Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в осенний лес»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в осенний лес». Данный материал будет полезен для детей старшей и подготовительной группы. Это конспект интегрированного познавательного занятия, направленного на закрепление у детей представлений о характерных изменениях в природе, на умение устанавливать причинно – следственные связи, на воспитание любви ко всему живому. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей. Задачи: Образовательные: Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях; учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно устанавливать простейшие причинно – следственные связи; продолжать учить самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций, проблемных задач; Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление; развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; Речевые: расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем; Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам). Оборудование и материалы: фонограммы с музыкой П.И. Чайковского, запись шелеста листьев, бумажные кленовые листочки, костюм Старичка-лесовичка, макет дерева с листьями, картинки грибов. Место проведения: музыкальный зал. Ход нод. Зал украшен гирляндами осенних листьев, на подиуме уголок осеннего леса. Звучит «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского. Дети друг за другом проходят в зал и садятся на стульчики. Воспитатель: (на фоне вальса читает стихотворение А.С. Пушкина) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы. Воспитатель: Ребята, каким временем года восхищается поэт? Дети: Поэт восхищается осенью. Воспитатель: А вы любите осень? А за что вы любите осень? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, а какая бывает осень? (Дети подбирают эпитеты) Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, а у меня для вас есть рассказы-загадки об осенних месяцах. Отгадайте, о каком осеннем месяце идёт речь? На фоне музыки П.И. Чайковского «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» воспитатель читает отрывки из рассказов Н. Сладкова «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». 1. Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут. По всему лесу шорохи, шелесты, шепоты. Всё перекрашивается: берёзы, клёны в жёлтое, рябины и осины в алое. И стоит весь лес как сказочная жар-птица: и золото, и пурпур, и бронза, и малахит. (Сентябрь) Воспитатель: Да, ребята, сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его ещё называют в народе? Дети: Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют) 2. Пустуют поля и леса. Ветер гонит тучи по небу и по воде, срывает листья с деревьев и гонит стаи перелётных птиц на юг. Барсуки и медведи роют берлоги. Бобры осины валят, сочные ветки на зиму запасают. Раскисли лесные и полевые дороги: ни пройти, ни проехать. (Октябрь) Воспитатель: «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь? Дети. Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит. 3. Всё двухцветное и рябое. Одно небо ровное – серое и глухое. Ни звонкого голоса, ни гулкого эха, то дряблая оттепель, то упругий мороз. Серо и сыро. Пусто и глухо. Полузима – полуосень, полудень – полувечер. (Ноябрь) Воспитатель: Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь? Дети: «Ворота зимы», «предзимник» Воспитатель: Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему? Дети: В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре. Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем в игру «Бывает – не бывает». Если то, о чём я вам буду говорить – бывает, значит хлопайте в ладоши, а если не бывает – топайте ногами. Вставайте в круг и слушайте внимательно: 1. Наступил ноябрь. Мы взяли лукошки, и пошли в лес за грибами. 2. Наступила осень. Листья на деревьях стали разноцветными. 3. Бежит ёжик по льду в новой тёплой шубе. 4. Мне нравится осенью ходить в лес за земляникой. 5. Осенью перелётные птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательными. Влетает кленовый листок. Воспитатель: Ребята, а нам кто-то письмо прислал, давайте узнаем, что же случилось, может кому-то нужна наша помощь. (Читает письмо) «Дорогие ребята! Непорядок у меня в лесу, не хотят листочки с деревьев опадать, они хотят, что бы после лета сразу зима наступила, и они продолжали бы круглый год жить на деревьях. Не знаю, что и делать. Помогите. Старичок-лесовичок». Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в лес и поможем Старичку-лесовичку. Но прежде, чем пойти в лес, вспомним правила поведения в лесу. Дети:• Нельзя шуметь, бегать в лесу. • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. • Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса. • Не стоит подходить близко к гнёздам птиц. • Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков. • В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. • Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой. • Нельзя разжигать костёр. • Нельзя мусорить. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости. Дети встают друг за другом и под музыку имитируют ходьбу по узенькой тропинке, подлезание под ветки деревьев, перелезание через поваленные деревья, прыжки с кочки на кочку по «болоту». Воспитатель: Вот и пришли мы в лес. Давайте поздороваемся с ним. Дети (хором): Здравствуй, лес! Здравствуй, лес! Полный сказок и чудес! Воспитатель: А где же Старичок-лесовичок? Старичок-лесовичок: Да вот он я! Я старик-лесовик! Я к порядку привык. А тут, посмотрите-ка, (показывает рукой на подиум) листья на деревьях ещё не опали, а уж зима первые снежинки посылает. Непорядок! (качает головой) Вот вы, ребята, сами послушайте, что листочки шепчут. (Запись шелеста листьев) Старичок-лесовичок: Ребята, я слышу, как листочки хотят, чтобы после лета зима сразу наступила. Совсем меня не слушают, может вы им объясните. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если после лета сразу же наступит зима, а осени не будет? Дети: Всё живое не успеет подготовиться к зиме. Погибнут деревья, замёрзнут птицы. Не сделают запасы звери. Люди не успеют собрать урожай с полей и огородов. Воспитатель: Правильно, ребята. Осень – нужное время года. Давайте споём песню про щедрую, золотую осень. Дети исполняют песню «Золотая песенка» Г.Ф. Вихаревой Запись шелеста листьев Старичок-лесовичок: Ребята, а листочки спрашивают вас, зачем им нужно облетать, они хотят круглый год жить на дереве. Воспитатель: Ребята, давайте же объясним, почему необходимо деревьям сбрасывать листву осенью. (Ответы детей) Запись шелеста листьев. Старичок-лесовичок: Теперь листочкам всё понятно, они благодарят вас и прощаются. С дерева на подиум облетают листья, в этом им помогает Старичок-лесовичок. Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами закружимся вместе с листочками в осеннем вальсе. (Под музыку дети кружатся по залу с листочками в руках) Старичок-лесовичок: Вот теперь порядок. Все листочки облетели. Ну что ж, помогли вы мне, ребята, навести порядок в лесу. Но хочу я проверить, хорошо ли вы знаете, как лесные обитатели к зиме готовятся? Воспитатель: Конечно, знаем. На любой твой вопрос ответим, любую загадку отгадаем. Правда, ребята? Старичок-лесовичок: Тогда слушайте: «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками». Дети: Угадали, это еж! Старичок-лесовичок: А как еж готовится к зиме? Может, он готовит припасы или шубку теплую отращивает? Дети: Нет, ежик, как и медведь, всю зиму спит в своей норке. Поэтому у него забот осенью много: норку утеплить, да жира накопить побольше под кожей, еж отъедается так, чтоб зимой не чувствовать голода. Старичок-лесовичок: А тут совсем недалеко живёт… «Хитрая плутовка, рыжая головка; хвост пушистый – краса, а зовут ее…» Дети: Лиса Старичок-лесовичок: А как лисичка к зиме готовится? Дети: Лиса отращивает себе более густую и теплую шерстку, даже на подошвах лапок у нее отрастает шерсть. Будет лисичка бегать по снегу, как в валенках. А вот припасов никаких лиса не делает, потому что охотится круглый год. Старичок-лесовичок: Ай да молодцы! Ну а про белочку можете рассказать? Какие припасы она делает? Какие животные и птицы пользуются ее припасами? Дети: Белка меняет шубку на серую. На зиму белка устилает гнездо в дупле мхом, шерстью, сухой травой. Спрячется в гнездо, накроется пушистым хвостом, вот ей и тепло. Запасы белка делает такие, что их хватает не только ей самой, но и другим животным и птицам достается. Белка заготавливает орехи и желуди, сушит грибы и ягоды. Старичок-лесовичок: И последняя моя загадка про серого лесного хищника, санитара леса. Догадались, о ком я говорю? Дети: О волке. К зиме он отращивает себе густую шерсть, такую теплую, что может даже на снегу спать – и ему не холодно. Охотится волк, как и лиса, круглый год. Старичок-лесовичок: Порадовали вы меня своими знаниями. Я Старик-лесовик, Я к порядку привык, Но люблю и порезвиться, Поиграть, повеселиться. Ребята, а вы играть любите? Давайте поиграем в игру «Грибники». Дети делятся на 2 команды: грибов и грибников. Меж еловых мягких лап Дождик кап-кап-кап (Щёлкают пальцами рук) Где сучок к сучку присох Вырос мох, мох, мох (трут ладошками друг о дружку) Где листок к листку прилип Вырос гриб, гриб, гриб (хлопают в ладоши) Кто нашёл грибок друзья? Это я, я, (разводят руки в стороны) (Грибники берутся по двое за руки, образуя корзинки, и ловят грибы) Старичок-лесовичок: Молодцы, ребята. Хорошо поиграли. А знаете ли вы, какие грибы растут в моём лесу? Дети называют грибы, находят на поляне и показывают картинки с изображением названного гриба. Старичок-лесовичок: А все ли грибы мы можем есть? Дети: Грибы бывают съедобные и несъедобные. Старичок-лесовичок: А как называется самый известный ядовитый гриб? Дети: Мухомор (показывают картинку) Старичок-лесовичок: А может, всё-таки, он не так плох, может, кому-то он полезен? Дети: Лоси им лечатся, проглатывая его целиком. Старичок-лесовичок: Ой, спасибо вам за то, что пришли ко мне в гости, потешили, порадовали меня, старичка. Но мне пора заняться своими делами. До свидания. Жду вас к себе в гости зимой снежной. Сами увидите, как здесь всё изменится. Старичок-лесовичок уходит. Воспитатель: Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом. Под музыку дети выходят из зала.
Конспект НОД «Путешествие в осенний лес» (старшая группа)
Образовательные задачи: систематизировать знания детей об осени , осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием наглядных пособий (иллюстрации, мнемотаблицы) ; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; закреплять умение отгадывать описательные загадки; совершенствовать умение работать с интерактивной доской.
Развивающие задачи: развивать речь и память детей; способствовать развитию зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания; развивать мелкую моторику, наблюдательность, интерес к миру природы.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе; воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.
Оборудование: интерактивная доска, , иллюстрации с осенними приметами, мнемотаблица «Осень»,бумажные заготовки листьев, Лесовичок, игра для интерактивной доски «Осенние загадки» .
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, чтение художественной литературы, беседы о временах года, отгадывание загадок о временах года, составление рассказов с использованием наглядных пособий (иллюстраций, мнемотаблиц).Д/и «Угадай по описанию», «Назови правильно».Наблюдение в природе.
Ребята, к нам в гости пришёл Старичок -Лесовичок. Ему сорока настрекотала , что вы умные и дружные ребята и он хочет в этом убедиться. Он приглашает вас в путешествие. На чем можно путешествовать? (Ответы детей)
А мы сегодня отправимся в путь с помощью волшебного зонта ( появляется на экране).
1,2,3 волшебный зонт нам дорогу покажи!
Посмотрите, куда нас перенес волшебный зонт? (на экране изображение осеннего леса). Что это за листья? (ответы детей), в какое время года опадают листья? Значит , куда мы попали? ( в осенний лес).
Сейчас мы поиграем в игру. Я буду говорить слова, а вы отвечаете на вопросы : какой, какая, какие со словом "осенний". Но нужно не просто сказать, а еще нажать на нужное слово на интерактивном экране.
- Небо какое?
- Ветер какой?
- Солнце какое?
- Цветок какой?
- Погода какая?
-Лес какой?
-Пальто какое?
-Сапоги какие?
-Аллея какая?
-Парк какой?
(дети проговаривают предложение и нажимают на соответствующее слово на экране).
- Ребята, осень приходит к нам со своими тремя братьями. Как их зовут вы узнаете, отгадав загадки Лесовичка.
Сентябрь: Опустел наш детский сад, Паутинки в даль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к вам пришёл?
Дети: Сентябрь.
Октябрь: Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды. Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился, Что за месяц к вам явился?
Дети: Октябрь.
Ноябрь: Поле чёрно-белым стало, Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи?
Дети: Ноябрь.
А теперь найдите на экране осенних братьев и расположите в каком порядке они приходят.
Знаете, я обнаружила кое-что интересное. Давайте рядышком выпишем первые буквы осенних месяцев. Получилось какое слово? СОН
Я думаю, что неслучайно у нас получилось такое "осеннее"слово. Как вы считаете? Осенью вся природа готовится к отдыху: растения будут спать род снежным одеялом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести не такой активный образ жизни как летом.
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Ребята, Лесовичок решил нас запутать . Он написал рассказ об осени и нарочно сделал там ошибки. Послушайте внимательно, а потом скажете, что в рассказе неправильно.
"Наступила осень. Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду. Под ногами шуршат сухие разноцветные листья. На ветках деревьев набухают почки. Люди собирают урожай овощей и фруктов. У зверей появляются детёныши, а у птиц-птенцы".
Осенью все любят собирать листья. Давайте мы с вами тоже соберем осенний букет.
Динамическая пауза.
1,2,3,4,5 будем листья собирать,
Листья березы, листья рябины,
Листики клена, листья осины,
Листики дуба мы соберем
В группу осенний букет принесем!
А теперь мы посмотрим на картины, которые нам нарисовала осень о себе и расскажем, какие перемены она принесла в жизнь природы. (работа с мнемотаблицей)
Закончилось наше путешествие. Вот уже и Лесовичок спешит по своим делам.
- Давайте мы его порадуем нашими знаниями об осенних приметах.
Д\игра "Да-нет"
-Осенью растут грибы?
-Тучки солнце закрывают?
-Колючий ветер прилетает?
-Туманы осенью плывут?
-Ну а птицы гнезда вьют?
-А букашки прилетают?
-Урожай все собирают?
-Птичьи стаи улетают?
-Часто-часто льют дожди?
-Достаем ли сапоги?
-Солнце светит очень жарко?
-Можно детям загорать?
-Ну а что же надо делать-
-Куртки, шапки надевать?
Лесовичок убедился, что вы умные и дружные ребята, а теперь пора с ним прощаться, а нам в группу возвращаться.
Какие задания мы выполняли во время путешествия?
-Называли осенние приметы
-Называли правильно слова (согласовывали существительные с прилагательными)
-Составляли рассказ по иллюстрациям и мнемотаблице