ФКЦМ «Животные жарких стран» Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран, отражая собственные впечатления в художественной деятельности. Задачи: *образовательная: - уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран; -формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания; - совершенствовать диалогическую форму речи; - продолжать учить высказывать собственные суждения; - продолжать учить угадывать животного по загадкам; - познакомить с толковым словарем; - закреплять умение строить общую композицию. * развивающая: - развивать интерес к представителям живой природы; - развивать внимание при решении игровых и творческих заданий; - поощрять оригинальность образов воображения; - создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества; - развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания; *воспитательная: - воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга. Словарь: Существительные: слон, жираф, бегемот, лев, львица, саванна, Африка, пустыня, опасность, хищник, водопой. Прилагательные: темнокожие, горячее, жгучее, пламенное, неторопливы, ленивы, полноват, сыт, могучее. Глаголы: охотиться, нападать, сливаются, следит, переносит, поливать, защищаются. Оборудование и материалы: Глобус; видео презентация по ходу занятия; «Толковый словарь»; запись песни- упражнения «У жирафов…»; разрезные картинки для каждого ребенка с животным, о котором говорилось на занятии; клей, картон. Ход. Орг. Момент. - Ребята, давайте вспомним, что такое глобус? Что каким цветом на нем обозначено? Что обозначает желтый цвет? (пустыню, песок) - На прошлые недели мы с вами побывали на севере и познакомились со многими его обитателями. Что есть похожего у всех животных севера? (толстый слой жира под кожей, густой, пушистый мех, шерсть, подшерсток). - Как вы думаете, для животных жарких стран необходимы толстый слой жира, густой и пушистый мех? Почему? (дети отвечают). - Я предлагаю вам отправится в путешествие в жаркие страны к друзьям нашего Нанайки чернокожему мальчику Чибо и его сестренки Ичо. В Африке, а это страна, где всегда очень-очень жарко, никогда не бывает снега, мороза, всегда днем светит яркое, пламенное, жгучее солнышко, горячий песок у людей кожа темного цвета, даже, можно сказать, черного. (презентация). Про Африку говорят: «Самый жаркий материк. Он красив и так велик. Тут живёт среди саванн много львов и обезьян». - Давайте сегодня все новые слова посмотрим в очень важной и умной книге «Толковый словарь». Итак, мы услышали незнакомое слово саванна. - Саванна – это такое место на земле, которое покрыто жесткой травой и там редко-редко растут деревья и кустарники. (повторить) - В Африке есть песчаная пустыня. Кто знает, что такое пустыня? (ровное большое место, покрытое песком, где не растут никакие растения и очень редко встречаются животные, потому что там очень-очень жарко). - Ну вот мы, ребята, и в Африке. Чио и Ичо очень рады нас видеть и хотят, как и Нанайка познакомить вас с животными своей страны. - Я сейчас вам буду загадывать загадки, вы их отгадаете и мы увидим животных: Царь зверей – большая кошка Порычит со зла немножко, Спит он в логове, поев Носит гриву, грозный… (лев) (показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном) - Почему очень сложно увидеть льва? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы). - Зачем льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу). - На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижные, ловкие, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится. - Чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет). - На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры). - Какую пользу приносят хищники? (Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных). - Следующая загадка: Вот лошадки, все в полосках, Может быть они в матросках? Нет, они такого цвета. Угадайте, кто же это? (зебра) (показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном) - Зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску? - Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются. По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно. - Послушайте о ком следующая загадка? Вот живой подъёмный кран, Обитатель жарких стран. Со стволов многоэтажных Рвёт и листья, и банан. (жираф) (показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном) - Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею. - Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья). - Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, косули. Как вы думаете, почему? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.) - О ком же следующая загадка? Носом – шлангом великан Моется, как в душе. Это житель жарких стран Всех крупней на суше. Какое самое большое животное в Африке? СЛОН (показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном) - Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится). - Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.) - Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить). Физкультминутка. Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение. (Е.Железнова) У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде – 2р. (Похлопывают себя). На лбу, ушах, на шее, на локтях. Есть на носу, на животах, коленях и носках. (Показать). У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде – 2р. (Пощипывают себя). На лбу, ушах, на шее, на локтях. Есть на носу, на животах, коленях и носках. (Показать). У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде -2р. (Стряхивать). На лбу, ушах, на шее, на локтях. Есть на носу, на животах, коленях и носках. (Показать). А у зебры есть полоски, есть полосочки везде -2р. (Показывают полоски). На лбу, ушах, на шее, на локтях. Есть на носу, на животах, коленях и носках. (Показать). - Ребята, если эти животные живут в очень жаркой стране, чего им хочется постоянно? (пить). Что делают животные, когда хотят пить? Они пьют воду. Место, где пьют воду, называют ВОДОПОЙ. Итак, животные идут к водопою. Зачастую, там же животные и купаются, охлаждаются. Кто может прийти к водопою? (Жираф, зебра, лев). - Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку. В Африке толстяк живёт, у него огромный рот, В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде, Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот) (показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном) - У большого бегемота есть маленькие друзья. Кто это? (Бегемот дружит с птицами). Они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки). - Посмотрите, со сколькими животными мы сегодня познакомились. Сколько интересного узнали. - Теперь вам нужно выполнить задание. Сложить и склеить разрезную картинку с изображением животного. А когда вы сделаете это, рассказать о своем животном. Мы с вами еще встретимся с чернокожими братиком и сестренкой. Самостоятельная работа детей. (Индивидуальная помощь детям, взаимопомощь) Итог. Выходит ребенок, показывает своего животного и рассказывает, что о нем узнал на занятии. Физкультура по плану физ инструктора |