Особенности подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи
Современные требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста выдвигают на первый план задачу создания оптимальных условий для социального становления ребенка в этот период его жизни. Важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка - правильная и грамотная речь. Чем богаче и совершеннее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, намного содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи»
Т.В. Полякова
Особенности подготовки к обучению чтению
дошкольников с общим недоразвитием речи
Современные требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста выдвигают на первый план задачу создания оптимальных условий для социального становления ребенка в этот период его жизни. Важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка - правильная и грамотная речь. Чем богаче и совершеннее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, намного содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.
Ключевые слова: дислексия, дошкольники, обучение чтению, общее недоразвитие речи, дефект речи.
Чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте участвуют зрительный, речедвигательный, речеслуховые анализаторы. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Процесс чтения - это не тот процесс, который можно сформировать быстро. На первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на следующих - пониманию текста. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Навык чтения – это комплекс умений и навыков, включающий в себя умение понимать смысл текста, правильно читать слова, выразительно читать, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения. Навык чтения состоит из четырех взаимосвязанных качеств таких как: беглость, правильность, осознанность, и выразительность.
В результате итоговой диагностики 80% детей с ОНР овладели навыками чтения на высоком уровне.
Исследования проводились с группой в количестве 30 человек, в возрасте 6,5 – 7 лет, которые были разделены на подгруппы по 15 человек выделились следующие уровни:
Высокий уровень – 80%
Средний уровень – 20%
Низкий уровень – 0%
В результате выявлено, что процесс формирования речевых, психических функций отличается от детей с нормальным развитием речи.
Таким образом, у дошкольников с нарушениями речи отмечаются трудности в овладении грамотой, что определяется недостаточным развитием фонетико-фонематического анализа и синтеза и лексико-грамматических связей. Коррекция речевого развития к началу обучения грамоте во многих случаях предупреждает развитие дислексии и дисграфии у детей в младшем школьном возрасте.
При нарушениях речевого развития в большинстве случаев страдает именно фонетико-фонематический компонент языковой системы. У детей отмечаются: дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп; преобладают замены и смешения, часто искажения звуков; недостаточная сформированность фонематических процессов; трудности овладения письмом и чтением. Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребенок поступает в школу.
Изучив основы подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР можно сделать выводы, что для успешной подготовки к обучению грамоте является всестороннее развитие фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи, а также памяти, восприятия, внимания, мышления, зрения слуха и моторики.
Успешность подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи зависит от участия родителей и педагогов в логопедической работе, а также использование специальных игр и упражнений, работа с числовыми и буквенными пирамидами, зрительные диктанты, индивидуальная работа с ребенком.
Список литературы:
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва: Академия, 2017. – 399 с.
Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2013. – 330 с.