Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание дошкольников через народные игры»
«Патриотическое воспитание дошкольников через народные игры»
«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально- значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов», - так записано в Государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
По мнению Козловой С.А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Л.Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героям- все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, без любви к природе родного края нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще до школы необходимо пробудить в ребенке гордость за принадлежность к России.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Главная его цель – воспитание гражданина-патриота.
Педагоги нашего дошкольного учреждения в этом направлении определили целый комплекс задач:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку, городу;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- воспитывать уважение к труду;
- развивать интерес к русским традициям;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять представление о городах России;
- знакомить детей с символами государства (герб, гимн, флаг);
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формировать чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе. Тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкий и естественный для ребенка-дошкольника вид деятельности – игра.
За время развития педагогики как науки отношение к детской игре существенно менялось. В те времена, когда быть ребенком означало быть неполноценным взрослым, наставники предлагали своим воспитанникам более «практичные» занятия, чем игры. Но по мере того как знания о природе детства углублялись, изменялся и взгляд на игру. Сейчас она по праву рассматривается как ведущая детская деятельность.
Еще в прошлом веке исследователи начали обращаться к народным играм с целью осмысления их значения для развития ребенка. Одним из первых исследователей в этой области был детский врач Е.А. Покровский. На материале большого количества народных игр он доказал их важность для физического и психического развития ребенка. Сопровождающая народные игры речь – это считалки, распевки, ролевые слова, особые словесные формулы, регулирующие ход игры – как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Сопровождающая народные игры речь – это настоящая сокровищница для педагога. Считалки, распевки, ролевые слова, особые словесные формулы, регулирующие ход игры, как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства. Все они имеют для ребенка поистине волшебное значение и поддерживают настроение игры. Ведь малыш, произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником. В зависимости от интонации и громкости, с которыми игровые приговоры и припевы произносятся. А также контекста применения они уже сами по себе могут побуждать к действию, успокаивать, завораживать, то есть оказывать мощное эмоциональное и психокоррекционное воздействие на играющих.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Важным аспектом в системе патриотического воспитания является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Только опираясь на семью, совместными усилиями, мы можем решить главную задачу: воспитание человека с большой буквы, человека-патриота своей страны. Большое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей:
- проведение родительских собраний нравственно-патриотической направленности;
- участие родителей в совместной игровой деятельности;
- участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках нравственно-патриотической направленности;
- совместное облагораживание территории детского сада;
- тематические выставки поделок, рисунков о поселке, сделанных родителями совместно с детьми.
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Таким образом, работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
Литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н.В.Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) М.: «Издательство Скриптирий 2003», 2012. – 112 с.
3. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.) М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.
4. Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине. – Краснодар: «Традиция», 2007. – 64 с.
5. Романенко О. Г., Дорошина Т. В., Григорян К. И. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.