Приобщать к традиоционному русскому фольклору через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, осваивает его красоту, но и приобщается к культуре своего народа. Именно сказки является материалом для обучения детей родной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники проекта:воспитатели группы, дети, родители
Актуальность проекта:
Приобщаясь к традиционному русскому фольклору через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, осваивает его красоту, но и приобщается к культуре своего народа.
Именно сказки являются материалом для обучения детей родной речи.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказокдети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, любовь и ненависть; гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказокотличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. Данный проектпоможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.
Цель проекта:
развить у детей интерес к сказкам, создать условия для активного использования сказокв деятельности детей.
Задачи:
- способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
- развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности.
-воспитывать навыки аккуратного общения с книгой.
Предполагаемый результат проекта:
Дети:
- познакомить с фольклором русского народа;
- способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта, при чтении и обсуждении сказок;
- развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок;
- совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослыми.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать личностные качества ребёнка посредством сказки;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проекта:
Этапы проекта:
1.Подготовительный.
Подбор методического материала.
Подбор игрового материала.
Планирование работы.
2. Основной.
Формы организацииобразовательной деятельности
В гостях у сказки «Репка»
-Чтение сказки
-Рассматривание иллюстраций
- Беседа: «Книги – лучшие друзья»
-Д/и «Сложи картинку»
- Театрализация (настольный театр)
- Д/и «Кто за кем?»
-Д/и «Что изменилось?»
-Раскрашивание раскрасок по сказке.
- П/И «Раздувайся пузырь»
В гостях у сказки «Теремок»
-Чтение сказки.
-Рассматривание иллюстраций.
- Беседа о жизни лесных зверей
-Д/и «Сложи картинку»
- Д/И «Кто как кричит? »
- Просмотр мультфильма по сказке.
- Пальчиковая гимнастика «Жили-были зайчики»
-Конструирование «Теремок»
- П/И «Кот и мышки»
-Хороводная игра «Мы по лесу идем»
В гостях у сказки «Курочка Ряба»
-Чтение сказки
-Рассматривание иллюстраций
- Д/и «Собери картинку»
- Д/и «Чудесный мешочек»
- Пальчиковая игра «Били-били, не разбили!»
- Просмотр мультфильма «Курочка ряба»
- П/и «Вышла курочка гулять»
- Лепка на тему: « яичко Курочки рябы»
В гостях у сказки «Колобок»
-Чтение сказки «Колобок»
-Рассматривание иллюстраций
- Пальчиковая игра « Мы лепили колобок»
-Д/и «Собери картинку»
- Д/И «В какую сказку попал Колобок? »
- Рисование «Дорожка для Колобка»
- П/и «По ровненькой дорожке»
В гостях у сказки «Волк и семеро козлят»
-Чтение сказки «Колобок»
-Рассматривание иллюстраций
-Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»
-Беседа «Домашние и дикие животные»
Д/И «Расскажи о картинке»
Д/И «Из какой сказки герой?»
-Конструирование «Домик для козлят»
-П/и «Волк и козлята»
- Пальчиковые игры «Коза дереза»,
Итоговое мероприятие
Развлечение «Полянка сказок»
Пр.сод.: Вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от встречи с любимыми сказками, стимулировать детей к активному восприятию происходящих событий, к участию в играх, хороводах.
Взаимодействие с семьёй
Выставка работ родителей на тему: «Обложка любимой сказки»
Выставка книг «Любимые сказки»
Консультация для родителей: «Читаем детям сказки »
Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь»
Развлечение в вовторой младшей группе
«В гостях у сказки»
Задачи:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на представление;
- побуждать интерес к театрализованной игре;
- вовлекать в совместное пересказывание знакомой сказки;
- побуждать к игре с движениями;
- расширять и обогащать словарный запас;
- развивать мышление - отгадывать загадку.
Дети заходят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель: Дорогие, ребята, сегодня мы с вами пришли в гости к бабушке Загадушке. Давайте, все дружно ее позовем! (дети хлопают в ладоши).
Воспитатель надевает платок и превращается в бабушку.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие мои ребята! Я бабушка Загадушка! Сегодня мы с вами пойдем в гости к сказке. Вы хотите совершить путешествие по волшебной, удивительной стране сказок?
Дети: Да!
Воспитатель: Итак, начнем! Что за чудо эти сказки? Волшебные появления, чудесные превращения!
Один, и два, и пять, и восемь – в сказку всех мы переносим!
Бабушка «колдует».
Вот мы и очутились с вами на волшебной полянке!
Что это за птица –
Людей не боится,
Не летает высоко,
И поет: «Ко-ко-ко-ко!»(Курочка)
- Ай да, ребятки, молодцы, отгадали мою загадку.
- Посмотрите, ребята, что это за домик? Кто же в нем живет? Верно, дед и баба. И была у них курочка Ряба….
Бабушка рассказывает сказку, дети смотрят кукольный спектакль.
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в игру «Птички летают». Вы будите птичками, ну-ка покажите мне, как птички летают?
Звучит веселая музыка, дети имитируют полет птиц.
Воспитатель: Ой, какие вы молодцы!
Мне было очень весело с вами, вы самые догадливые и сообразительные. Вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. Понравилось вам в стране сказок?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте попрощаемся с героями сказки.
Дети прощаются с героями.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось вам?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и пришло время возвращаться в детский сад. «Раз, два, три, четыре, пять-
В детский сад пришли опять».
Воспитатель снимает платок и благодарит детей за участие
Спортивное развлечение «Быть здоровыми хотим»
для второй младшей группы
Цель:
1. формировать у детей здоровый образ жизни;
2. в игровой форме развивать ловкость, быстроту, силу;
3. формировать навыки сотрудничества детей друг с другом.
Ход развлечения:
Под весёлую музыку дети входят в зал, в углу сооружен домик из модулей.
Воспитатель: В зал спортивный собрались
Дружные ребятки.
Шорты, майки и носочки –
Всё у вас в порядке.
Физкультурой ребятня
Любят заниматься.
Нам болезни не страшны,
Нас они боятся.
В зал вбегает Заяц.
Заяц: Я спешил, я бежал,
Чуть в болото не попал.
Заболел в лесу медведь.
Говорит: «Нет, сил терпеть!»
Воспитатель: В лес с тобой пойти мы можем,
И медведю мы поможем.
Дети за медведем идут по дорожке, преодолевая разные препятствия: проходят по ребристой дорожке; через «кочки» - пенёчки; двигаются «змейкой» приставным шагом по канату.
Подходят к дому медведя, стучат. Он выходит, согнувшись, держится за живот.
Воспитатель: Здравствуй, Мишка,
Что ты ел?
Отчего ты заболел?
Медведь: Съел я очень много мёду,
Прямо целую колоду.
Стал я сильно поправляться.
Трудно мне передвигаться.
Воспитатель: Хватит, Мишенька, сидеть.
Надо, Мишенька, худеть.
- Ребята, давайте научим Мишку двигаться побольше, делать зарядку.
Проводится разминка. Мишка делает её вместе с детьми.
ОРУ:
1.Потягивание. Утром Мишенька проснулся, (Дети поднимают руки вверх,
Мишка к солнцу потянулся. Становятся на носочки,
Вот так. Вот так. Потягиваются) 4-6раз.
Мишка к солнцу потянулся.
2. Повороты. Медвежата в чаще жили, (Руки на поясе,
Головой своей крутили.повороты головы
Вот так. Вот так.в стороны) 6-8раз.
Головой своей крутили.
3. Наклоны. Медвежата мёд искали, (Руки на поясе,
Дружно дерево качали.наклоны туловища
Вот так. Вот так.вправо, влево) 8-10раз.
Дружно дерево качали.
4. Приседание. Вперевалочку ходили, (Ходьба на наружном своде стопы,
И из речки воду пили.приседания, руки на поясе) 6-8раз
Вот так. Вот так.
И из речки воду пили.
5. Прыжки. Мишкам весело играть, (прыжки на месте,
Медведь: Я хотел вас попросить, урожай собрать и разложить.
И угостить лесных зверей, помогите поскорей.
Для младшей группы проводится игра «Витамины для зверят», для средней – эстафета «Разбери фрукты и овощи»
Воспитатель: Урожай у тебя, Мишка, богатый.
Угости ребят салатом!
Медведь: Я не знаю, как мне быть,
Где салат мне раздобыть?
Воспитатель: А мы тебе сейчас поможем!
Мы салат готовим ловко,
Ну-ка, Мишка, где морковка!
Проводится пальчиковая игра «Салат» движения выполняются по тексту:
Мы морковку возьмем,
И водичкою помоем.
А потом её почистим,
И на тёрочке натрём.
Сахарком её посыплем,
И сметаною польём.
Вот какой у нас салат –
Витаминами богат!
Медведь: Я уже набрался сил
И морковку полюбил.
Я хочу спросить у вас –
Бублик можно съесть сейчас?
Воспитатель: Бублик? Бублик, что ж, бери…
Но сначала догони!
Проводится игра «Догони бублик» - дети передают по кругу кольцо, Мишка пытается его отобрать.
Медведь: Понял я, чтоб не толстеть,
Должен двигаться медведь.
Фрукты, овощи любить,
Чтоб здоровым и сильным быть.
Воспитатель: Мишка, а ребята с тобой ещё поиграть хотят.
Проводится подвижная игра «Веселые овощи» - под веселую музыку дети выходят их обручей (грядок) и танцуют, Мишка в это время спит. Когда музыка останавливается, Мишка просыпается и старается поймать детей, а они убегают на свои «грядки» - обручи.
- Растут овощи на грядках,
Но как Мишка ляжет спать,
Овощи выбегают поплясать.
Мишка, попробуй их поймать.
Медведь: Ой, как весело мне стало,
И болезнь моя пропала.
Вот спасибо детвора!
Воспитатель: Миша, нам домой пора!
Ну, а ты не забывай.
Помни наши ты советы,
Соблюдай зимой и летом!
Медведь: Вам спасибо за заботу,
Угостить мне вас охота.
Вы баранки получайте
И меня не забывайте.
Мишка угощает детей баранками.
Беседа во второй младшей группе
«Книги — лучшие друзья»
Цель:
• Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам;
• развивать речевую активность, умение по словесному описанию и иллюстрациям;
• определять знакомые книги и сказки.
Ход беседы:
Воспитатель: - Ребята, вы любите, когда вам читают книжки? Кто вам их читает? А в нашей группе есть книги? Где же они живут? Правильно, в нашем книжном уголке. А вы заметили, что недавно в наш книжный уголок пришла кукла Катя, она прочитала много книг и поэтому стала такой умной. Весь день она сидит здесь на стуле, наблюдает за нами, а вечером, когда вы уходите домой, она разговаривает со мной. Сегодня Катя согласилась поговорить и с вами.
Воспитатель: (берет куклу): «Здравствуйте, ребята! Я каждый день наблюдаю за вами и вижу, кто из вас любит книги, кто умеет с ними обращаться бережно, аккуратно. А ведь умные люди уже давно сказали: «Книги – это лучшие друзья»! В книгах живут стихи и сказки, веселые истории и яркие картинки.
Воспитатель: - Катя, но наши дети еще не умеют сами читать, как же они узнают, о чем, например, эта книга?
Кукла: - Пусть они сначала посмотрят на картинку и скажут, кто на ней нарисован (зайка). Кто же знает стихотворение про зайку? А здесь кто нарисован? (бычок, мишка – чтение стихов). Вот видите, вы по картинкам узнали свою любимую книжку.
А теперь попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка?
Маша в коробе сидит, далеко она глядит.
Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?
А несет ее медведь вместе с пирогами.
Провела его малышка, будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка. Это (Маша и медведь).
Воспитатель: Найдите эту книжку в нашем книжном уголке и покажите.
(то же и по другим книгам)
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
(Колобок)
Жили-были семь ребят –
Белых маленьких козлят.
Мама очень их любила,
Молочком детей поила.
Тут зубами щелк да щелк
Появился серый волк.
(Волк и семеро козлят)
Воспитатель: Ты знаешь, Катя, мы с ребятами читаем сказки, а потом в них играем. Давайте покажем, как мы это делаем!
Игра-разминка «Ровным кругом»
- как бабушка Колобка стряпала? (показывают движения)
- как Машенька в лесу грибочки собирала?
- как дед Репку из земли тянул?
(вновь посадить на стульчики)
Кукла: - Молодцы! Я поняла, что вы любите книжки, и поэтому решила подарить таким умным и воспитанным ребятишкам сундучок с книгами.
Воспитатель: - Спасибо, Катя! Ребята, давайте посмотрим, какие книги лежат в этом сундучке.
- Это книжки-малышки, их очень любят и самые маленькие ребята, и детки постарше. Их удобно положить маме в сумку или в свой рюкзачок и принести друзьям в детский сад.
- А это большая книга сказок. Посмотрите, какие замечательные в ней картинки. Знаете ли вы эти сказки? (показать сначала знакомые 2-3 иллюстрации, а затем новые). Эту замечательную книгу мы будем читать здесь в группе.
Самая умная книга – энциклопедия! В ней можно найти ответы на самые разные вопросы: почему солнце светит? куда уплывают облака? Зачем ежику нужны иголки?
- Эта книга называется Азбука! Вы хотите научиться читать? Все люди: ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились читать по Азбуке. Значит, и вам эта книга очень скоро пригодится!
Ребята, а можно ли в этих книгах рисовать? Конечно, нет! Для этого есть специальные книги-раскраски и Катя подарила нам такие книжки!
Давайте все вместе скажем «Спасибо» Кате и пообещаем их беречь и обязательно прочитать все эти книги.
Пальчиковая гимнастика
«Жили-были зайчики»
Жили – были зайчики Кистями рук показываем «ушки».
На лесной опушке, Прямые руки вверх, пальцы врозь
Жили – были зайчики Показываем «ушки».
В беленькой избушке. Показываем «домик».
Мыли свои ушки, Пальцами правой руки проводим по указательному пальцу.
Мыли свои лапки, Потереть левой рукой правую.
Наряжались зайчики, Покрутить кистями рук внизу.
Надевали тапочки. Потопать правой и левой ногами.
Мы лепили «Колобка»
Мы лепили колобка (имитация лепки)
Тесто мяли мы слегка( сжимать и разжимать пальцы)
А потом его катали («катаем» колобка)
На окошечко сажали (открыть ладони,показать их)
Он с окошка прыг,да прыг (пальчиками стучим по коленям)
Укатился озорник (вращение ладошками)
В гостях у сказки «Волк и семеро козлят»
-Чтение сказки «Колобок»
-Рассматривание иллюстраций
-Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»
Цель: побуждать эмоционально откликаться на воспринимаемое, включаться в рассказывание сказки.
-Беседа «Домашние и дикие животные»
Цель: Закрепить понятия домашние и дикие животные, учить правильно их называть.
Д/И «Расскажи о картинке»
Цель:Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
Д/И «Из какой сказки герой?»
Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти
-Конструирование «Домик для козлят»
Цель: Учить создавать несложную постройку и обыгрывать её.
-П/и «Волк и козлята»
Цель: Развивать умение выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь друг на друга.
- Пальчиковые игры «Коза дереза»,
Цель: Развивать мелкую моторику детей.
4 неделя
В гостях у сказки «Три медведя»
-Чтение сказки «Колобок»
-Рассматривание иллюстраций
-Показ кукольного театра по сказке «Три медведя»
Цель: побуждать эмоционально откликаться на воспринимаемое, включаться в рассказывание сказки.
П/и «У медведя во бору»
Цель: Формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу.
- Д/И «Собери картинку»
Цель: Способствовать формированию умения правильно собирать изображение из отдельных частей, действовать путём прикладывания, воспитывать волю и усидчивость.
-Просмотр мультфильма «Три медведя»
-Д/и «Большой- маленький»
Цель: Закреплять понятия маленький и большой, учить соотносить предметы по величине.
-Лепка «Тарелочки для трёх медведей»
Цель: Учить скатывать круговыми движениями шар из пластилина, а затем прижимать его ладонью и надавливать сверху для получения сплющенной формы.
Хороводная игра «Медведь».
Цели - развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи
Подвижные игры
«Раздуйся,пузырь!»
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг.
Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим)
говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается,
все сбегаются к центру («пузырь» сдулся)
или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки)
«Кот и мыши».
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. На одной стороне зала ставит стулья (это норки мышек) или ставит стойки с натянутым на высоте 50 см от уровня пола шнуром – это дом мышей. На некотором расстоянии от дома мышей в центре зала на стуле располагается кот (ребенок в шапочке кота). Кота можно выбрать с помощью считалки.
Воспитатель читает текст:
Кот мышей сторожит,
Притворился, будто спит.
Далее воспитатель приговаривает:
Тише, мыши, не шумите
И кота не разбудите.
Кот усами шевелит,
Всем вам прятаться велит.
После окончания текста дети – «мыши» легко, стараясь не шуметь, а тихо начинают бегать по всему залу. Через 30 -35 секунд воспитатель дает сигнал: «Кот проснулся!» Водящий – «кот» (ребенок, кричит: «Мяу!», и бежит быстро за «мышами», а те, убегая от кота, прячутся в «норки» (садятся на стулья или подлезают под стойки, и быстро вбегают в свои норки). На роль кота выбирается другой ребенок. Надевают ему шапочку кота и игра продолжается. По желанию детей игра повторяется 3-4 раза.
Игру можно проводить не только в зале, но и на прогулке.
«Мы по лесу идем»
Возьмитесь за руки и ходите по кругу: Мы по лесу идем, Зверей найдем. Зайца громко позовем: «Ау-ау-ау!» Никто не откликается, Лишь эхо отзывается, Тихо: «Ау-ау-ау!»
Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка
громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису
позовем».
«Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять,Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-коНе ходите далеко
Лапками гребите,Зёрнышки ищите.
Съели толстого жука,дождевого червяка
Выпили водицы
Полное корытце.(Выполняется движение в соответствии с текстом).
«По ровненькой дорожке»
Описание игры:
Дети сидят на стульях, на скамейках или на траве. Воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну.
Воспитатель говорит ритмично, в определенном темпе, следующий текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке (дети идут шагом)
Шагают наши ножки раз, два, раз, два.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед)
В яму - бух. (присаживаются на корточки)
Вылезли из ямы. (дети поднимаются).
После двух-трех повторений воспитатель произносит такой текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке (дети идут шагом)
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом
Там мы живем. (дети идут или бегут к стульям и занимают каждый свое место)
Повторить игру можно 2—3 раза.
«Волк и козлята»
Ход игры
Серый волок в лесу гулялДети идут по кругу, держась за руки, волк ходит в середине
И козляток повстречал.круга или за кругом, дети проговаривают текст.
Стал он думать и гадать,
Как козляток напугать.
А козлята увидали -На последние слова все дети убегают в определённом
В дом от волка убежали!направлении (в домик) и прячутся от волка.
Волк рычит идогоняет козлят.
В качестве усложнения можно предложить роль волка детям.
Выбрать самого быстрого, ловкого козленочка.
(Пойманный ребенок не должен становится «волком» Роль - это поощрение!) Игра продолжается несколько раз.