Месяц | Игры по звуковой культуре речи | Игры на развитие словаря | Игры на формирование грамматического строя речи | Игры на развитие связной речи |
Сентябрь | Игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова. «Какого звука не хватает?» Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа. | «Кто где живет?» Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых. «Чье это жилище» Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных. «Как назвать того, кто...?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. «Подбери действия к предметам» Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом. | «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. «Куда положим» Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом. «Куда положим» Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом. «Назови ласково» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. «Найди ошибку». Цель: Развивать слуховое внимание, мышление. «Составь предложение» Цель: Учить использовать в речи предлоги: в, над, из, на. | «Найди картинке место» Цель: Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. «Хорошо - плохо» Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. |
Октябрь | «Измени слово» Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию. «Третий лишний» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. | «Четыре слова» Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей. «Подскажи словечко» Цель: Развивать мышление, быстроту реакции. «Кто может совершать эти движения?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. | «Чьё, чьё? – Моё» Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений. «Скажи ласково» Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции. «Два брата ИК и ИЩ». Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. «Что из чего сделано?» Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе. «Что делает, что делают?» Цель: Учить правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе «Почему так называется?» Цель: Обогатить глагольный словарь детей. | «Где начало рассказа?» Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. «Какая картинка не нужна?» Цель: Учить находить лишние для данного рассказа детали. |
Ноябрь | «Чудесный художник» Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику. «Кто больше?» Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание. | «Рыбы, звери, птицы» Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы». «Что растет в лесу?» Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные «Что бывает круглым?» Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. | «Кто это?» Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи. «Назови профессии» Цель: Развивать анализ и синтез. «Животные и их детеныши» Цель: Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память. «Где мы были, что мы видели?» Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа «Найди противоположное слово» Цель: Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. «Подбери подходящее слово» Цель: Учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными. Развивать умение понимать прямое и переносное значение слов. | «Составь два рассказа» Цель: Учить различать сюжеты разных рассказов. «Что изменилось?» Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет. «Почемучкины вопросы» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление. |
Декабрь | «Услышишь — хлопни» Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Внимательный слушатель» (или «Где звук?»). Цель: Развивать фонематические представления, внимание. | «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)» Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость. «Рыбки» Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы». «Что происходит в природе?» Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. | «Кто кем был?» Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания. «Кто кем будет?» Цель: Развивать мышление, воображение, быстроту реакции. Расширять словарь. «Что без чего?» Цель: Закреплять формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда. «Закончи предложение» Цель: Учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление. «Одно слово вместо двух» Цель: Обогатить глагольный словарь детей. «Слова – неприятели» Цель: Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. «Составь предложение» Цель: Упражнять в согласовании существительных с прилагательными. | «Потому что…» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление. «Распространи предложение» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. «Составь рассказ» Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий; |
Январь | «Нужное слово» Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. «Назови картинку и найди первый звук» Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. «Назови картинку и найди первый звук» Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. | «Кто как разговаривает?» Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции. «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй» Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. «Кто как передвигается?» Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость. | «Один - много» Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе. «Веселый счет» Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. «Кому что дадим?» Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные». «Чья голова?» Цель: Закреплять согласование существительного с прилагательным. «Слова — «родственники» Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу. «Подбери слова — «родственники» (тема «Зима») Цель: Упражнять в образовании однокоренных слов. «Составь предложение» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. «Составь предложение по теме «Зима» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. | «Пойми меня» Цель: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета. «Если бы...» Цель: Развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления — синтез, прогнозирование, экспериментирование. «А я бы…» Цель: Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию. |
Февраль | «Ловушка» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. «Цепочка слов» Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей. | «Кто подберет больше слов?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. «Семья» Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. «Месяцы и их последовательность» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. «Лови, бросай, дни недели называй» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. | «Один – много» Цель: Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных. «Угадай, кому нужны эти вещи» Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных. «Кто чем работает?» Цель: Закреплять формы существительных творительного падежа. «Кто чем управляет?» Цель: Закреплять формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт». «У кого какое?» Цель: Закреплять образование прилагательные от существительных . «Скажи по-другому» Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей). | «Закончи сам» Цель: Развивать у детей воображение, связную речь. «Нарисуй сказку» Цель: Учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании. «Пословицы, поговорки» Цель: Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом. |
Март | «Эхо» Вариант 1 Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память. Вариант 2 Цель: Автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память. Вариант 3 Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей). | «Что общего» Цель: Развивать навыки понятийного обобщения. «Запоминай-ка» Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо - речевой памяти. «Игра в неделю» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. «Что за чем?» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. | «Составь предложение по теме «Весна» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. «Чем можно?» Цель: Закреплять формы творительного падежа. «Кто чем питается?» Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже. «Кто чем защищается?» Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже. «Магазин» Цель: Учить подбирать однородные определения. «Отгадай предмет по признакам» Цель: Упражнять детей в понимании смысла слов и предложений. Развивать их слуховую память. Закрепить понятие о признаке предмета. Учить подбирать подходящий предмет к признакам. «Договори предложение» Цель: Упражнять в подборе слов со сходным значением. «Птичка в клетке» Цель: Учить образовывать глаголы с помощью приставок. «Составь предложение по теме «Транспорт»» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. | «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)» Цель: Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. «Продавец и покупатель» Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками. «Опиши-угадай» Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи. |
Апрель | «Загадки «поющих» звуков Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку. «Громко-шепотом» Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. | «Подбери словечко» Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. «Угадай предмет» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. «Бывает — не бывает» Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление. «Найди картинку» Цель: Развивать анализ и синтез. «Говори наоборот» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. | «Кто где живет?» Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа. «Что в чем?» Цель: Закреплять формы предложного падежа существительных по теме «Посуда». «Про кота» Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными. «Сравни предметы» Цель: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных. «Расскажи про зайчика» Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному. «Выбери правильное слово» Цель: Развивать мышление, речевое внимание. «Однородные сказуемые» Цель: Учить подбирать однородные сказуемые. | «Опиши игрушку» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. «Волшебный мешочек» («Черный ящик») Цель: Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. «Объясни, что такое» Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы. |
Май | «Лодочка и пароход» Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | «Лови да бросай - цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет. «Какой это предмет?» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным. «Скажи наоборот» Цель: Расширить словарь антонимов у детей «Похожие слова» Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова «Скажи похоже» Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным. | «Сравни по теме «Весна» Цель: Учить образованию сравнительной степени прилагательных. «Какой сок?» Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным. «Какой? Какая?» Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус. «Подбери прилагательное» Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному. «Я начну, а ты закончи» Цель: Учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением. Развивать умение быстро находить точное слово. «Измени слова» Цель: Учить правильно употреблять глаголы в форме будущего времени с частицей «ся» и без неё. «Составь предложение по теме «Времена года» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. | «Отгадай-ка» Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. «Как ты узнал?» Цель: Учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки. «Верно ли это?» Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. |