Развитие речи Цель: Расширять и углублять представления детей о космосе. Задачи: • Закрепить знания о планетах солнечной системы. • Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос». • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. • Закреплять умение отвечать на вопросы. • Закреплять навык составления простых и сложных предложений. • Закреплять умение образовывать слова-антонимы с приставкой без- . • Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма. Оборудование: • Модели планет на плакате, аудиозаписи, портреты. • Глобус. • Мнемотаблицы. Предварительная работа: • Беседы на тему «Космос» • Рисование на тему «Инопланетяне», «Космос» • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе • Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе • Игровые ситуации «Космодром», «Найди планету» Ход НОД Дети сидят полукругом. Звучит космическая музыка. Воспитатель: Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму. Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы. Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе. Дети, давно, когда на свете не было вас и даже меня, мир облетела радостная весть: человек покорил космическое пространство. Кто же был первым космонавтом планеты? (Первым космонавтом планеты был Ю. А. Гагарин). С тех пор 12 апреля – день первого полета человека в космос, стал днем космонавтики. А есть ли в нашем городе памятник космонавтам? (В нашем городе есть памятник Юрию Алексеевичу Гагарину). А где он находится? (Он находится на улице Гагарина) Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам? (Восток) - Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля! А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Кто она? (Первая женщина – космонавт) А кто еще летал в космос кроме людей? (В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна). А как вы думаете, какими должны быть космонавты? Дидактическаяигра «Каким должен быть космонавт?» Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным. Ребята давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов? Дидактическая игра «Добавь слово» Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много… Дети: Знать. Воспитатель: Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит … Дети: Труд. Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты Для полетов на. Дети: Планеты. Воспитатель: Самый дружный будет наш Наш веселый… Дети: Экипаж. Воспитатель: Если в космос мы хотим Значит скоро … Дети: Полетим. Для полета мы построим космический корабль и назовем его «Дружба». Как называется дверь в космическом корабле? (Дверь в космическом корабле называется люк). Через люк мы заходим на борт корабля. Повторяем правило дружбы «Один за всех и все за одного». Начинаем отсчет времени: «10, 9, …., пуск» Физкультминутка (под музыку) Перезагрузка. Какая наша голова? (Тяжелая); какие наши руки, ноги? (Тяжелые); какое наше тело? (Тяжелое) – это перезагрузка. Невесомость. Какая наша голова? (Легкая); какие наши руки, ноги? (Легкие); какое наше тело? (Легкое). (Упражнения для рук, ног, шеи). Ой, что-то ударилось о наш космический корабль? (Это метеорит). Как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю? (Метеоритный дождь). Как называется окно в космическом корабле? (Иллюминатор). Давайте посмотрим в иллюминатор. Что мы видим? (Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, астероид, метеорит, звезды). А пока мы летим, я загадаю вам загадки Загадки о космосе Сверкая огромным хвостом в темноте, Несется среди ярких звезд в пустоте, Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной (Комета) Осколок от планеты Средь звезд несется где-то. Он много лет летит-летит, Космический (Метеорит) Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам (Луна) Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется (Земля) Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный, В нем живут вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос) В небе виден желтый круг И лучи, как нити. Вертится Земля вокруг, Словно на магните. Хоть пока я и не стар, Но уже ученый — Знаю, то — не круг, а шар, Сильно раскаленный. (Солнце) Ночью с Солнцем я меняюсь И на небе зажигаюсь. Сыплю мягкими лучами, Словно серебром. Полной быть могу ночами, А могу — серпом. (Луна) По темному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. (Звезды) - Мы в космическом пространстве. Нас окружают звезды и планеты. Перечислим их! Пальчиковая гимнастика «Солнечная система» По порядку все планеты Назовё т любой из нас: Раз - Меркурий, Два - Венера, Три - Земля, Четыре - Марс. Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - Уран, За ним - Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. Ну, а десять – это Солнце, Не планета, а звезда, Ярко светит нам она! Наш корабль прибыл на неизвестную планету (выходят через люк, встречают инопланетянина). И: Здравствуйте. С какой планеты вы прилетели? В: Мы с планеты Земля. И: Значит, вы земляки? Дети: Земляки – это люди, которые живут в одной деревне, одном городе, области. Если мы с планеты Земля, то мы – земляне. И: Я прошу вас о помощи. В Заливе Радуги перепутались все цвета, если не построить радугу правильно, может случиться беда – моя планета сойдет с орбиты. А пока идем в Залив Радуги, я покажу вам свою планету. (Идут по планете). Здесь много перевалов. Вы стоите на тропинке, но вы не увидите на ней ни травиночки. На моей планете много гор из камней. Есть здесь моря и океаны, только в них совсем нет воды. А сейчас мы подошли к кратеру, который образовался от метеоритов. Посмотрите, какой он глубокий! И: Вот мы и в Заливе Радуги. Посмотрите, что случилось. В: А мы знаем слова, с помощь которых можно правильно построить радугу. Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Один ребенок строит радугу, а дети называют цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. И: Спасибо вам, Земляне, за помощь. Я уверен, что моя планета сохранится. Нравится ли вам на моей планете? Д: Да, но на Земле лучше, потому что там все живое. В: А на твоей планете нет воздуха – планета безвоздушная. Нет воды – безводная. Нет людей – безжизненная. Нет радости – безрадостная. И: Спасибо, Земляне, я буду часто вас вспоминать. Но мне очень грустно, потому что я никогда не увижу вашу красивую планету Земля. В: Давайте подарим инопланетянину глобус - модель нашей Земли. А нам надо возвращаться на Землю. (Прощаются. Идут к космическому кораблю. Через люк заходят на корабль). Начинается отсчет времени: «10,9, пуск» Наш корабль летит к земле. - Давайте, пока мы летим к Земле, расскажем о Солнце. Нам помогут символы. Рассказ о Солнце с помощью символов. Солнце: - звезда или планета (звезда) - по размерубольшое или маленькое? (большое) - по форме круглое или квадратное? (круглое) - по освещенностияркоеили тусклое? (яркое) - по температуре горячее или холодное? (горячее) - по расстоянию от Земли далёкое или близкое? (далёкое) - Ребята, Солнце очень яркая звезда. Чтобы сохранить наше зрение мы не будем долго смотреть на Солнце без темных защитных очков. Это очень вредно. Встаньте возле кресел. Сделаем теплый расслабляющий массаж для глаз. Массаж для снятия напряжения глаз Мы ладошки разотрём, Разотрём, разотрём И к глазам своим прижмём, Аккуратно так прижмём. Раз, два, три, четыре, пять – Глазки будем согревать. Раз, два, три, четыре, пять – Глазки будут отдыхать! - Теперь мы смело посмотрим в круглое окно космического корабля. Как оно называется, помните? (иллюминатор) - Что мы видим? (Землю – нашу любимую планету) Благодаря нашей дружбе мы смогли помочь инопланетянину. А давайте соединим наши ладони, и тогда дружба увеличится в несколько раз и по живой цепочке передастся от одного к другому. Вот так, взявшись за руки, люди всей нашей планеты смогут сохранить мир на Земле и природу во всей ее красоте. Вот мы и прилетели на Землю. (Дети выходят из корабля и садятся полукругом). - Планета Земля - наш общий дом. Расскажем вам сейчас о нем! И вновь нам пригодится «Помощница - таблица»! Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу («по цепочке») «Земля – планета. Она имеет форму шара. Земля – большая, но Солнце еще больше. Земля – разноцветная. Голубая, потому что есть реки, озера, моря и океаны. Коричневая – это суша: земля, песчаные пустыни, горы. Зеленая – это растения: деревья, кустарники, травы. Белый цвет – это облака, укутывают Землю, словно одеяло. На Земле есть жизнь: люди, животные и растения! Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое: люди, растения, животные» Какое счастье, что нам довелось родиться и жить на удивительной планете Земля, которую мы должны беречь! Об этом после своего полета просил всех землян Ю. А. Гагарин: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» - Спасибо ученым, конструкторам, космонавтам за то, что открыли нам удивительный мир Космоса. В нём еще много тайн и загадок и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть. Земля нам подарила Хорошего немало, И ждет она в тревоге, Чтоб мы ее спасли. Она для всех на свете – Единственная мама, А мы родные дети У матери Земли. Пускай над вашим краем, Пускай над нашим краем Цветут, не увядая, Весенние сады. Обнимем нашу Землю, Как маму обнимаем, И защитим, как маму, От горя и беды! Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное большое космическое путешествие и узнали много интересного о космосе. Музыка по плану муз руководителя |