I.Пояснительная записка
  1.Актуальность проблемы
  Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка.  
  Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
  Обучение пению детей – одна из труднейших задач музыкального воспитания.
  Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
  
 
  Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребенок усваивает в дошкольном возрасте, то надежный фундамент певческой культуры заложен.  
  
  Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
  
   Цель и задачи программы
 
  Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.
  Задачи:  
    Воспитывать художественно-эстетический вкус;
  Воспитывать культуру общения, сознательного отношения между детьми,
 
  формировать чувство ансамбля, умение слушать друг друга в процессе пения;
   Воспитание веры в свои силы, в свои творческие способности
 
    Развивать память, мышление, волевые качества;
  Развитие творческих способностей, музыкального слуха и исполнительского мастерства;
  Совершенствование вокально-хоровых навыков
 
    Формировать музыкальные способности (музыкальный, динамический и звуковысотный слух, голос, чистоту интонирования, певческое дыхание и артикуляцию);
  Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
  3.Отличительные особенности программы «Звонкие нотки » заключается в
  следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии .
  4. Особенности возрастной группы детей
  Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
  На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
  Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
  Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.
  У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально -слуховая координация.
  В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
  Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
  Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
   Группы формируются в начале учебного года по желанию детей и родителей. Состав группы постоянный.
  
 
  
 
  
 
  5. Режим занятий
   Программа вокального кружка «Звонкие нотки» предназначена для детей 5 – 7 лет. Предполагается 72 занятия в год или 36 часов . Занятия проводятся с сентября по май, два раза в неделю во второй половине дня. Количество детей 13.
  Продолжительность занятия 20 – 30 минут.
  6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки
  В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к пению, умение петь в коллективе и потребность в этом виде деятельности.
  Основопологающие принципы программы:
   Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
  Принцип деятельностного подхода;
  Принцип культуросообразности;
  Принцип последовательности;
  Принцип системности;
  Принцип интеграции;
  Принцип развивающего обучения;
  Принцип гуманизации;
  Принцип сотрудничества;
  Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи
 
  Используемые формы и методы работы будут способствовать:
  - формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей цели;
  - развитию общих и музыкальных способностей;
  - развитию интереса к пению;
  - воспитанию у детей веры в силы в свои способности;
  - формирование эстетической культуры дошкольников.
  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  Ребенок владеет определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции.
  Может эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, используя отдельные средства выразительности (музыкальные, внемузыкальные).
  Может исполнять самостоятельно и довольно качественно выученные песни.
  Умеет петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения.
  Ребенок дает оценку своему пению, эмоционально высказывает эстетические суждения о содержании и характере песни; выражает свои впечатления в творческой исполнительской деятельности.
  Импровизирует окончания мелодии, начатой взрослым, импровизирует мелодии на заданный литературно-поэтический текст.
  Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.  
  Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.
  
 
  II. Учебно-тематический план  
         |   №   |    Наименование разделов и тем   |    Часы   |  
  |   теоретические     |    практические     |    всего   |  
    |   1   |    Вводное   |    2   |         |    2   |  
    |    2       2.1   |     «Музыкальная подготовка»       Развитие музыкального слуха   |         2   |         6   |         8   |  
    |   2.2   |     Развитие музыкальной памяти       |    2   |    6   |    8   |  
    |   2.3   |     Развитие чувства ритма       |    2   |    6   |    8   |  
    |    3       3.1            |     «Вокальная работа»  Прослушивание голосов   |                   |              2   |              2   |  
    |   3.2   |     Певческая установка. Дыхание       |    1   |    10   |    11   |  
    |   3.3   |     Распевание            |    1   |    10   |    11   |  
    |   3.4   |     Дикция       |    1   |    10   |    11   |  
    |   3.4   |     Работа ансамбля над репертуаром       |    1   |    10   |    11   |  
    |   Итого   |         |    72   |  
  
 
 
 
 
  
 
   Содержание программы
 
  Содержание программы 72 часа
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
  
 
  Музыкальная подготовка  
  Тема1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
  
 
  Тема2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
 
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
  
 
  Вокальная работа
 
  Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
 
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
 
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата детей с использованием игрового распеваения. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
 
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок, артикуляционной гимнастики.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
 
 
  Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.
 
 Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
  Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:  
   игровой характер занятий и упражнений,  
  активная концертная деятельность детей,  
  доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
 
  
 
   Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
  Программа включает подразделы:  
   развитие музыкального слуха и голоса;  
  песенное творчество;  
  певческая установка;  
  певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
 
  Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.  
  Структура занятия.
  1. Вводная часть
  - Приветствие
  - Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).
  3. Основная часть.  
  Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
  4. Заключительная часть.  
  Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
  Методические приемы:
  1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
   знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  работа над вокальными и хоровыми навыками;
  проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
 
  2. Приемы работы над отдельным произведением:
   пение песни с полузакрытым ртом;
  пение песни на определенный слог;
  проговаривание согласных в конце слова;
  произношение слов шепотом в ритме песни;
  выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  анализ направления мелодии;
  использование элементов дирижирования;
  пение без сопровождения;
  зрительная, моторная наглядность.
 
  3. Приемы звуковедения:
  
 
  
 
  Диагностика уровня развития певческих способностей
  
 
          |    № п/п       |     Показатели (знания, умения, навыки)       |     Оценка/б       |  
  |    0       |     н       |     с       |     в       |  
    |    1.       |     Качественное исполнение знакомых песен.       |     
          |     
          |     
          |     
          |  
    |    2.       |     Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации       |     
          |     
          |     
          |     
          |  
    |    3.   
          |     Умение импровизировать   
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
          |     
      
          |     
          |     
          |     
          |  
    |    4.       |     Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту       |     
          |     
          |     
          |     
          |  
    |    5.       |     Навыки выразительной дикции       |     
          |     
          |     
          |     
          |  
  
  
 
  0 - не справляется с заданием  
  н (низкий) - справляется с помощью педагога
  с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
  в (высокий) - справляется самостоятельно
  
 
  
 
  
 
  
 
  Перечень программно-методического обеспечения
  
 
   Музыкально-дидактические игры, карточки, портреты композиторов.
  Артикуляционная гимнастика.
  Программы, сценарии концертов.
  Сборники песен, попевок.
  Музыкальный центр, CD и МР3-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
  Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, песнями
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
   Список литературы
 
  1. Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.
   Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
  Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
  Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
  Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
  Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
  Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
  Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.
 
  М. Просвещение, 1984г.
   Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
  Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
  Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.  
  Короткова И.Е. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 16 «Машенька», п. Володарского;
 
  16.Удачина Е.А. музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Буратино»;
   Иванова Р.Н. музыкальный руководитель МБДОУ № 4, Красноуфимск