kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

План разработан для работы педагогов с таршей группе ДОУ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи в старшей группе»

7.1 Перечень игр по речевому развитию

Месяц

Игры по звуковой культуре речи


Игры на развитие словаря


Игры на формирование грамматического строя речи


Игры на развитие связной речи


Сентябрь

Игра «Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

«Какого звука не хватает?»

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.


«Кто где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.

«Чье это жилище»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.

«Как назвать того, кто...?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

«Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.


«Магазин посуды»

Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.

«Куда положим»

Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.

«Куда положим»

Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.

«Назови ласково»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

«Найди ошибку».

Цель: Развивать слуховое внимание, мышление.

«Составь предложение»

Цель: Учить использовать в речи предлоги: в, над, из, на.


«Найди картинке место»

Цель: Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

«Хорошо - плохо»

Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. 


Октябрь

«Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

«Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.


«Четыре слова»

Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.

«Подскажи словечко»

Цель: Развивать мышление, быстроту реакции. 

«Кто может совершать эти движения?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. 

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. 


«Чьё, чьё? – Моё»

Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.

«Скажи ласково»

Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции. 

«Два брата ИК и ИЩ».

Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

«Что из чего сделано?»

Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

«Что делает, что делают?»

Цель: Учить правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе

«Почему так называется?»

Цель: Обогатить глагольный словарь детей.


«Где начало рассказа?»

Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: Учить находить лишние для данного рассказа детали.  


Ноябрь

«Чудесный художник»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

«Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.


«Рыбы, звери, птицы»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существитель­ные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

«Что растет в лесу?»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные

«Что бывает круглым?»

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. 


«Кто это?»

Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи.

«Назови профессии»

Цель: Развивать анализ и синтез.

«Животные и их детеныши»

Цель: Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память. 

«Где мы были, что мы видели?»

Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа

«Найди противоположное слово»

Цель: Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

«Подбери подходящее слово»

Цель: Учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными. Развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.


«Составь два рассказа»

Цель: Учить различать сюжеты разных  рассказов.

«Что изменилось?»

Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

«Почемучкины вопросы»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.


Декабрь

«Услышишь — хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цель: Развивать фонематические представления, внимание.


«Я знаю три названия животных (цветов)» или

«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость. 

«Рыбки»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».

«Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 


«Кто кем был?»

Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания. 

«Кто кем будет?»

Цель: Развивать мышление, воображение, быстроту реакции. Расширять словарь. 

«Что без чего?»

Цель: Закреплять формы родитель­ного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транс­порт, одежда.

«Закончи предложение»

Цель: Учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление.

«Одно слово вместо двух»

Цель: Обогатить глагольный словарь детей.

«Слова – неприятели»

Цель: Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

«Составь предложение»

Цель: Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.


«Потому что…»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.

«Распространи предложение»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

«Составь рассказ»

Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;


Январь

«Нужное слово»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

«Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

«Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.


«Кто как разговаривает?»

Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции. 

«Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. 

«Кто как передвигается?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. 

«Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» 

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость. 


«Один - много»

Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе.

«Веселый счет»

Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. 

«Кому что дадим?»

Цель: Закреплять формы да­тельного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные».

«Чья голова?»

Цель: Закреплять согласование существительного с прилагательным.

«Слова — «родственники»

Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу.

«Подбери слова — «родственники» (тема «Зима»)

Цель: Упражнять в образовании однокоренных слов.

«Составь предложение»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

«Составь предложение по теме «Зима»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.


«Пойми меня»

Цель: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

«Если бы...»

Цель: Развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления — синтез, прогнозирование, экспериментирование.

«А я бы…»

Цель: Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.


Февраль

«Ловушка»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

«Цепочка слов»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.


«Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

«Семья» 

Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. 

«Месяцы и их последовательность»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. 

«Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.



«Один – много»

Цель: Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.

«Угадай, кому нужны эти вещи»

Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных.

«Кто чем работает?»

Цель: Закреплять формы существительных творительного падежа.

«Кто чем управляет?»

Цель: Закреплять формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».

«У кого какое?»

Цель: Закреплять образование прилагательные от су­ществительных .

«Скажи по-другому»

Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).


«Закончи сам»

Цель: Развивать у детей воображение, связную речь.

«Нарисуй сказку»

Цель: Учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

«Пословицы, поговорки»

Цель: Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.


Март

«Эхо»

Вариант 1

Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Вариант 2

Цель: Автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.

Вариант 3

Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).


«Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

«Запоминай-ка»

Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо - речевой памяти.

«Игра в неделю»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

«Что за чем?»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. 

«Составь предложение по теме «Весна»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

«Чем можно?»

Цель: Закреплять формы творительного падежа.

«Кто чем питается?»

Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.

«Кто чем защищается?»

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.

«Магазин»

Цель: Учить подбирать однородные определения.

«Отгадай предмет по признакам»

Цель: Упражнять детей в понимании смысла слов и предложений. Развивать их слуховую память. Закрепить понятие о признаке предмета. Учить подбирать подходящий предмет к признакам.

«Договори предложение»

Цель: Упражнять в подборе слов со сходным значением.

«Птичка в клетке»

Цель: Учить образовывать глаголы с помощью приставок.

«Составь предложение по теме «Транспорт»»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.


«Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Цель: Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

«Продавец и покупатель»

Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.

«Опиши-угадай»

Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.


Апрель

«Загадки «поющих» звуков

Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

«Громко-шепотом»

Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.


«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

«Бывает — не бывает»

Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление. 

«Найди картинку»

Цель: Развивать анализ и синтез.

«Говори наоборот»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 


«Кто где живет?»

Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа.

«Что в чем?»

Цель: Закреплять формы предложного падежа существительных по теме «Посуда».

«Про кота»

Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными.

«Сравни предметы»

Цель: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

«Расскажи про зайчика»

Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.

«Выбери правильное слово»

Цель: Развивать мышление, речевое внимание.

«Однородные сказуемые»

Цель: Учить подбирать однородные сказуемые.


«Опиши игрушку»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

«Волшебный мешочек» («Черный ящик»)

Цель: Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. 

«Объясни, что такое»

Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.


Май

«Лодочка и пароход»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.


«Лови да бросай - цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

«Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

«Скажи наоборот»

Цель: Расширить словарь антонимов у детей

«Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова

«Скажи похоже»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.


«Сравни по теме «Весна»

Цель: Учить образованию сравнительной степени прилагательных.

«Какой сок?»

Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным.

«Какой? Какая?»

Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус.

«Подбери прилагательное»

Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.

«Я начну, а ты закончи»

Цель: Учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением. Развивать умение быстро находить точное слово.

«Измени слова»

Цель: Учить правильно употреблять глаголы в форме будущего времени с частицей «ся» и без неё.

«Составь предложение по теме «Времена года»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.


«Отгадай-ка»

Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

«Как ты узнал?»

Цель: Учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

«Верно ли это?»

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.  







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи в старшей группе

Автор: Сивкова Алёна Валериевна

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) ""Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых особенностей детей с различными нарушениями речи""
    ["seo_title"] => string(152) "proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-sposob-razvitiia-khudozhiestvienno-tvorchieskikh-i-riechievykh-osobiennostiei-dietiei-s-razlichnymi-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "307022"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458234064"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства