«Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»
«Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях.Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях.Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях.Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»»
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:
«Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда
у детей дошкольного возраста»
«Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественного труда у детей дошкольного возраста»
«Истоки творческих способностей и дарования детей
накончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идуттончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательностив движениях детской руки,
тем тоньше взаимодействие с орудием труда,
чем сложнее движение, необходимое для этого
взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие
руки с природой, с общественным трудом в духовную
жизнь ребенка. Другими словами: чем больше
мастерствав детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Специфика художественно - продуктивной деятельности обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов (или образы), выражения мыслей (идей) и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя культурными и личностными смыслами. Становление художественной культуры дошкольника - ведущее условие личностного роста и творческого развития.
Занятия эстетического цикла способствуют не только развитию каких-либо ручных умений и навыков, но и развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, таким образом, можно отметить, что художественный труд является важным средством развития личности ребенка, но, естественно, при условии правильного руководства им, с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей дошкольников.
Основная цель дошкольного учреждения – создание условий для развития и воспитания дошкольников на высоком качественном уровне. Организатором и активным участником образовательного процесса в ДОУ является педагог, от его профессиональной компетентности в значительной степени зависит эффективность образовательной деятельности, а создание условий для повышения качества работы педагогов обеспечивает методическая работа. Таким образом, можно говорить о непосредственном влиянии методической работы не только на повышение профессиональной компетентности педагогов, но и на качество образования детей, в том числе и на развитие навыков, умений, творческих способностей дошкольников в процессе художественного труда. Об этом в своих работах писали: Л.М.Волобуева, К.Ю.Белая, П.И. Третьяков, А.М.Моисеев, П.Н.Лосев, Э.М.Шевченко.
Цели и задачи
Цель: создание системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда детей дошкольного возраста.
Задачи:
Спроектировать систему методической работы по данной проблеме на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.
Выявить уровень профессиональной компетентности педагогов по развитию продуктивной деятельности (художественный труд) у дошкольников и уровень развития навыков художественного труда у дошкольников.
Подобрать и реализовать формы и методы работы, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов по художественно-творческому развитию дошкольников.
Определить направления развития детского творчества, продуктивной деятельности (художественный труд) дошкольников детское творчество.
Оценить динамику развития художественного труда дошкольников и профессиональной компетентности воспитателей ДОУ по данному направлению воспитательно-образовательного процесса.
Образовательный и квалификационный уровень педагогов МБДОУ детского сада №6 «Ягодка» г. Ворсма
В связи с открытием двух новых групп в 2011 году, МБДОУ пополнилось ещё тремя новыми воспитателями. На данный момент в МБДОУ работает 12 педагогов. Из них высшее образование имеют 4 педагога (33,3%), среднее специальное образование имеют 8 (66,6%). Первую квалификационную категорию имеют – 1 (8,3%), вторую – 4(33,3%), соответствие занимаемой должности – 3(25%). В ДОУ есть педагоги без квалификационной категории – 4(33,3%), т.к. стаж работы менее двух лет.
Ежегодно воспитатели проходят курсовую переподготовку. В 2012-2013 г. на базе НИРО курсовую переподготовку прошли 5 педагогов. Из этого можно сделать вывод, что МБДОУ полностью укомплектовано педагогическими кадрами, с соответствующим образованием и квалификацией.
Система работы с педагогическими кадрами
Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалификационной помощи со стороны более опытных коллег, заведующего, старшего воспитателя. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимость учёта многообразия интересов и возможностей детей.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития навыков художественного труда необходимо:
помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением;
помочь овладеть готовностью к решению сложных задач в системе образования;
нацелить педагогов на повышение своего педагогического мастерства.
Специально организованная методическая работа направлена на качество педагогической деятельности, а оно в свою очередь направлено на качество образования детей.
Содержание методической работы по проблеме развития художественного труда дошкольников в МБДОУ детском саду №6г.Ворсма включало в себя следующие этапы:
1.Педагогический анализ.
2.Планирование.
3.Организация.
4.Контроль.
5.Регулирование и коррекция.
Все этапы методической работы были тесно связаны между собой.
1 Этап. Педагогический анализ
Он позволил дать оценку организации работы по развитию художественного труда у дошкольников. На основе анализа работы ДОУ за прошедший год было установлено, что в детском саду проводится целенаправленная работа по художественно-эстетическому развитию дошкольников, но выявлено и слабое место в данном направлении воспитательно-образовательного процесса – развитие навыков и творческих способностей дошкольников в художественном труде. Поэтому была запланирована годовая задача: «Усилить работу по развитию продуктивной деятельности дошкольников (художественному труду)».
Для более глубокого анализа этой проблемы были проведены и дополнительные диагностические мероприятия – анализ карт педагогического мастерства по теме «Организация художественного труда», наблюдение и анализ детской продуктивной деятельности. В результате чего были определены недостатки в развитии навыков художественного труда у дошкольников и направления совершенствования профессиональной компетентности педагогов.
Анализ карт педагогического мастерства показал, что наибольшие затруднения возникают у педагогов в вопросах применении в практике инновационных методов и приемов, в развитии творческих способностей дошкольников в процессе организации художественного труда. Также было определено, что при планировании и организации методической работы можно будет опираться на опыт воспитателей по некоторым вопросам организации художественного труда и привлекать данных педагогов к проведению методических мероприятий.
Диагностические обследования помогли определить цели и задачи методической и педагогической работы и сориентироваться при выборе содержания и форм методической работы, которые были определены на втором этапе - планирование методической работы.
2 Этап. Планирование
Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи воспитателям. Поэтому, планируя систему методических мероприятий, мы ориентировались на запросы и возможности определенных групп педагогов.
1.Группа воспитателей:
Начинающие молодые воспитатели, знакомящиеся с профессией и адаптирующиеся в ней, имеющие критический уровень профессиональной компетентности по вопросам развития художественного труда у дошкольников.
2.Группа воспитателей:
Педагоги со сложившейся системой работы, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, соответствующие среднему уровню профессиональной компетентности.
3.Группа воспитателей.
Педагоги, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, совершенствующие свои умения, имеющие достаточный уровень методической и профессиональной подготовленности и критический уровень научной подготовленности по вопросам развития художественного труда у дошкольников.
Для каждой группы педагогов были определены задачи педагогического сопровождения и рекомендуемые формы методической работы:
- индивидуальное шефство;
- наставничество;
- консультации заведующего, старшего воспитателя;
- самообразование (самовоспитание);
- моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого
воспитателя;
- обучение в учебных заведениях;
- аттестация;
-выступления перед аудиторией;
- обобщение опыта работы;
- проблемные консультации;
- творческие группы;
- «Школа молодого педагога»;
- организационно-деятельностные, ролевые игры;
- педагогический практикум;
- взаимопосещения занятий;
- методические посиделки;
- творческие мастерские;
- районные методические объединения;
- педагогические советы;
- педагогические семинары;
- педагогические часы;
- консультации;
- смотры-конкурсы;
- «Круглый стол»;
- открытые занятия.
Была разработана система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу художественно-творческого развития дошкольников.
Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественного труда дошкольников
Формы работы
Тема, цель, содержание
Участники
Ответственный
Практический
результат
1. Оказание помощи.
Семинар
Тема: «Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство для развития творческих способностей детей и педагогов».
Цель: систематизация знаний педагогов.
Воспитатели всех
возрастных групп.
Воспитатель
Перспективные планы. Конспекты занятий.
Консультации
Тема: «Проектирование развивающей образовательной среды в соответствии с ФГТ»,
«Создание условий для развития художественного труда у детей дошкольного возраста», «Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста», «Конкурс – как форма повышения творческого потенциала педагогов ДОУ», «Портрет творческого педагога», «10 заповедей творческой личности», «Воспитатель - творческая личность»,
Индивидуальные консультации
Цель: оказание помощи (по результатам изучения работы воспитателей, по запросам педагогов).
Воспитатели
Старший воспитатель
Перечень литературы для оказания помощи. Советы и рекомендации по организации и проведению работы с детьми
Открытые просмотры
Интегрированные НОД по развитию художественного творчества в дошкольных возрастных группах.
Цель: использование вариативных форм организации НОД, методы и приемы работы с детьми.
Воспитатели
Старший воспитатель
Конспекты занятий.
Самообразование
Темы: «Работа с бумагой и картоном».
«Художественный труд в детском саду». «Ознакомление детей с природным материалом».
Цель: расширить знания педагогов, познакомить с новинками литературы.
По выбору
воспитателей
Заведующий,
старший
воспитатель
Библиогафия по теме. Аннатирован-ный каталог.
2.Тематический контроль
Тема: «Художественный труд детей дошкольного возраста» Цель: эффективность работы по развитию художественного труда детей в ДОУ.
План проведения тематической проверки.
Группы старшего дошкольного
возраста
Заведующий,
старший
воспитатель
Справка по итогам тематической проверки.
3. Педсовет
Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание условий для развития художественного творчества».
Итоги тематической проверки.
О создании комфортной обстановки в ДОУ.
Решение задач эстетического воспитания в музыкальной деятельности. Деловая игра «Педагогический пробег»
Все педагоги
Заведующий,
старший
воспитатель
Решение педсовета
4. Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового опыта.
Изучить опыт работы МБДОУ д/с №6 г. Ворсма по развитию творческих способностей детей в процессе художественного труда. Распространение опыта работы Кирилловой Т.В. по использованию нетрадиционных технологий в детском саду в продуктивных видах деятельности.
Воспитатели
Старший воспитатель
Итоги изучения.
Обобщенный опыт работы.
5. Создание условий.
Приобретение наглядно-дидактических пособий, методической литературы в методический кабинет, группы.
Дооборудовать уголки по художественно-продуктивной деятельности в группах в соответствии с возрастом детей.
Заведующий,
старший
воспитатель,
воспитатели
Заведующий,
старший
воспитатель
Выставка
справочных
материалов,
методической
литературы,
пособий.
6. Формы работы с родителями.
Выставка творческих работ «Осенняя фантазия» (Поделки из природного материала, овощей, цветов)
Участие в конкурсах на оформление группы к праздникам.
Мастер-класс: «Изготовление композиций из природного материала».
Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей». Консультация для родителей:
«Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков».
Цель: добиться взаимодействия детского сада и семьи по проблеме развития художественного труда у детей.
Родители, дети
воспитатели
Старший воспитатель
Выставка
творческих
работ.
Наглядный материал для родителей.
7. Формы работы со школой и другими организациями
Круглый стол «Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Совместная выставка поделок из ткани, бумаги и картона «Зимушка-хрустальная»
Цель: взаимодействие и преемственность в работе детского сада и школы по проблеме.
Экскурсии в ДДТ, школу искусств.
Учителя начальных классов Воспитатели
Старший воспитатель
План работы со школой по направлению преемствен
ность.
Выставка рисунков в ДОУ.
8. Другие
формы
работы
Работа творческой группы по проблеме «Художественно-творческая деятельность детей»
Цель: разработка новых подходов к развитию художественного труда, творческих способностей детей, взаимосвязь с другими видами деятельности.
Воспитатели
творческой
группы
Руководитель
творческой группы
Методические
рекомендации,
перспективные
планы
совместной
работы
воспитателей
группи
специалистов
3 Этап. Организационный
На третьем – организационном этапе методической работы были проведены все запланированные методические мероприятия.
В течение года была организована работа семинара: «Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство для развития творческих способностей детей и педагогов», целью которого являлась систематизация знаний педагогов. Занятия проходили в форме мини-лекций: «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с художественным творчеством»; «круглого стола» вопросы: - реализация задач образовательной области «Художественное творчество» через интеграцию других образовательных областей; - организация воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении на основе современных художественных технологий;- методическое сопровождение деятельности педагога по формированию художественно-творческих способностей у детей; - работа с семьей по развитию творчества у дошкольников);
Проводилась работа творческих микро групп, которые рассматривали вопросы для обсуждения:- творчество педагога; - возможности самосовершенствования по данному направлению работы; - психологические аспекты художественного творчества, - оценка образовательных технологий с позиций художественно-творческой педагогики.
Разработали методические рекомендации для педагогов:
-«Интегративный подход к реализации содержания образовательной области
«Художественное творчество»; - «Проектирование развивающей образовательной среды в соответствии с ФГТ»; - «Создание условий для художественного творчества детей дошкольного возраста»; - «Использование различных видов детского художественного творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Провели консультации: - «Портрет творческого педагога»; - «10 заповедей творческой личности»; - «Воспитатель - творческая личность»; - «Конкурс – как форма повышения творческого потенциала педагогов ДОУ».
Были проведены открытые просмотры НОД по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах. Они позволили педагогам увидеть, как работают коллеги и использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учились анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.
Также воспитатели представляли свой опыт на педагогических часах, педсовете, консультациях, посещали методические объединения, на которых знакомились с опытом работы педагогов района.
В образовательной системе нашего детского сада практикуются следующие творческие группы:
«Кроха» - воспитатели групп раннего возраста;
«Дошколята» - воспитатели, воспитатели групп дошкольного возраста.
Для более эффективной организации художественного труда дошкольников творческой группой были разработаны:
- конспекты совместной партнёрской деятельности на темы: «Продуктивная деятельность детей 5-7 лет», «Образы насекомых из природного материала», «Картинки из плоской соломки»;
- примерное содержание и вопросы для тематических бесед с детьми на темы: «Что я люблю мастерить своими руками», «Поделки из желудей, шишек, веток», «Какой пейзаж!», «Весёлый лужок», «Портреты», «Букеты из листьев»;
- составлен сборник стихов, загадок, пословиц, поговорок, чисто – скороговорок на данную тему.
Огромное значение в развитии художественного труда детей дошкольного возраста имеет работа ДОУ с семьёй. Не первый год, в начале октября, стремясь создать уютную осеннюю атмосферу, в нашем детском саду мы организуем осеннюю выставку творческих работ из природного материала. Работу планируем и проводим в трех направлениях: с педагогами, с детьми, с родителями. Творческая работа увлекает родителей и детей, приобщает к искусству, к творчеству, формирует экологическое сознание. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии И.А. Лыковой «Художественный труд в детском саду». В течение года родители совместно с детьми изготавливают различные творческие поделки: «Осенняя фантазия», «Зимние подарки», «Весеннее настроение», «Летние цветы». Также были размещены в родительском уголке консультации: «Творчество глазами детей», «Творим вместе с мамой», «Осенние картины из листьев», «Поделки из соломки», «Плетение из лент», «Открытка с сюрпризом».
Выставлена методическая литература, комплекты технологических карт «Осенние картины», «Осенний пейзаж», «Морской аквариум». Для того, чтобы работа по привлечению родителей к проблеме развития художественного творчества у детей была более эффективной, мы организовали распространение семейного опыта. Мы проводили мастер-классы, в разных возрастных группах, в которых активно задействовали родителей.
4 Этап. Контроль
Нами был проведён тематический контроль по теме: «Художественный труд детей дошкольного возраста». Поставленной целью было выяснить эффективность работы по развитию художественного труда детей в ДОУ.
Тематический контроль показал, что в МБДОУ созданы необходимые условия для развития художественного творчества детей. Любая деятельность ребят, а особенно художественная, требует соответствующей организации предметно-развивающей среды, эстетически обдуманной, так как эстетическое оснащение, чувство прекрасного проявляются в тесном контакте с деятельностью и материальным окружением. ПРС в группах - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Во всех возрастных группах оборудованы уголки по художественно-продуктивной деятельности, где имеются все необходимые материалы для развития художественно-творческих способностей детей. В результате проведённых мероприятий, художественно-творческие центры в группах, пополнились различными поделками, пособиями, альбомами и играми, изготовленными руками педагогов, детей и родителей.
После ознакомления с методическими рекомендациями, консультаций педагоги при проведении НОД по развитию художественного труда, в работе с детьми стали использовать нетрадиционные формы занятий, применяя при этом различные виды детского художественного творчества: экопластика (аранжировки из природного материала);аппликация (аранжировка) из осенних листьев; аппликация из цветной бумаги, семечек арбуза и тыквы; художественные образы и композиции-инсталляции; экопластика из соломки; плетение из лент и т.д. Во время проведения НОД, дети попадают в атмосферу искусства: доступно размещены наглядно-дидактические пособия, поделки из различных материалов, а также для ребят организованы выставки детских работ, ведь дети полноценные участники организации предметно-развивающей среды.
Задачи образовательной области «Художественное творчество» воспитатели стали реализовывать во всех направлениях: художественно-эстетическом, познавательно-речевом, физическом, социально-личностном.
Итоги тематического контроля были подведены на педагогическом совете «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание условий для развития художественного творчества». Воспитатели имели возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать свои знания, осмыслить собственные подходы к работе. Решением педсовета было: обогатить и разнообразить в детском саду художественно-эстетическую среду для развития продуктивной детской деятельности; создать картотеку по вопросам развития художественного труда у детей.
5 Этап. Регулятивно-коррекционный
Для полноценного развития художественного труда у детей необходимо было совершенствовать определенные условия. На регулятивно-коррекционном этапе работы педагоги постарались исполнить решение педсовета и создать в детском саду художественно-эстетическую среду и соответствующие психолого-педагогические условия для развития продуктивной деятельности:
В детском саду необходимо создавать художественно-эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Рекомендуется систематически организовывать выставки.
Приоритетное внимание должно быть уделено игре, конструктивной, театрализованной и музыкальной деятельности, аппликации, рисованию, лепке. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.
Содержательная составляющая образования должна быть интересна для детей, формировать творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приёмов работы с детьми в этом направлении.
Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию художественного творчества у детей 3-7 лет.
Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.
Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.
Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.
Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
Таким образом, методическая работа направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи по разным проблемам воспитания дошкольников, в том числе и по развитию художественного труда дошкольников. Она позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять планомерно, на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.
Ожидаемые результаты работы
В результате проведённой работы воспитатели приобретут знания:
- о содержании традиционных и инновационных технологиях;
- о содержании разных видов образовательных программ (комплексных, парциальных,
дополнительных) по художественно-эстетическому развитию;
-о государственных требованиях к условиям организации образовательного процесса и предметно-развивающей среды группы, по развитию художественного творчества детей.
Приобретут умения:
1.Информационные умения:
- подбирать, отображать, излагать содержание необходимой информации детям дошкольного возраста в соответствии с основными направлениями их развития по образовательной программе и ГОС;
- подбирать, отображать, излагать содержание образовательной области «Художественное-творчество» в соответствии с основными направлениями развития детей по основной образовательной программе, реализуемой в ДОУ;
- навыки работы с печатными источниками, умения добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам. Логически правильно построить процесс передачи учебной информации, используя различные методы и их сочетания: рассказ, объяснение, беседу, индуктивное и дедуктивное изложения материала;
-доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;
-оперативно диагностировать характер и уровень усвоения воспитанниками учебного материала.
2. Организационные умения:
- создавать условия для эффективной организации педагогической деятельности, жизнедеятельности детей и работы с родителями;
-организовывать: деятельность детей, используя разные формы организации (групповую, подгрупповую, индивидуальную); родителей; свою деятельность. Научатся увлекать, активизировать детей и родителей; быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности.
3.Проектировочные умения:
-определять и формулировать конкретные задачи обучения, воспитания и развития детей
с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- проектировать и планировать педагогическую деятельность и её результаты;
- планировать деятельность ребенка во все режимные моменты, как на короткий, так и на более длительный период;
- отбирать материал в соответствии с целями и задачами образовательной области «Художественное творчество» на каждом возрастном этапе;
- перерабатывать отобранную информацию, подавать ее детям с учетом их возрастных возможностей.
4. Коммуникативные умения:
- конструировать общение детей со сверстниками, взрослыми, создавать зону успеха каждому ребёнку, воспринимать его индивидуальность;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.
5. Аналитические умения:
- анализировать свою работу, оценивать полученные результаты, размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, вносить изменения в последующую деятельность, добиваться лучших результатов;
- анализировать уровень развития детей, конкретные педагогические ситуации, деятельность педагогов-новаторов и собственную деятельность.
6. Специальные умения:
-умения мастерить из бросового материала, из природного материала, работать с тканью, бумагой и картоном.
В результате проведённой работы воспитатели направляют свою педагогическую работу на развития интегративных качеств у детей. В основе концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. В процессе организации работы художественным трудом у дошкольников будут развиваться интегративные качества:
1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».
Сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. Создаёт творческое сочетание движений. Владеет основами гигиенической культуры и использует эти навыки во время занятий художественным трудом. Чётко и
координированно выполняет мелкомоторные движения (вырезает предметы или их части из бумаги, сложенной гармошкой).
2.«Любознательный, активный».
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Проявляет интерес к поделкам выполненных техникой оригами, испытывает желание принять участие в изготовлении поделок. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах продуктивной деятельности.
3. «Эмоционально отзывчивый».
Эмоционально реагирует на поделки выполненные своими руками. Радуется полученному результату, гордится собой, испытывает желание помочь другу в изготовлении поделки.
4.«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
Выражает содержание общения различными способами; задает вопросы взрослому; подробно отвечает на вопросы о мире природы, предметов и людей, используя свои знания, опыт; анализирует процесс занятия художественным трудом, делает выводы.
5. «Способный управлять своим поведением».
Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила выполнения своей работы.
6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту».
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в творческой работе (поделке).
7. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
Имеет представления о себе, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о мире и природе.
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; результат соответствует образцу; использует разнообразные приёмы самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий деятельности.
9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
- в игре имеет устойчивые замыслы в игре, творчески их развивает; использует продукты собственной деятельности; самостоятельно создаёт игровую обстановку.
- в рисовании анализирует и сравнивает предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; создаёт оригинальные узоры из геометрических и растительных элементов; создаёт композиции на листах разной формы; подробно описывает замысел и точно воплощает его в работе; замечает недостатки своих работ и вносит в них дополнения для большей выразительности образа.
- в лепке создаёт замысел до начала лепки и реализуют его; создаёт сюжетные композиции; ярко проявляет творчество; творчески обыгрывает продукт лепки.
- в конструировании создаёт замысел до начала деятельности и реализует его, самостоятельно проводит анализ своей работы; находит творческие конструктивные решения, варьирует соединения деталей, заменяет детали, в конструировании соединяет разный конструктивный материал, а также игровой природный, бросовый; успешно ориентируется на схеме, чертеже, плане, рисунке без помощи взрослого или с незначительной помощью; делает разметку с помощью шаблона; ориентируется на наглядную опору при создании творческой композиции; создаёт сюжетные композиции, композиции из природных материалов; изготавливает коллективные работы.
- в труде имеет устойчивый интерес, инициативен; выражено трудолюбие; испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы; создаёт условия для трудовой деятельности.
- в музыкальной деятельности проявляет устойчивый интерес; создаёт выразительные оригинальные образы, проявляет индивидуальность в исполнении и музыкальном творчестве.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Эффективность проведенной работы
Для оценки эффективности развития художественного труда у дошкольников была использована комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, автора-составителя Ю.А. Афонькиной. В начале учебного года (2012-2013) после проведения диагностического обследования продуктивной деятельности детей старшей и подготовительной группы мы получили следующие результаты:
Уровень развития продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Диаграмма 1
Вывод: Уровень развития продуктивной деятельности (художественный труд) детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года: высокий – 30%, средний – 60 %, низкий – 10%, низший – 0 %
Диаграмма 2.
Вывод: Из диаграммы видна положительная динамика, которая является результатом эффективной работы детского сада по развитию художественного труда у детей дошкольного возраста. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельных и оригинальных решений, они стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, проявляя живой интерес к знаниям. Дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное. Работы ребят стали более разнообразнее и сложнее. Уровень развития детей по художественному труду на конец учебного года улучшился: высокий уровень увеличился и стал - 33%, средний уровень вырос до 63%, низкий уровень уменьшился до 4%. Детей с низшим уровнем нет.
Мониторинг профессиональных умений воспитателей проведена по методике Атмаховой Л.Н.
По окончанию проведённой работы необходимо было оценить и эффективность методической работы в ДОУ. Для этого мы использовали методику Л.Н. Атмаховой, которую адаптировали к своей проблеме. Методика составлена на основе трёх компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ: когнитивного, деятельностного и профессионально-личностного. Состоит из трёх уровней: оптимальный (осознанная компетентность), допустимый уровень (осознанная некомпетентность), критический уровень (неосознанная некомпетентность).
Диаграмма 1
Вывод: Из диаграммы видны уровни сформированности профессиональной компетентности педагогов МБДОУ детского сада №6 «Ягодка» г. Ворсма на начало учебного года. Оптимальный уровень (осознанная компетентность)имеют – 20-28% педагогов, 40-49% - допустимый уровень (осознанная некомпетентность), 20-28% - критический уровень (неосознанная некомпетентность).
Диаграмма 2
Вывод: Подводя итог можно сказать, что в результате проделанной работы у педагогов ДОУ наметилось повышение уровня профессиональной компетентности по развитию художественного труда у дошкольников. Новые педагогические технологии внедрялись в практику повседневной работы ДОУ через активное участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства, в педагогических викторинах. Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее творческие» педагоги.
Изучение воспитателями методических источников позволило систематизировать знания педагогов по данной теме, развить у них информационные умения.
Организация творческой группы педагогов по разработке перспективного плана, составление конспектов способствовали проявлению проектировочных умений, а привлечение родителей к участию в создании и обогащении ПРС помогли развить коммуникативные и организаторские компетенции.
Воспитатели лучше стали анализировать свою работу, оценивать полученные результаты, добиваться лучших результатов; анализировать уровень развития детей. Также приобрели умения мастерить из бросового материала, из природного материала, работать с тканью, бумагой и картоном. Методическая работа сыграла значительную роль в профессиональном росте и развитии педагогов, повышении их профессиональной компетентности.
Представление результатов в образовательном процессе
1.Внешние результаты для социума.
Профессиональное сообщество:
- Перспективные тематические планы по темам с включением задач по ОО «Художественный труд»;
- Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по развитию у детей интереса к художественному труду, к занятиям художественным трудом;
- Разработки организации непосредственно-образовательной деятельности;
- Картотеки статей по художественному труду в организации самостоятельной деятельности детей;
- Консультации: «Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста»; «Создание условий для развития художественного труда у детей»;
- Методика диагностики по определению развития художественного труда; - Наглядный материал (картинки, иллюстрации).
Родители:
- Материалы на информационном стенде по теме разработки;
- Картотеки статей по художественному труду в организации самостоятельной деятельности детей;
- Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала, картин из ткани, декорирование предметов для группы;
- Индивидуальные рекомендации для работы с детьми дома;
- Консультация «Приёмы развития у детей интереса к художественному труду».
2. Внутренние результаты для детей.
Дети старшего дошкольного возраста:
- Проявляют интерес к художественному труду.
- Стремятся к общению со взрослыми, со сверстниками.
- Внимательно слушают взрослых.
- Эмоционально реагируют.
- Проявляют самостоятельность.
- Бережно относятся к творческим работам.
Изучение методической литературы по данной проблеме позволило систематизировать мои знания по развитию художественного труда детей дошкольного возраста.
Кроме этого в результате осуществления и реализации содержания методической разработки, я приобрела умения:
- оперативно диагностировать характер и уровень усвоения воспитанниками учебного материала, уровень профессиональной компетентности;
- создавать условия для эффективной организации методической и педагогической деятельности, жизнедеятельности детей и работы с родителями;
- проектировать и планировать методическую и педагогическую деятельность, ее результаты;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, с родителями воспитанников, с коллегами по работе;
- анализировать свою работу, оценивать полученные результаты, размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, вносить изменения в последующую деятельность, добиваться лучших результатов.
Главное в моей работе, чтобы образовательная деятельность приносила детям и педагогам только положительные эмоции.
Заключение
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Мы постарались помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства.
Проведение этой работы позволило сформировать у воспитанников художественно-эстетический вкус, а также развить желание заниматься художественным трудом. Помогло нам добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать интерес родителей к проблеме развития художественного труда у детей, и стать активными участниками этого процесса. Сплотить педагогов, детей и родителей между собой.
Список литературы
1.Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012г.
2.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
3.Виноградова Н.А. методическая работа в ДОУ Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева,
Ю.Н. Родионова – М.: Айрис-пресс, 2008.
4.Волобуева Л.М. Методическая работа в системе непрерывного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2009, №7
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.-М.:ТЦ Сфера, 2005.
5.Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами.- М.: Издательство «Скрипторий», 2003.
6.Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. -М.: Издательство «Скрипторий», 2003.
7.Голицина Н.С. Система методической работы в ДОУ. Часть 2 -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
8.Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства в ДОУ: метод. Пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008
9.Груба Г.В. Ручной труд и развитие речи детей 6 – 7 лет. – В кн.: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе: Межвузовский сборник научных трудов. – Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1984.
10.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
11.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
12.Лиштван З.В. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение. 1981.
13.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Изд. дом «Карапуз»,1999.
14.Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
15.Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}