Организационно- поисковый | - Сегодня мы с Вами поговорим о природе, послушайте стихотворение: Подарки природы Четыре нам времени года Подарит с любовью природа: Луч солнца в апреле Пришлет нам с капелью, Полянке - подснежник, Реке - ледоход, Медведя разбудит И счастлива будет, Что мир обновился - ВЕСНА к нам идет! На даче - клубникой, В лесу - ежевикой Нас вдоволь накормит, К ручью позовет! Загар золотистый На солнце искрится - То теплое ЛЕТО Подарки несет! И стол с пирогами, Брусникой, грибами Накроет нам август, Накормит народ. С большим урожаем, Тепло провожая, В листве с позолотой К нам ОСЕНЬ идет. Вслед холод и вьюга С метелью-подругой Снежком запорошат На речке ледок. Морозец с поклоном И с елкой зеленой В санях золоченых Нам ЗИМУ везет. – А что такое природа? Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой. – Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.- Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему) - Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы. - А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку: Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не сможем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! - Правильно, это воздух! - А кто видел воздух? Может, его и нет вовсе? Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? - Раз мы его не видим, значит, какой воздух? - Ребята, давайте убедимся, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом - Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? - Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. - Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Физкультминутка. Коль с водой имеем дело, ( Рукава засучим смело Пролил воду - не беда Тряпка под рукой всегда Фартук - друг. Он нам помог И никто здесь не промок Ты работу завершил? Все на место положил? -А интересно внутри людей есть воздух? - Как вы думаете, ребята. Давайте проверим. Опыт 2. Воздух в человеке. - Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. - Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Опыт 3. «Не дышу» - Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! - Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите листочком сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Вывод: Значит, когда воздух движется, получается ветер. | Ответы детей Воздух! Ответы. Нет, не видим. Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Да. Он пуст В нём нет воздуха. дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика Ответы Выходят пузырьки Ребята зажимают нос и стараются не дышать. В лицо дует ветерок. |