Мещеряковой Е.Н.
Пение является наиболее доступным для детей видом музыкальной деятельности, развивающим умение воспринимать музыку и развивать музыкальные способности в целом.
Чтобы развить голос ребёнка, научить его петь чисто, правильно и согласовано с другими, мы строим обучение на следующих принципах: как можно больше петь с детьми, развивая у них любовь и интерес к пению (на занятиях, в быту, играх, на прогулках).
Для проявления вокальной специфики и решения учебной задачи, нами использоваться комплекс методических приёмов и задач при разучивании песни.
Последовательность работы | Конспект занятия |
1. Первоначальное слушание. Объяснение общего содержания песни | «Дети, вы любите ловить солнечные зайчики?» (Ответ: «Да») сейчас я с вами спою песню, в которой поется о том, как девочки и мальчики ловят солнечные зайчики. Песенка называется «Солнечные зайчики» (пою песню). Дети, веселая эта песенка или нет? (Ответ: «Веселая»). А кто ловил зайчиков (Ответ: «Девочки и мальчики»). Послушайте, я вам спою еще раз веселую песенку про «Солнечных зайчиков» (пою). |
2. Повторное слушание. Разучивание мелодии песни | Проигрываю первый куплет. «Дети, кто помнит, что я вам сыграла? (Ответ). Да, правильно, я сыграла песню о солнечных зайчиках, которых весело ловили девочки и мальчики. Я еще раз спою вам. (Пою). Я буду петь, а вы мне подпевайте» (пою, отдельные дети подпевают). |
3. Узнавание мелодии песни. Закрепление в памяти мелодии, общего характера и содержания песни. | Играю заключение к песне. Спрашиваю: «Что это я вам сыграла? (Ответ) Правильно! Узнали вы музыку. А теперь спойте мне эту песню» (Дети поют, тяжело пропевая каждую ноту). Говорю: «А дети быстро и весело ловят зайчиков. Послушайте, как легко нужно петь» (Пою, дети поют со мной). |
4. Работа над чистотой интонации. Работа над дружным началом песни. | Дети поют песню, недостаточно дотягивая звук «СИ» на словах «скачут» и «ловят». Спрашиваю: «Что делают зайчики?» (дети – скачут). А что делают дети? (ответ – ловят). Вот мы с вами еще раз споем песню, только не забудьте хорошо высоко спеть слова «скачут» и «ловят». Начнем песенку все вместе, как только я кивну головой. Смотрите на меня». |
5. Работа над оттенками исполнения песни. | После пения детей указываю, что солнечных зайчиков детям подарила весна. Она очень добрая и ласковая. «И мы с вами споем про весну так, чтобы все услышали, какая она ласковая и хорошая. Послушайте меня, а потом споем все вместе». (Пою очень ласково, светло, «на улыбке», немного замедляя последнюю строчку последнего куплета). Заканчивая песню, говорю детям: «Вот и поймали дети солнечных зайчиков». (Пропеваю песню с детьми и использую игровой момент – часть детей «ловит зайчиков». Песня поется очень эмоционально, с замедлением в конце). |
6. Работа над дикцией. Работа над чистотой интонации. Пение без сопровождения. | Поют дети. «А ну-ка, спойте, повеселей, - говорю я – улыбнитесь, ведь ребятам весело, они играют и смеются. Послушайте, я вам спою» затем поют дети. «Хорошо спели! А сейчас я буду вас слушать и смотреть, кто лучше поет, кто настоящий певец». Проигрываю детям вступление. Песню начинаю петь с ними вместе, потом слушаю каждого. Тому, кто неверно поет, помогаю, выявляя, таким образом, неправильно интонирующих. Затем слушаю детей, желающих петь индивидуально. Поют Саша и Коля. Саша – интонирует неправильно. Коля – интонирует и дышит правильно. Пою вместе с Сашей, протягиваю голосом и ярче пропеваю слова, которые он прерывает. Останавливаюсь и указываю, что слово «подарила» нужно петь слитно (это подарок, а не половинка). |
7. Работа над чистой интонацией – пение без инструмента, индивидуально и группами. | Пропеваю с детьми песню – выделяю неправильно интонирующих детей, предлагаю поиграть «в оркестр» и играть на дудочках. Указываю, что дудочки будут звучать звонко и весело тогда, когда дети будут хорошо работать язычком. Дети поют без инструмента. Первый раз проигрывают на дудочках, второй песню исполняют со словами. |
8. Пение индивидуально и группами – по желанию детей и по моему выбору. | Спрашиваю: «Кто хочет сегодня спеть песню?» Поем вступление «на дудочках». 1-ый ребенок – однажды явилась весна в детский сад. 2-ой ребенок – И нам подарила веселых зайчат, 3-ий ребенок – Скачут, скачут по стене солнечные зайчики (не поющие дети изображают зайчиков) Все вместе – Ловят, ловят, ловят девочки и мальчики. (на проигрыше все дети ловят зайчиков, смеются, и просят спеть ее еще раз). |