Просмотр содержимого документа
«Проект "«Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»»
Проект
«Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
педагог-психолог Тихонова О.И.
02.11.2024г.
Актуальность
Давно нe секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, телефон, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.
В последние годы значительно увеличилось количество детей с нозологиями. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания детей, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Нейроигра — это популярноe название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это не медикаментозный вид помощи детям, имеющим различныe неврологические заболевания и синдромы, такиe как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. А также нейроигры полезны нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
Проблема
Нейроигры – это различныe телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют чeрез тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача -это формирование новых нейронных связей. Именно нейронныe связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Нейроигры будут полезны для всех детей, а особенно для детeй с особыми возможностями здоровья, это универсальный инструмент в работе педагога.
Ежедневное примeнeниe нейроигр в работe с детьми способствует достижению слeдующих результатов:
- снижение тревожности у детей;
- синхронизируeтся работа полушарий;
- повышается стрессоустойчивость организма;
- высокая способность к произвольному контролю;
- развитая координация движений, точное выполнение движений;
- высокая познавательная активность;
- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование
- часто отвлекается, быстро утомляется, снижение работоспособности.
Замeчeно, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.
Таким образом, использование нейроигр в практикe, работы с детьми дошкольного возраста оправдано, что способствует развитию личности дошкольника.
Цель:
Активизация речи у детей, развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развивающие:
развивать межполушарные связи с помощью нейроигр, упражнений;
развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников;
формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
формировать общие учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
воспитывать у детей умение работать в коллективе;
воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.
Гипотеза
Если в группе дошкольников создать развивающую предметно-пространственную среду с использованием нейропсихологических технологий в системе, то получим всесторонне-развитого дошкольника готового к успешному обучению в школе.
Участники проекта: дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет, педагоги ДОУ, родители.
Приветствие: Дети стоят в кругу. По-очереди говорят соседу слева почему они рады видеть его: «Я рад тебя видеть потому что…»
Методы и приемы работы:
Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты).
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы).
Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации).
Практические (нейроигры, упражнения).
Нейродинамическая гимнастика.
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактический материал).
Ожидаемые результаты
Для детей:
- синхронизируется работа полушарий;
- повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;
- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
повысится уровень педагогической компетентности родителей в области применений нейропсихологических технологий.
«Зеркальное рисование»
Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию
информации, улучшает запоминание информации.
Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
На бумаге делаем зеркальные изображения линий или дорожек: прямых, изогнутых в виде лесенок, волнистых и количество количество вариантов.
В результате выполнения подобных упражнений, мы обеспечиваем условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья
Заключение
В условиях модернизации дошкольного образования всестороннее развитие стало одним из главных направлений в работе с детьми. Эффективность работы по данному направлению зависит от уровня сформированности межполушарных связей - способности полушарий головного мозга обмениваться друг с другом информацией для получения целостного образа. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную, интеллектуальную, речевую деятельность детей. А, значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Важным помощником в решении этого вопроса являются нейроигры и упражнения, как универсальный инструмент в работе педагога для создания новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение. Нейроигры и упражнения могут использовать в своей деятельности не только дети, но и их родители и педагоги, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей.
Использование нейроигр и упражнений в практике педагога-психолога ДОУ считаю высокоэффективной инновационной методикой в обучении и всестороннем развитии детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
3. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.