kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Перспективное планирование по экспериментированию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективное планирование составлено с целью развития познавательной и творческой активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности для средней возрастной группы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«перспективное планирование по экспериментированию»

Сроки

Тема

Цель

Приемы


Опыты

Материал


Октябрь

1

1 неделя

Наши помощники.

(кн.1.стр.15)

Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза - смотреть; уши -слышать; нос -определять запах; язык- определять вкус; пальцы- определять форму); с охраной органов чувств

Загадки, наблюдения

Опыты с лимоном, сахаром, водой,

Яблоком.

Лимон.

Яблоко

Сахар

Вода.

2

2 неделя

«Умный нос»

(кн.1 стр.45)

Определять по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа






Загадки, д.и.

Опыты по определению характерных запахов

продуктов, растений, предметов

Вывод: нос- лучший помощник в

определение запахов.


Различные цветы,

Продукты с характерным запахом (чеснок, лимон и др,)

Картинки.


3 неделя

Путешествие с капелькой.

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.


Игровая ситуация, рассматрива-ние картинок, беседа.

Для выяснения запаха воды дети сравнивали чистую воду и раствор, приготовленный  из воды и сока из  выжатого лука. Сделали вывод, что вода не имеет запаха.

   В исследовании цвета воды дети использовали краски (гуашь), муку, смешивали, наблюдали, что происходит с водой, как она становится мутной. Определяли, как виден предмет в чистой воде и мутной. Пришли к выводу, что вода не имеет цвета.

Подбор картинок «Вода в природе», «Как человек использует воду», «Кому нужна вода в природе»; 


4 неделя

«Домик для воз­духа».

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и об­ладает свойствами (прозрачный, невидим, легкий, не имеет запаха).


Наблюдение, беседа, эксперимент.

Для того чтобы воздух увидеть, дети его «поймали» и заперли в пакете, а потом вы­пустили его. Показать детям, что воздух – повсюду. Он есть и в пустой бутылочке. Опустить её в таз с водой, увидеть пузырьки, — это из бутылочки выходит воздух.

Полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри — по количеству детей;

султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой


Ноябрь

3

1 неделя

«Зачем репейнику колючки?»

(кн.1 стр.75)

Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Загадка

Наблюдение

Используя кусочки меха и ткани взрослый

вместе с детьми выясняют, как

распространяются семена репейников

Плоды репейника,

кусочки меха и ткани.

Лупа, тарелка для плодов




4

2 неделя




«У кого какие детки?»

(кн.1 стр.19)

Выделить общее строение семян (наличие ядрышка)

Побудить к названию частей строения семян: ядрышко, оболочка



Загадка

Наблюдение

Разрезать, разломать плоды, найти семена,

сравнить, найти сходство, различия

Вывод: в ядрышках есть запас питания

для нового растения, а кожица его защищает

Овощи. фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображ.растений.


3 неделя

Песочная страна.

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Игровая ситуация. Наблюдение, эксперимент.

Дети при помощи луп рассматривают песчинки. Обсуждают, что песчинки желтые, маленькие, их много.

Дети догадываются из какого песка (влажного или сухого) лучше лепить .     В  эксперименте «Песочные часы» произошло знакомство  детей непосредственно с песочными часами, узнали историю их возникновения. Здесь они пробовали  определять длительность времени по песочным часам, слушали песенки, одевались.


Коробочки с песком, поднос, лупы. Различные формочки округлой формы, песок. Песочные часы.


4 неделя

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича.

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, гладкий и т.д)


Игровая ситуация, загадки, наблюдение.

  Во время опыта «Корабли»  дети знакомились со свойствами плавающих предметов. Наблюдали, что происходит с деревянными и металлическими предметами.

Деревянные и металлические предметы. Емкости с водой.


Декабрь

5

1 неделя







«Разноцветные растения»

Показать самодвижение в стебле растения.

Рассмотреть

иллюстрации.

Беседа.

Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать 12 часов

Результат будет виден.

Вывод: окрашенная вода поднимается по стеблю.

Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс)

6

2 неделя

Почему

птицы

могут летать?





Найти особенности внешнего

вида птиц.

Рассмотреть иллюстрации

летающих и нелетающих птиц.


С небольшой высоты отпускают картонную птичку: выясняют, что с ней произошло.

Взрослые прикрепляют к ней бумажные крылья. Предлагаю прикрепить к резиновой птице.

Крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц.


3 неделя


«Снег и вода»


Показать, что снег тает от тепла и

превращается в воду.

Сравнить внешний вид водопроводной воды и растаявшего снега с помощью лупы; выяснить, какая вода грязнее: талая или водопроводная


Наблюдение, эксперимент.

После очистки фильтрами вода становилась прозрачной. Для обеззараживания её использовали йод. Только после этого можно было ею пользоваться. Данный опыт подвёл детей к выводу, что вода может быть загрязнена и вредна  здоровью; перед её  использованием людьми, она должна быть очищена фильтрами от грязи.


Прозрачная емкость со снегом

емкости с водопроводной водой и талым снегом, лупа



4 неделя


«Волшебная рукавичка»


Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.


Загадки, беседа, игровая ситуация.

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»













Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с

вшитым магнитом



Январь


7

1 неделя

Как защищаются бабочки и жуки- коровки?

(кн.2 стр.94)

Закреплять представление детей о насекомых, учить выделять главные признаки (тело в насечках, крылья, усики)

Формировать знания о том, что насекомые защищаются от врагов

Развивать умение сравнивать

Воспит. любознательность

Загадки,

беседа

Игр.упр. «Бабочки» (порхают, присаживают-ся на цветок, складывают крылышки)

Игра- опыт

Как приспособились бабочки и

жуки- коровки к защите от врагов,

используя модели

Модели бабочек,

жуков, деревьев

цветов.













8

2 неделя





Спит или не спит дерево?






Дать понятие детям, что растения, деревья в январе находятся в состоянии глубокого сна.


Иллюстрации

Рассказы

о деревьях.

Поставить веточку тополя в воду.

Ветка со временем начнёт засыхать.

Вывод: растения ещё находятся в состоянии глубокого сна.


Ветка тополя,

вода, емкость


3 неделя

Путешествие в мир стеклянных вещей.



Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Наблюдение, игровая ситуация

Определение стекла на ощупь.

Стеклянные бутылочки, изделия из стекла.


4 неделя


«Свет и тень»


Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.


Рассматрива-ние картинок, использова-ние теневого театра.

Дети по своему желанию экспериментируют с тенями (с отражением предметов)

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и пр.), несколько предметов, которые не дают света.

Оборудование для теневого театра, фонарь.



Февраль


9


1 неделя





Посадка и выращивание лука на перо.


Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий – воды, света, тепла в разных условиях.


Видеозапись,

иллюстрации.

 Налить воду в баночки и поставить в них луковицы так, чтобы корешковая часть луковицы касалась воды. Разместить в различные условия: одну там, где есть свет, тепло; другую, где есть тепло; третью, где есть свет, но холодно. Вести наблюдения и зарисовывать в дневнике наблюдений.

Вывод: первая луковица прорастёт быстрее и лучше всех, у неё более длинные корни и зелень, вторая – имеет загнутые и жёлтые листья, третья – практически не проросла. Поэтому для хорошего роста растений необходимы все условия – свет, тепло.

Прозрачные баночки, лук, дневник наблюдений 

10

2 неделя



Семена





Выяснить, что нужно

для роста растения.

Выделить общее в строении семян



Иллюстрации

Дидактичес-кая игра.



На дно неглубокой емкости на влажную вату помещают лист и семена, закрывают влажной тканью и ставят в теплое место.

Вывод: семена проросли

Емкость, вата,

ткань.


3 неделя


«Свойства резины»





Учить узнавать вещи из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность)


Беседа, видео, стих: "Наша Таня громко плачет"

Опыты с резиновой лентой, игрушками, трубкой.

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички



4 неделя


«Свойства пластмассы»




Учить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).


Наблюдение, эксперимент.

Предлагаются детям наполненные водой стаканы, чтобы, не заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как пластмасса не прозрачная. Затем предложить на ощупь определить структуру поверхности, толщину. Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3—4 минуты определить изменение температуры (нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что он под воздействием силы гнется, а если приложить больше усилий — ломается. Взрослый демонстрирует плавление пластмассы, используя спиртовку. Дети составляют алгоритм описания свойств материала.






Пластмассовые стаканчики, вода,

спиртовка, спички.


Март

11

1 неделя


«Лабиринт»

Кн.1 стр.62

Установить, как растение ищет свет.

Загадка,

Наблюдение,

игр.упр.

«Раньше- позже»

Клубень картофеля помещают в картонную

коробку с отверстием, через несколько дней

открывают коробку и рассматривают ростки,

отмечая направление.

Вывод: Много света- хорошо, мало

света- плохо растению.






Картонная коробка с крышкой и перегородка ввиду лабиринта в одном углу картофель, в другом отверстие. Дневник наблюдения.






12










2 неделя








«Какие цветочки распустятся раньше?»








Понаблюдать, как и в какой последовательности распускаются различные веточки деревьев.








Загадка,

Наблюдение,

д.и. «Угадай с какого дерева листок?»





Срезать ветки разных деревьев (береза,

тополь, ива, вишня)

Поставить в группе на солнце и в тень.

Понаблюдать, где быстрее появятся

набухшие почки, на свету или в тени.

Вывод: У всех деревьев есть почки и

они разные


2 баночки с водой, срезанные ветки деревьев (береза,

тополь, ива, вишня)

Дневник

наблюдения.


3 неделя

«Свойства ткани»


Учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (структура поверхности, степень прочности, мягкость, толщина) и свойства(мнется, рвется, режется и т.д.)


Дид. игра" Угадай на ощупь". Беседа. Наблюдение.

опыты – эксперименты с тканью,  (рассматривание через лупу нитей, определение свойств  разных тканей, сравнение тканей ) Обследование  и рассматривание предметов из ткани


Образцы ткани, ножницы, спиртовка, спички. емкости с водой.



4 неделя

«Твердый – мягкий»


Выявить свойство камня - твердость


Наблюдение, эксперимент.

Рассматривание камней через лупу. Сжимание в одной руке камня, в другой пластилина. Сделать вывод.

Камни, пластилин, монетки



Апрель


13


1 неделя



Нужен ли корешкам воздух?

Кн.1 стр.56.


Выявить причину потребности растения в рыхлении,доказать, что растения дышит всеми частями.

Рассмотреть иллюстрации

Растений

Д.и «Что сажают в огороде».

Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая ,две прозрачной емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло.

Три проростка фасоли помещают в прозрачную емкость с водой.

В одной емкости нагнетают воздух с помощью пульверизатора к корешкам.

Второй оставляют без изменения.

В третий на поверхность воды наливают раст. масло тонким слоем наблюдают за изменениями проростков.

Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачной емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло

14

2 неделя

Посадка гороха в уголке природы

Кн. 2 стр. 114

  1. Систематизировать знания о процессе посадки, инструментах и материалах для работы.

  2. Формировать практические посадки растений.

  3. Учить дружескому отношению детей в процессе труда

Загадки

Сюрпризный момент (Буратино)

Д.и. «Что сажают в огороде?»

Посадка детьми семян гороха

, а вдругом камешек

Коробка с мелками и камушками

Картинки с изображением .растения.

Семена гороха

Земля, лейка.

Дневник наблюдения.


3 неделя

"Вот какая пена"

1. Познакомить детей со свойствами мыла.
2. Развивать навыки самостоятельности.
3. Воспитывать желание соблюдать гигиену

Пальчиковая игра: "Я маме помогаю", сказка "Мойдодыр".

Дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике

Таз с водой и мыло или мыльный раствор


4 неделя

"Блестящие комочки"

1. Познакомить детей с различными видами бумаги
2. Развивать тактильные ощущения.
3. Способствовать становлению дружеских
взаимоотношений

Игровая ситуация, беседа, эксперимент.

Дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними

Фольга







Список литературы:



1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.













Инновационные опыты на тему «Живая природа»

для средней группы.

















Тема

Задачи

Приемы

Материал

Опыты

Сроки


1

Растения

Семена

Выяснить что нужно

для роста растения

Выделить общее в строении семян

Наблюдение за ростом растения.

Беседа.

Емкость ,вата,

Ткань.

На дно неглубокой емкости на влажную вату помещают лист и семена, закрывают влажной тканью и ставят в теплое место

Вывод: семена проросли

Октябрь

1

неделя


2

Почему

птицы

могут летать

Почему

птицы

могут летать

Рассмотреть иллюстрации

летающих и нелетающих птиц.


Крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц.

Крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц.

2 неделя


3

Зачем

утке и лягушки такие лапки

Найти особенности внешнего вида

лягушек и птиц

Рассмотреть

иллюстрации,

Беседа.

Емкость с водой, рукавички с «перепонками», перчатки, иллюстрации: утка, лягушка воробей.

Надевают на одну руку перчатку с перепонками, на другую -с коготками

Дети имитируют движения лапок при плавании и определяют с какими лапками им удобно плавать и почему

Ноябрь

1

неделя

4

Кто живет в воде







Найти особенности внешнего вида рыб, выяснить

чем похожи все рыбы

Рассмотреть

иллюстрации

животных и выбрать рыб.


Аквариум

Легонько подталкивая рыбок;

Определяют кто дольше уплыл и почему

Вывод: рыбке с вытянутым телом плыть легче).

2

неделя


5









«Разноцветные растения»





Показать сокодвижение в стебле растения.


Рассмотреть

бллюстрации.

Беседа.

Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс)

Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс)



Декабрь

1 неделя





6



Растения и свет








Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему.


Прослушать

аудиозапись

Два небольших отростка растения в горшках (желательно «Ванька – мокрый», дневник для зарисовок, часы.

. Дети размещают в групповой комнате цветы подальше от источника света таким образом, чтобы свет падал на них с одной стороны. Пометив карандашом сторону горшка, в которую наклонилось растение, дети разворачивают его на 180 градусов наблюдают.

ВыводОпыт показывает, что растения могут поворачиваться. Растения могут определять направление света и тянуться к нему.



2

неделя

7

Как растения пьют воду?


Доказать, что корешок растения всасывает воду и стебелёк проводит её.

Рассмотреть иллюстрации.

Беседа

Цветы, вода,

краски.

Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.

Вывод: растения пьют воду.


Январь

1

неделя


8



Спит или не спит

дерево.





Дать понятие детям, что растения, деревья в январе находятся в состоянии глубокого сна. .


Дать понятие детям, что растения, деревья в январе находятся в состоянии глубокого сна. .


Ветка тополя,

вода.,емкасть.

: Поставить веточку тополя в воду.

Ветка со временем начнёт засыхать.

Вывод: растения ещё находятся в состоянии глубокого сна.


2

неделя

9




Посадка и выращивание лука на перо









Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий – воды, света, тепла.в разных услових.


Видиозапись,

беседа

Прозрачные баночки, лук, дневник наблюдений 

 Налить воду в баночки и поставить в них луковицы так, чтобы корешковая часть луковицы касалась воды. Разместить в различные условия: одну там, где есть свет, тепло; другую, где есть тепло; третью, где есть свет, но холодно. Вести наблюдения и зарисовывать в дневнике наблюдений.

Вывод: первая луковица прорастёт быстрее и лучше всех, у неё более длинные корни и зелень, вторая – имеет загнутые и жёлтые листья, третья – практически нпроросла. Поэтому для хорошего роста растений необходимы все условия – свет, тепло.


Февраль

1

неделя

10


Посадка кресс-салата



















Установить необходимость почвы для жизни растений. .

Беседа.

. Семена кресс-салата, влажные салфетки, земля, ёмкости для посадки.


Воспитатель укладывает влажные салфетки в коробочку и дети выкладывают на неё семена. Также в ёмкость насыпают землю и высаживают семена кресс-салата.Наблюдения зарисовывают в дневнике наблюдений.

Вывод: быстрее семена прорастут в земле, потому что в ней очень много питательных веществ для роста растений. Растениям просто необходима почва

2

неделя



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
перспективное планирование по экспериментированию

Автор: Никулкина Светлана Борисовна и Зубарова Александра Степановна

Дата: 24.10.2016

Номер свидетельства: 351940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Перспективное планирование "Экология-экспериментирование""
    ["seo_title"] => string(56) "perspektivnoe_planirovanie_ekologiia_eksperimentirovanie"
    ["file_id"] => string(6) "566377"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607582469"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "ФГОС Перспективное планирование ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ (1 младшая группа)"
    ["seo_title"] => string(78) "fgospierspiektivnoieplanirovaniieopytyiekspierimientirovaniie1mladshaiaghruppa"
    ["file_id"] => string(6) "265401"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449933829"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по развитию познавательного интереса у детей 2-3 лет через детское экспериментирование посредством дидактической игры"
    ["seo_title"] => string(80) "perspektivnoe_planirovanie_po_razvitiiu_poznavatelnogo_interesa_u_detei_2_3_let_"
    ["file_id"] => string(6) "589205"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1634838556"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе ДОО"
    ["seo_title"] => string(72) "perspektivnoe_planirovanie_po_eksperimentirovaniiu_v_starshei_gruppe_doo"
    ["file_id"] => string(6) "474435"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1530096933"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Примерное планирование детской экспериментальной деятельности"
    ["seo_title"] => string(70) "primiernoie_planirovaniie_dietskoi_ekspierimiental_noi_dieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "428762"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1505807618"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства