцип деятельностного подхода;
Принцип культуросообразности;
Принцип последовательности;
Принцип системности;
Принцип интеграции;
Принцип развивающего обучения;
Принцип гуманизации;
Принцип сотрудничества;
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи
Используемые формы и методы работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей цели;
- развитию общих и музыкальных способностей;
- развитию интереса к пению;
- воспитанию у детей веры в силы в свои способности;
- формирование эстетической культуры дошкольников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ребенок владеет определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции.
Может эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, используя отдельные средства выразительности (музыкальные, внемузыкальные).
Может исполнять самостоятельно и довольно качественно выученные песни.
Умеет петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения.
Ребенок дает оценку своему пению, эмоционально высказывает эстетические суждения о содержании и характере песни; выражает свои впечатления в творческой исполнительской деятельности.
Импровизирует окончания мелодии, начатой взрослым, импровизирует мелодии на заданный литературно-поэтический текст.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.
II. Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Часы |
теоретические | практические | всего |
1 | Вводное | 2 | | 2 |
2 2.1 | «Музыкальная подготовка» Развитие музыкального слуха | 2 | 6 | 8 |
2.2 | Развитие музыкальной памяти | 2 | 6 | 8 |
2.3 | Развитие чувства ритма | 2 | 6 | 8 |
3 3.1 | «Вокальная работа» Прослушивание голосов | | 2 | 2 |
3.2 | Певческая установка. Дыхание | 1 | 10 | 11 |
3.3 | Распевание | 1 | 10 | 11 |
3.4 | Дикция | 1 | 10 | 11 |
3.4 | Работа ансамбля над репертуаром | 1 | 10 | 11 |
Итого | | 72 |
Содержание программы
Содержание программы 72 часа
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкальная подготовка
Тема1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокальная работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата детей с использованием игрового распеваения. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок, артикуляционной гимнастики.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений,
активная концертная деятельность детей,
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия.
1. Вводная часть
- Приветствие
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).
3. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
пение песни с полузакрытым ртом;
пение песни на определенный слог;
проговаривание согласных в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
анализ направления мелодии;
использование элементов дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
Диагностика уровня развития певческих способностей
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б |
0 | н | с | в |
1. | Качественное исполнение знакомых песен. |
|
|
|
|
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации |
|
|
|
|
3.
| Умение импровизировать
|
|
|
|
|
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту |
|
|
|
|
5. | Навыки выразительной дикции |
|
|
|
|
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Перечень программно-методического обеспечения
Музыкально-дидактические игры, карточки, портреты композиторов.
Артикуляционная гимнастика.
Программы, сценарии концертов.
Сборники песен, попевок.
Музыкальный центр, CD и МР3-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, песнями
Список литературы
1. Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.
М. Просвещение, 1984г.
Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.
Короткова И.Е. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 16 «Машенька», п. Володарского;
16.Удачина Е.А. музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Буратино»;
Иванова Р.Н. музыкальный руководитель МБДОУ № 4, Красноуфимск