Просмотр содержимого документа
«Перспективный план по театрализованной деятельности для младшего возраста»
Разработала: воспитатель Клягина Т.А
Методические пояснения
В пособии даны игры-занятия с сентября по май, всего 36 занятий, при работе один раз в неделю. Занятия выстраиваются по принципу- от простого к сложному, используется варьирование работы над одним и тем же материалом (например, над сказкой), повторное использование игр на разных занятиях.Применяются различные формы: игры разминки, упражнения, этюды, игры импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировка, игры-хороводы, спектакли.
Для удобства работы над сказкой, спектаклем тексты в сценарии построены в форме диалога. В пособии представлены различные виды театра кукол: настольный, с использованием ширмы,пальчиковый, на фланелеграфе. Особенное внимание взрослого при исполнении сюжета в кукольном театре обращено на интонационную сторону (в настольном, пальчиковом, на фланелеграфе), а также на кукловождении (в театре бибабо)
Работа систематизирована таким образом, чтобы на каждом занятии воспитатель стимулировал двигательную, интонационную, творческую активность детей.
Значительное место в пособии отводиться произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм. Они развивают эмоциональную сферу ребёнка, открывают целую галерею привлекательных образов (детей, животных, птиц, игрушек). Соблюдён принцип сезонного проживания времени детьми, то есть в комплексе занятий отражены времена года, что позволяет детям ощущать движение жизни.
Целью - формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зрелости, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений.
Задачи – приобщение детей к миру игры и театра, развитие потребности в активном самовыражении, в творчестве.
Принципы
принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой);
принцип связи игры и искусства с жизнью;
принцип сотворчества взрослых и детей.
Методы
метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ;
метод активного восприятия, позволяющий накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
Сентябрь
№ п/п
Название занятия
Цель
1 неделя
Цыплята на прогулке
Вызывать интерес к игре, обогащать эмоции детей; дать заряд бодрости.
2 неделя
Сказка про утят
Приобщить детей к миру театральной игры; познакомить со сказкой.
3 неделя
Утята и коршун
Пробудить желание вспомнить сказку, рассказывая о ней; вызывать эмоциональный отклик на игру.
4 неделя
Цветочки на лужайке
Вовлечь в игровую ситуацию, заинтересовать сюжетом; привлечь к индивидуальному исполнению роли; вызвать радость от игры.
Октябрь
№ п/п
Название занятия
Цель
1 неделя
Паровоз ребят повёз
Вовлечь детей в игровую ситуацию; дать положительный эмоциональный заряд.
2 неделя
Заинька серенький
Вовлечь детей в игровую ситуацию; вызвать эмоциональную реакцию в ответ на музыкальные и игровые образы; пробудить двигательную активность детей.
3 неделя
Игра с колобком
Познакомить детей со сказкой; вовлечь в игру; порадовать детей яркой игровой ситуацией
4 неделя
Колоски
Рассказать об уборке урожая зерновых; вовлечь в игровую ситуацию; порадовать детей; развивать чувства ритма.
Ноябрь
№ п/п
Название занятия
Цель
1 неделя
Мы варили суп
Познакомить с урожаем овощей; вовлечь в игровую ситуацию; приобщить к двигательной импровизации; вызвать положительный эмоциональный отклик детей.
2 неделя
Катя собирается на прогулку
Через инсценировку дать необходимые знания по самообслуживанию; показать образец одевания куклы на прогулку; учить одеваться в соответствии с погодой; вызвать положительный эмоциональный отклик детей.
3 неделя
Ждём кукол с прогулки
Дать представление о сюжетной логике игры; приготовление обеда для куклы - приход куклы с прогулки- кормление обедом; учить действовать в воображаемой ситуации; учить менять предметы заместители, условные действия и воображаемые предметы; приобщать к импровизации в игре.
4 неделя
Кто как кричит?
Дать представление о домашних животных, учить детей подражать их голосам; учить пересказывать сюжет знакомой сказки.
Декабрь
№ п/п
Название занятия
Цель
1 неделя
Снежинки танцуют
Развивать чувство прекрасного, чувство ритма; побуждать детей эмоционально откликаться на контрастные музыкальные образы (спокойное и ритмичное движение).
2 неделя
Белый хвостик
Побуждать детей относиться к игрушке зайцу как к живому существу (заботиться, жалеть и т.д.); учить чувствовать интонацию своего голоса; развивать чувство ритма в двигательной импровизации.
3 неделя
Игрушки из коробки
Вовлечь в игровую ситуацию; порадовать детей интересным сюжетом; пробуждать двигательную активность детей в свободной пляске.
4 неделя
Зимушкины забавы
Порадовать детей игровым сюжетом; побуждать к двигательной импровизации..
Январь
№ п/п
Название занятия
Цель
1 неделя
Обогреем снегиря
Учить заботиться о птицах; учить наделять игрушку чертами живого существа; чувствовать интонацию ласки и заботы; побуждать к двигательной импровизации.
2 неделя
Идёт бычок
Познакомить со стихами А.Барто и обыграть их сюжет; побуждать детей к высказыванию. К действиям с предметом.
3 неделя
Невеличка Галенька
Вовлечь детей в игровую ситуацию; научить играть в игру с ведущим; порадовать детей.
4 неделя
Вечером
Привлекать детей к инсценировки сюжета; учить слушать текст внимательно, следя за действиями воспитателя; учить выполнять действия самостоятельно.
Февраль
№ п/п
Название занятия
Цель
1 неделя
На горке
Вовлечь детей в инсценировку, дать эмоционально положительный заряд; учить пересказывать сюжет.
2 неделя
Смело руль крути
Побуждать к двигательной активности; учить выразительному движению; учить соотносить слово и действие; дать образец игры с машиной; побуждать к самостоятельной игре.
3 неделя
Мыльные пузыри
Порадовать детей новым сказочным сюжетом; учить понимать нравственный смысл сказки; побуждать к двигательной импровизации.
4 неделя
Колокольчики
Дать представление о низких и высоких звуках; развивать слуховое внимание; учить определять тембры музыкальных инструментов; учить слушать внимательно сказку.
Март
№ п/п
Название занятия
Цель
1 неделя
Мама лишь одна бывает
Показать значимый для ребёнка образ мамы; формировать нравственные эмоции детей; вовлекать в игровую ситуацию.
2 неделя
Игры с Петрушкой
Приобщить к театру Петрушки; дать положительный заряд настроению; порадовать детей.
3 неделя
Продавец Варя
Развивать игровые умения детей; учить обыгрывать взаимозависимые роли в сюжете; учить взаимодействовать с партнёром.
4 неделя
Доктор Маша
Привлечь внимание детей к профессии врача; побуждать детей относиться к игрушке как к живому существу; проявлять заботу. Лечить, ухаживать, сопереживать; вовлекать в инсценировки.
Апрель
№ п/п
Название занятия
Цель
1 неделя
Распускайтесь, деревца
Приобщать детей к русской национальной культуре; дать представление о приходе весны; создать эмоциональный отклик на игровой сюжет; вовлечь в игру.
2 неделя
Птенчик
Вовлечь детей в игровую ситуацию; побуждать к двигательной импровизации.
3 неделя
Ручейки поют, звенят
Расширить представление детей о временах года, о весне; познакомить с новой сказкой; учить слушать внимательно сказку, отвечать на вопросы по её содержанию.
4 неделя
Дождик капает по крыше
Вовлечь детей в игровую ситуацию; вызвать положительные эмоции.
Май
№ п/п
Название занятия
Цель
1 неделя
Полевые цветы
Вовлечь в игровую ситуацию; вызвать положительный эмоциональный отклик детей; побудить к двигательной активности.
2 неделя
Берёзонька растёт
Воспитывать внимательное отношение и интерес к природе; развивать музыкальные способности детей.
3 неделя
Жук отправляется в полёт
Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности.
4 неделя
Ветерок
Вовлечь детей в игровую ситуацию; познакомить с новой сказкой.
Литература
Артёмова Л,В, Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
Веракса Н,Е,, Веракса А,Н, Развитие ребёнка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.,2006.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. М.,2006.
Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребёнка.М.,2004.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.,1982.
Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.,2001.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред.А.В.Запорожца. М.,1976