Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9
«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
(тематический план)
Сущик С.Н.
Старший воспитатель
соответствие занимаемой должности
г. Кизел, 2016
Актуальность
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
Исследования, посвящается проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка, с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальна.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Цель: воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Основные задачи:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Предполагаемый результат.
Знать об истории родного города, о семье, называть дату своего рождения, свое имя, отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада. Иметь представления о родине, о столице России, о Президенте РФ; о войнах- защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. Иметь представление о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д. Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников. Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
- деятельностный подход;
- развивающее обучение.
Формы работы по патриотическому воспитанию: - создание развивающей среды по патриотическому воспитанию; - специально организованные занятия;
- совместная деятельность педагога и детей в режимные моменты;
- взаимодействие с родителями; - взаимодействие с социумом.
Приемы и способы подачи материала:
- создание тематических альбомов;
- фотовыставки;
- рассказы из личного опыта; - беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о людях живущих в нашем городе, чтение детских книг на патриотические темы,
- аудиозаписи песен и стихов для разучивания;
- создание коллекций;
-экскурсии.
Тематический план
Тема
Содержание НОД
Совместная деятельность
Сроки выполнения
« Моя семья»
Работа над понятием «Родня»
Чтение Я. Акима «Моя родня»
Рассказы детей о членах семьи.
Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения»
Беседа « Семейные праздники»
Свободное рисование на тему « Моя семья»
Беседы на тему «Где мы отдыхали летом»
« Моя родословная»
Рассказы из личного опыта «Праздники, которые отмечают всей семьей»
Работа с альбомом «Как я провел лето» (рассматривание фотографий)
Сюжетно – ролевая игра «Семья» Конкурс-фотовыставка «Отдыхаем всей семьей»
сентябрь
« Мой любимый детский сад»
Рассматривание альбома « Все работы хороши»,
Рубрика «Встреча с интересными людьми» беседы о труде людей в детском саду, рассказы работников детского сада о своей профессии.
Пение песен, чтение стихов о детском саде.
Поздравление сотрудников ДОУ с профессиональными и личными праздниками.
Экскурсии по детскому саду, знакомство с трудом сотрудников.
Рисование
« Мой любимый детский сад»
октябрь
« Мой город»
Экскурсия по улицам города,
Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест города.
Изготовление альбома « Мой край».
Рубрика «А знаете ли вы?» Поэт и писатель Ю.Лисин
Чтение стихов о родном городе.
Слушание песен о родном городе.
Выставка детских рисунков.
Д/и « Какой? Какая? Какое?
ноябрь
« Я и мое имя»
Беседа « Что в имени моем»
Д/и « Назови ласково»
Рисование « Мой лучший друг»
декабрь
« Новый год у ворот»
Беседы «Праздники в нашей жизни»,
« Праздники в других странах»
Рисование «Новый год наступает»
Изготовление новогодних гирлянд.
изготовление плакатов «Сохраним ёлку- красавицу наших лесов»
Новогодние каникулы и праздник «В гости к ёлке»
декабрь
« Наша Родина – Россия»
Рассматривание репродукций картин о родной природе.
Рассказ о символике России.
Объяснение значений поговорок и пословиц о Родине.
Рубрика « А знаете ли вы» Жители России.
Пение русских народных песен, частушек, колядок.
Народные игры.
Рождественские развлечения.
«Сейчас узнаем»- познавательные вечера. «Кругосветное путешествие под российским флагом»
« С чего начинается Родина»
Работа с коллекциями: «Города России» (открытки),
« Природные богатства России»,
Беседа: « Соседи нашей страны»
январь
« Москва – главный город России»
« Экскурсия по Кремлю» (иллюстрации)
Оформление папок – передвижек
Москва – столица нашей Родины»
Чтение стихов о Москве.
февраль
« Наши защитники Отечества»
Рассказ о защитниках Отечества,
Рубрика «А знаете ли вы» о богатырях земли Русской.
Пение песен об армии, чтение стихов.
Изготовление стенгазеты « Мой папа защитник Родины».
Изготовление подарков для пап.
Спортивный праздник «Вместе с папой»
Встреча с интересными людьми « Мой папа военный»
( рассказы пап о службе в армии)
февраль
« Очень я люблю маму милую мою»
Беседа о мамах. Составление рассказов на тему « За что я люблю свою маму».
Пение песен о маме, чтение стихов.
Рисование портрета « Моя мама»
Семейные посиделки
« Вместе с мамой».
март
« Наши космонавты»
Рассказ о космонавтах»
Досуг « Летим в космос»
Рисование «Космос»
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Космос»
Конструирование космического корабля.
Викторина «День космонавтики»
апрель
«Этот день Победы»
Беседа о войне. Слушание фронтовых песен.
Экскурсия к памятнику «Русский воин»
Оформление стенда.
Рисование ««Этот день Победы»
Чтение стихов о войне. Слушание песен на военную тему.
Май
Основные источники информации:
1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.
2.Общеобразовательная программа ДОУ на основе примерной образовательной программой дошкольного образования "Радуга" (авт. Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Якобсон С.Г.)
3.Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова Занятия для детей 5-6 лет, 6-7 лет по социально – коммуникативному развитию издательство « ТЦ Сфера»,2015.