kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях.Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях.Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях.Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»»





Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:


«Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда

у детей дошкольного возраста»





«Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественного труда у детей дошкольного возраста»


«Истоки творческих способностей и дарования детей

накончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идуттончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше уверенности и

изобретательностив движениях детской руки,

тем тоньше взаимодействие с орудием труда,

чем сложнее движение, необходимое для этого

взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие

руки с природой, с общественным трудом в духовную

жизнь ребенка. Другими словами: чем больше

мастерствав детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский


Актуальность


Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Специфика художественно - продуктивной деятельности обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов (или образы), выражения мыслей (идей) и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя культурными и личностными смыслами. Становление художественной культуры дошкольника - ведущее условие личностного роста и творческого развития.


Занятия эстетического цикла способствуют не только развитию каких-либо ручных умений и навыков, но и развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, таким образом, можно отметить, что художественный труд является важным средством развития личности ребенка, но, естественно, при условии правильного руководства им, с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей дошкольников.


Основная цель дошкольного учреждения – создание условий для развития и воспитания дошкольников на высоком качественном уровне. Организатором и активным участником образовательного процесса в ДОУ является педагог, от его профессиональной компетентности в значительной степени зависит эффективность образовательной деятельности, а создание условий для повышения качества работы педагогов обеспечивает методическая работа. Таким образом, можно говорить о непосредственном влиянии методической работы не только на повышение профессиональной компетентности педагогов, но и на качество образования детей, в том числе и на развитие навыков, умений, творческих способностей дошкольников в процессе художественного труда. Об этом в своих работах писали: Л.М.Волобуева, К.Ю.Белая, П.И. Третьяков, А.М.Моисеев, П.Н.Лосев, Э.М.Шевченко.


Цели и задачи


Цель: создание системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Спроектировать систему методической работы по данной проблеме на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

  • Выявить уровень профессиональной компетентности педагогов по развитию продуктивной деятельности (художественный труд) у дошкольников и уровень развития навыков художественного труда у дошкольников.

  • Подобрать и реализовать формы и методы работы, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов по художественно-творческому развитию дошкольников.

  • Определить направления развития детского творчества, продуктивной деятельности (художественный труд) дошкольников детское творчество.

  • Оценить динамику развития художественного труда дошкольников и профессиональной компетентности воспитателей ДОУ по данному направлению воспитательно-образовательного процесса.


Образовательный и квалификационный уровень педагогов МБДОУ детского сада №6 «Ягодка» г. Ворсма


В связи с открытием двух новых групп в 2011 году, МБДОУ пополнилось ещё тремя новыми воспитателями. На данный момент в МБДОУ работает 12 педагогов. Из них высшее образование имеют 4 педагога (33,3%), среднее специальное образование имеют 8 (66,6%). Первую квалификационную категорию имеют – 1 (8,3%), вторую – 4(33,3%), соответствие занимаемой должности – 3(25%). В ДОУ есть педагоги без квалификационной категории – 4(33,3%), т.к. стаж работы менее двух лет.

Ежегодно воспитатели проходят курсовую переподготовку. В 2012-2013 г. на базе НИРО курсовую переподготовку прошли 5 педагогов. Из этого можно сделать вывод, что МБДОУ полностью укомплектовано педагогическими кадрами, с соответствующим образованием и квалификацией.


Система работы с педагогическими кадрами


Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалификационной помощи со стороны более опытных коллег, заведующего, старшего воспитателя. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимость учёта многообразия интересов и возможностей детей.


Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития навыков художественного труда необходимо:

  • помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением;

  • помочь овладеть готовностью к решению сложных задач в системе образования;

  • нацелить педагогов на повышение своего педагогического мастерства.

Специально организованная методическая работа направлена на качество педагогической деятельности, а оно в свою очередь направлено на качество образования детей.


Содержание методической работы по проблеме развития художественного труда дошкольников в МБДОУ детском саду №6г.Ворсма включало в себя следующие этапы:

1.Педагогический анализ.

2.Планирование.

3.Организация.

4.Контроль.

5.Регулирование и коррекция.

Все этапы методической работы были тесно связаны между собой.


1 Этап. Педагогический анализ


Он позволил дать оценку организации работы по развитию художественного труда у дошкольников. На основе анализа работы ДОУ за прошедший год было установлено, что в детском саду проводится целенаправленная работа по художественно-эстетическому развитию дошкольников, но выявлено и слабое место в данном направлении воспитательно-образовательного процесса – развитие навыков и творческих способностей дошкольников в художественном труде. Поэтому была запланирована годовая задача: «Усилить работу по развитию продуктивной деятельности дошкольников (художественному труду)».

Для более глубокого анализа этой проблемы были проведены и дополнительные диагностические мероприятия – анализ карт педагогического мастерства по теме «Организация художественного труда», наблюдение и анализ детской продуктивной деятельности. В результате чего были определены недостатки в развитии навыков художественного труда у дошкольников и направления совершенствования профессиональной компетентности педагогов.

Анализ карт педагогического мастерства показал, что наибольшие затруднения возникают у педагогов в вопросах применении в практике инновационных методов и приемов, в развитии творческих способностей дошкольников в процессе организации художественного труда. Также было определено, что при планировании и организации методической работы можно будет опираться на опыт воспитателей по некоторым вопросам организации художественного труда и привлекать данных педагогов к проведению методических мероприятий.

Диагностические обследования помогли определить цели и задачи методической и педагогической работы и сориентироваться при выборе содержания и форм методической работы, которые были определены на втором этапе - планирование методической работы.

2 Этап. Планирование

Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи воспитателям. Поэтому, планируя систему методических мероприятий, мы ориентировались на запросы и возможности определенных групп педагогов.

1.Группа воспитателей:

Начинающие молодые воспитатели, знакомящиеся с профессией и адаптирующиеся в ней, имеющие критический уровень профессиональной компетентности по вопросам развития художественного труда у дошкольников.

2.Группа воспитателей:

Педагоги со сложившейся системой работы, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, соответствующие среднему уровню профессиональной компетентности.

3.Группа воспитателей.

Педагоги, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, совершенствующие свои умения, имеющие достаточный уровень методической и профессиональной подготовленности и критический уровень научной подготовленности по вопросам развития художественного труда у дошкольников.

Для каждой группы педагогов были определены задачи педагогического сопровождения и рекомендуемые формы методической работы:


- индивидуальное шефство;

- наставничество;

- консультации заведующего, старшего воспитателя;

- самообразование (самовоспитание);

- моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого

воспитателя;

- обучение в учебных заведениях;

- аттестация;

-выступления перед аудиторией;

- обобщение опыта работы;

- проблемные консультации;

- творческие группы;

- «Школа молодого педагога»;

- организационно-деятельностные, ролевые игры;

- педагогический практикум;

- взаимопосещения занятий;

- методические посиделки;

- творческие мастерские;

- районные методические объединения;

- педагогические советы;

- педагогические семинары;

- педагогические часы;

- консультации;

- смотры-конкурсы;

- «Круглый стол»;

- открытые занятия.

Была разработана система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу художественно-творческого развития дошкольников.





Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественного труда дошкольников




Формы работы

Тема, цель, содержание

Участники

Ответст­венный

Практический

результат

1. Оказание помощи.

Семинар

Тема: «Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство для развития творческих способностей детей и педагогов».

Цель: систематизация знаний педагогов.

Воспитатели всех

возрастных групп.

Воспита­тель

Перспективные планы. Конспекты занятий.

Консультации

Тема: «Проектирование развивающей образовательной среды в соответствии с ФГТ»,

«Создание условий для развития художественного труда у детей дошкольного возраста», «Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста», «Конкурс – как форма повышения творческого потенциала педагогов ДОУ», «Портрет творческого педагога», «10 заповедей творческой личности», «Воспитатель - творческая личность»,

Индивидуальные консультации

Цель: оказание помощи (по результатам изучения работы воспитателей, по запросам педагогов).

Воспитатели

Старший воспита­тель

Перечень литературы для оказания помощи. Советы и рекомендации по организации и проведению работы с детьми

Открытые просмотры

Интегрированные НОД по развитию художественного творчества в дошкольных возрастных группах.

Цель: использование вариативных форм организации НОД, методы и приемы работы с детьми.

Воспитатели

Старший воспитатель

Конспекты занятий.

Самообразо­вание

Темы: «Работа с бумагой и картоном».

«Художественный труд в детском саду». «Ознакомление детей с природным материалом».

Цель: расширить знания педагогов, познакомить с новинками литературы.

По выбору

воспитателей

Заведующий,

старший

воспитатель

Библиогафия по теме. Аннатирован-ный каталог.

2.Тематический контроль

Тема: «Художественный труд детей дошкольного возраста» Цель: эффективность работы по развитию художественного труда детей в ДОУ.

План проведения тематической проверки.

Группы старшего дошкольного

возраста

Заведующий,

старший

воспитатель

Справка по итогам тематической проверки.

3. Педсовет

Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание условий для развития художественного творчества».

Итоги тематической проверки.

О создании комфортной обстановки в ДОУ.

Решение задач эстетического воспитания в музыкальной деятельности. Деловая игра «Педагогический пробег»

Все педагоги

Заведующий,

старший

воспитатель

Решение педсовета

4. Изучение, обобщение, распростране­ние и внедре­ние передово­го опыта.

Изучить опыт работы МБДОУ д/с №6 г. Ворсма по развитию творческих способностей детей в процессе художественного труда. Распространение опыта работы Кирилловой Т.В. по использованию нетрадиционных технологий в детском саду в продуктивных видах деятельности.

Воспитатели

Старший воспитатель

Итоги изучения.

Обобщенный опыт работы.

5. Создание условий.

Приобретение наглядно-дидактических пособий, методической литературы в методический кабинет, группы.

Дооборудовать уголки по художественно-продуктивной деятельности в группах в соответствии с возрастом детей.

Заведующий,

старший

воспитатель,

воспитатели

Заведующий,

старший

воспитатель

Выставка

справочных

материалов,

методической

литературы,

пособий.

6. Формы работы с родителями.

Выставка творческих работ «Осенняя фантазия» (Поделки из природного материала, овощей, цветов)

Участие в конкурсах на оформление группы к праздникам.

Мастер-класс: «Изготовление композиций из природного материала».

Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей». Консультация для родителей:

«Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков».

Цель: добиться взаимодействия детского сада и семьи по проблеме развития художественного труда у детей.

Родители, дети

воспитатели

Старший воспитатель

Выставка

творческих

работ.

Наглядный материал для родителей.

7. Формы работы со школой и другими организация­ми

Круглый стол «Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Совместная выставка поделок из ткани, бумаги и картона «Зимушка-хрустальная»

Цель: взаимодействие и преемственность в работе детского сада и школы по проблеме.

Экскурсии в ДДТ, школу искусств.

Учителя начальных классов Воспитатели

Старший воспитатель

План работы со школой по направлению преемствен

ность.

Выставка рисунков в ДОУ.

8. Другие

формы

работы

Работа творческой группы по проблеме «Художестве­нно-творческая деятельность детей»

Цель: разработка новых подходов к развитию художественного труда, творческих способностей детей, взаимосвязь с другими видами деятельности.

Воспитатели

творческой

группы

Руководитель

творческой группы

Методические

рекомендации,

перспективные

планы

совместной

работы

воспитателей

группи

специалистов




3 Этап. Организационный

На третьем – организационном этапе методической работы были проведены все запланированные методические мероприятия.


В течение года была организована работа семинара: «Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство для развития творческих способностей детей и педагогов», целью которого являлась систематизация знаний педагогов. Занятия проходили в форме мини-лекций: «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с художественным творчеством»; «круглого стола» вопросы: - реализация задач образовательной области «Художественное творчество» через интеграцию других образовательных областей; - организация воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении на основе современных художественных технологий;- методическое сопровождение деятельности педагога по формированию художественно-творческих способностей у детей; - работа с семьей по развитию творчества у дошкольников);

Проводилась работа творческих микро групп, которые рассматривали вопросы для обсуждения:- творчество педагога; - возможности самосовершенствования по данному направлению работы; - психологические аспекты художественного творчества, - оценка образовательных технологий с позиций художественно-творческой педагогики.

Разработали методические рекомендации для педагогов:

-«Интегративный подход к реализации содержания образовательной области

«Художественное творчество»; - «Проектирование развивающей образовательной среды в соответствии с ФГТ»; - «Создание условий для художественного творчества детей дошкольного возраста»; - «Использование различных видов детского художественного творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста».


Провели консультации: - «Портрет творческого педагога»; - «10 заповедей творческой личности»; - «Воспитатель - творческая личность»; - «Конкурс – как форма повышения творческого потенциала педагогов ДОУ».


Были проведены открытые просмотры НОД по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах. Они позволили педагогам увидеть, как работают коллеги и использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учились анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.

Также воспитатели представляли свой опыт на педагогических часах, педсовете, консультациях, посещали методические объединения, на которых знакомились с опытом работы педагогов района.


В образовательной системе нашего детского сада практикуются следующие творческие группы:

«Кроха» - воспитатели групп раннего возраста;

«Дошколята» - воспитатели, воспитатели групп дошкольного возраста.


Для более эффективной организации художественного труда дошкольников творческой группой были разработаны:

- конспекты совместной партнёрской деятельности на темы: «Продуктивная деятельность детей 5-7 лет», «Образы насекомых из природного материала», «Картинки из плоской соломки»;

- примерное содержание и вопросы для тематических бесед с детьми на темы: «Что я люблю мастерить своими руками», «Поделки из желудей, шишек, веток», «Какой пейзаж!», «Весёлый лужок», «Портреты», «Букеты из листьев»;

- составлен сборник стихов, загадок, пословиц, поговорок, чисто – скороговорок на данную тему.


Огромное значение в развитии художественного труда детей дошкольного возраста имеет работа ДОУ с семьёй. Не первый год, в начале октября, стремясь создать уютную осеннюю атмосферу, в нашем детском саду мы организуем осеннюю выставку творческих работ из природного материала. Работу планируем и проводим в трех направлениях: с педагогами, с детьми, с родителями. Творческая работа увлекает родителей и детей, приобщает к искусству, к творчеству, формирует экологическое сознание. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии И.А. Лыковой «Художественный труд в детском саду». В течение года родители совместно с детьми изготавливают различные творческие поделки: «Осенняя фантазия», «Зимние подарки», «Весеннее настроение», «Летние цветы». Также были размещены в родительском уголке консультации: «Творчество глазами детей», «Творим вместе с мамой», «Осенние картины из листьев», «Поделки из соломки», «Плетение из лент», «Открытка с сюрпризом».

Выставлена методическая литература, комплекты технологических карт «Осенние картины», «Осенний пейзаж», «Морской аквариум». Для того, чтобы работа по привлечению родителей к проблеме развития художественного творчества у детей была более эффективной, мы организовали распространение семейного опыта. Мы проводили мастер-классы, в разных возрастных группах, в которых активно задействовали родителей.

4 Этап. Контроль


Нами был проведён тематический контроль по теме: «Художественный труд детей дошкольного возраста». Поставленной целью было выяснить эффективность работы по развитию художественного труда детей в ДОУ.


Тематический контроль показал, что в МБДОУ созданы необходимые условия для развития художественного творчества детей. Любая деятельность ребят, а особенно художественная, требует соответствующей организации предметно-развивающей среды, эстетически обдуманной, так как эстетическое оснащение, чувство прекрасного проявляются в тесном контакте с деятельностью и материальным окружением. ПРС в группах - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Во всех возрастных группах оборудованы уголки по художественно-продуктивной деятельности, где имеются все необходимые материалы для развития художественно-творческих способностей детей. В результате проведённых мероприятий, художественно-творческие центры в группах, пополнились различными поделками, пособиями, альбомами и играми, изготовленными руками педагогов, детей и родителей.


После ознакомления с методическими рекомендациями, консультаций педагоги при проведении НОД по развитию художественного труда, в работе с детьми стали использовать нетрадиционные формы занятий, применяя при этом различные виды детского художественного творчества: экопластика (аранжировки из природного материала);аппликация (аранжировка) из осенних листьев; аппликация из цветной бумаги, семечек арбуза и тыквы; художественные образы и композиции-инсталляции; экопластика из соломки; плетение из лент и т.д. Во время проведения НОД, дети попадают в атмосферу искусства: доступно размещены наглядно-дидактические пособия, поделки из различных материалов, а также для ребят организованы выставки детских работ, ведь дети полноценные участники организации предметно-развивающей среды.

Задачи образовательной области «Художественное творчество» воспитатели стали реализовывать во всех направлениях: художественно-эстетическом, познавательно-речевом, физическом, социально-личностном.


Итоги тематического контроля были подведены на педагогическом совете «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание условий для развития художественного творчества». Воспитатели имели возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать свои знания, осмыслить собственные подходы к работе. Решением педсовета было: обогатить и разнообразить в детском саду художественно-эстетическую среду для развития продуктивной детской деятельности; создать картотеку по вопросам развития художественного труда у детей.


5 Этап. Регулятивно-коррекционный


Для полноценного развития художественного труда у детей необходимо было совершенствовать определенные условия. На регулятивно-коррекционном этапе работы педагоги постарались исполнить решение педсовета и создать в детском саду художественно-эстетическую среду и соответствующие психолого-педагогические условия для развития продуктивной деятельности:

  • В детском саду необходимо создавать художественно-эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Рекомендуется систематически организовывать выставки.

  • Приоритетное внимание должно быть уделено игре, конструктивной, театрализованной и музыкальной деятельности, аппликации, рисованию, лепке. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.

  • Содержательная составляющая образования должна быть интересна для детей, формировать творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приёмов работы с детьми в этом направлении.

  • Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию художественного творчества у детей 3-7 лет.

  • Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.

  • Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.

  • Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.

  • Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.


Таким образом, методическая работа направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи по разным проблемам воспитания дошкольников, в том числе и по развитию художественного труда дошкольников. Она позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять планомерно, на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.


Ожидаемые результаты работы


В результате проведённой работы воспитатели приобретут знания:

- о содержании традиционных и инновационных технологиях;

- о содержании разных видов образовательных программ (комплексных, парциальных,

дополнительных) по художественно-эстетическому развитию;

-о государственных требованиях к условиям организации образовательного процесса и предметно-развивающей среды группы, по развитию художественного творчества детей.


Приобретут умения:

1.Информационные умения:

- подбирать, отображать, излагать содержание необходимой информации детям дошкольного возраста в соответствии с основными направлениями их развития по образовательной программе и ГОС;

- подбирать, отображать, излагать содержание образовательной области «Художественное-творчество» в соответствии с основными направлениями развития детей по основной образовательной программе, реализуемой в ДОУ;

- навыки работы с печатными источниками, умения добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам. Логически правильно построить процесс передачи учебной информации, используя различные методы и их сочетания: рассказ, объяснение, беседу, индуктивное и дедуктивное изложения материала;

-доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;

-оперативно диагностировать характер и уровень усвоения воспитанниками учебного материала.


2. Организационные умения:

- создавать условия для эффективной организации педагогической деятельности, жизнедеятельности детей и работы с родителями;

-организовывать: деятельность детей, используя разные формы организации (групповую, подгрупповую, индивидуальную); родителей; свою деятельность. Научатся увлекать, активизировать детей и родителей; быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности.


3.Проектировочные умения:

-определять и формулировать конкретные задачи обучения, воспитания и развития детей

с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- проектировать и планировать педагогическую деятельность и её результаты;

- планировать деятельность ребенка во все режимные моменты, как на короткий, так и на более длительный период;

-составлять план, конспект НОД, сценарий развлечений;

- отбирать материал в соответствии с целями и задачами образовательной области «Художественное творчество» на каждом возрастном этапе;

- перерабатывать отобранную информацию, подавать ее детям с учетом их возрастных возможностей.


4. Коммуникативные умения:

- конструировать общение детей со сверстниками, взрослыми, создавать зону успеха каждому ребёнку, воспринимать его индивидуальность;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.


5. Аналитические умения:

- анализировать свою работу, оценивать полученные результаты, размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, вносить изменения в последующую деятельность, добиваться лучших результатов;

- анализировать уровень развития детей, конкретные педагогические ситуации, деятельность педагогов-новаторов и собственную деятельность.


6. Специальные умения:

-умения мастерить из бросового материала, из природного материала, работать с тканью, бумагой и картоном.


В результате проведённой работы воспитатели направляют свою педагогическую работу на развития интегративных качеств у детей. В основе концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. В процессе организации работы художественным трудом у дошкольников будут развиваться интегративные качества:


1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».

Сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. Создаёт творческое сочетание движений. Владеет основами гигиенической культуры и использует эти навыки во время занятий художественным трудом. Чётко и

координированно выполняет мелкомоторные движения (вырезает предметы или их части из бумаги, сложенной гармошкой).

2.«Любознательный, активный».

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Проявляет интерес к поделкам выполненных техникой оригами, испытывает желание принять участие в изготовлении поделок. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах продуктивной деятельности.


3. «Эмоционально отзывчивый».

Эмоционально реагирует на поделки выполненные своими руками. Радуется полученному результату, гордится собой, испытывает желание помочь другу в изготовлении поделки.


4.«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Выражает содержание общения различными способами; задает вопросы взрослому; подробно отвечает на вопросы о мире природы, предметов и людей, используя свои знания, опыт; анализирует процесс занятия художественным трудом, делает выводы.


5. «Способный управлять своим поведением».

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила выполнения своей работы.


6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту».

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в творческой работе (поделке).


7. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».

Имеет представления о себе, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о мире и природе.


8. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».

Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; результат соответствует образцу; использует разнообразные приёмы самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий деятельности.


9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

- в игре имеет устойчивые замыслы в игре, творчески их развивает; использует продукты собственной деятельности; самостоятельно создаёт игровую обстановку.


- в рисовании анализирует и сравнивает предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; создаёт оригинальные узоры из геометрических и растительных элементов; создаёт композиции на листах разной формы; подробно описывает замысел и точно воплощает его в работе; замечает недостатки своих работ и вносит в них дополнения для большей выразительности образа.


- в лепке создаёт замысел до начала лепки и реализуют его; создаёт сюжетные композиции; ярко проявляет творчество; творчески обыгрывает продукт лепки.


- в конструировании создаёт замысел до начала деятельности и реализует его, самостоятельно проводит анализ своей работы; находит творческие конструктивные решения, варьирует соединения деталей, заменяет детали, в конструировании соединяет разный конструктивный материал, а также игровой природный, бросовый; успешно ориентируется на схеме, чертеже, плане, рисунке без помощи взрослого или с незначительной помощью; делает разметку с помощью шаблона; ориентируется на наглядную опору при создании творческой композиции; создаёт сюжетные композиции, композиции из природных материалов; изготавливает коллективные работы.


- в труде имеет устойчивый интерес, инициативен; выражено трудолюбие; испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы; создаёт условия для трудовой деятельности.


- в музыкальной деятельности проявляет устойчивый интерес; создаёт выразительные оригинальные образы, проявляет индивидуальность в исполнении и музыкальном творчестве.


У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


Эффективность проведенной работы


Для оценки эффективности развития художественного труда у дошкольников была использована комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, автора-составителя Ю.А. Афонькиной. В начале учебного года (2012-2013) после проведения диагностического обследования продуктивной деятельности детей старшей и подготовительной группы мы получили следующие результаты:


Уровень развития продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Диаграмма 1


Вывод: Уровень развития продуктивной деятельности (художественный труд) детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года: высокий – 30%, средний – 60 %, низкий – 10%, низший – 0 %

Диаграмма 2.


Вывод: Из диаграммы видна положительная динамика, которая является результатом эффективной работы детского сада по развитию художественного труда у детей дошкольного возраста. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельных и оригинальных решений, они стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, проявляя живой интерес к знаниям. Дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное. Работы ребят стали более разнообразнее и сложнее. Уровень развития детей по художественному труду на конец учебного года улучшился: высокий уровень увеличился и стал - 33%, средний уровень вырос до 63%, низкий уровень уменьшился до 4%. Детей с низшим уровнем нет.


Мониторинг профессиональных умений воспитателей проведена по методике Атмаховой Л.Н.


По окончанию проведённой работы необходимо было оценить и эффективность методической работы в ДОУ. Для этого мы использовали методику Л.Н. Атмаховой, которую адаптировали к своей проблеме. Методика составлена на основе трёх компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ: когнитивного, деятельностного и профессионально-личностного. Состоит из трёх уровней: оптимальный (осознанная компетентность), допустимый уровень (осознанная некомпетентность), критический уровень (неосознанная некомпетентность).

Диаграмма 1


Вывод: Из диаграммы видны уровни сформированности профессиональной компетентности педагогов МБДОУ детского сада №6 «Ягодка» г. Ворсма на начало учебного года. Оптимальный уровень (осознанная компетентность)имеют – 20-28% педагогов, 40-49% - допустимый уровень (осознанная некомпетентность), 20-28% - критический уровень (неосознанная некомпетентность).


Диаграмма 2

Вывод: Подводя итог можно сказать, что в результате проделанной работы у педагогов ДОУ наметилось повышение уровня профессиональной компетентности по развитию художественного труда у дошкольников. Новые педагогические технологии внедрялись в практику повседневной работы ДОУ через активное участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства, в педагогических викторинах. Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее творческие» педагоги.

Изучение воспитателями методических источников позволило систематизировать знания педагогов по данной теме, развить у них информационные умения.

Организация творческой группы педагогов по разработке перспективного плана, составление конспектов способствовали проявлению проектировочных умений, а привлечение родителей к участию в создании и обогащении ПРС помогли развить коммуникативные и организаторские компетенции.

Воспитатели лучше стали анализировать свою работу, оценивать полученные результаты, добиваться лучших результатов; анализировать уровень развития детей. Также приобрели умения мастерить из бросового материала, из природного материала, работать с тканью, бумагой и картоном. Методическая работа сыграла значительную роль в профессиональном росте и развитии педагогов, повышении их профессиональной компетентности.




Представление результатов в образовательном процессе


1.Внешние результаты для социума.


Профессиональное сообщество:

- Перспективные тематические планы по темам с включением задач по ОО «Художественный труд»;

- Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по развитию у детей интереса к художественному труду, к занятиям художественным трудом;

- Разработки организации непосредственно-образовательной деятельности;

- Картотеки статей по художественному труду в организации самостоятельной деятельности детей;

- Консультации: «Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста»; «Создание условий для развития художественного труда у детей»;

- Методика диагностики по определению развития художественного труда; - Наглядный материал (картинки, иллюстрации).


Родители:

- Материалы на информационном стенде по теме разработки;

- Картотеки статей по художественному труду в организации самостоятельной деятельности детей;

- Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала, картин из ткани, декорирование предметов для группы;

- Индивидуальные рекомендации для работы с детьми дома;

- Консультация «Приёмы развития у детей интереса к художественному труду».


2. Внутренние результаты для детей.


Дети старшего дошкольного возраста:

- Проявляют интерес к художественному труду.

- Стремятся к общению со взрослыми, со сверстниками.

- Внимательно слушают взрослых.

- Эмоционально реагируют.

- Проявляют самостоятельность.

- Бережно относятся к творческим работам.


Изучение методической литературы по данной проблеме позволило систематизировать мои знания по развитию художественного труда детей дошкольного возраста.

Кроме этого в результате осуществления и реализации содержания методической разработки, я приобрела умения:

- оперативно диагностировать характер и уровень усвоения воспитанниками учебного материала, уровень профессиональной компетентности;

- создавать условия для эффективной организации методической и педагогической деятельности, жизнедеятельности детей и работы с родителями;

- проектировать и планировать методическую и педагогическую деятельность, ее результаты;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, с родителями воспитанников, с коллегами по работе;

- анализировать свою работу, оценивать полученные результаты, размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, вносить изменения в последующую деятельность, добиваться лучших результатов.

Главное в моей работе, чтобы образовательная деятельность приносила детям и педагогам только положительные эмоции.


Заключение


Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Мы постарались помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства.

Проведение этой работы позволило сформировать у воспитанников художественно-эстетический вкус, а также развить желание заниматься художественным трудом. Помогло нам добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать интерес родителей к проблеме развития художественного труда у детей, и стать активными участниками этого процесса. Сплотить педагогов, детей и родителей между собой.


Список литературы


1.Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012г.

2.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.:ТЦ Сфера, 2005.

3.Виноградова Н.А. методическая работа в ДОУ Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева,

Ю.Н. Родионова – М.: Айрис-пресс, 2008.

4.Волобуева Л.М. Методическая работа в системе непрерывного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2009, №7

Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.-М.:ТЦ Сфера, 2005.

5.Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами.- М.: Издательство «Скрипторий», 2003.

6.Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. -М.: Издательство «Скрипторий», 2003.

7.Голицина Н.С. Система методической работы в ДОУ. Часть 2 -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

8.Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства в ДОУ: метод. Пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008

9.Груба Г.В. Ручной труд и развитие речи детей 6 – 7 лет. – В кн.: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе: Межвузовский сборник научных трудов. – Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1984.  

10.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.

11.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

12.Лиштван З.В. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение. 1981.

13.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Изд. дом «Карапуз»,1999.

14.Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

15.Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

16.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.,«Детство-Пресс», 2006.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Волкова Наталья Владимировна

Дата: 14.03.2022

Номер свидетельства: 602233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных  форм и методов  обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "201612"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429094294"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Семинар–практикум для воспитателей «Воспитатель-мастер своего дела»"
    ["seo_title"] => string(73) "sieminar_praktikum_dlia_vospitatieliei_vospitatiel_mastier_svoiegho_diela"
    ["file_id"] => string(6) "406810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491376202"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства