Организация проведения опытов и экспериментов для до-школьников в летний период
Организация проведения опытов и экспериментов для до-школьников в летний период
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация проведения опытов и экспериментов для до-школьников в летний период»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»
Организация проведения опытов и экспериментов для дошкольников в летний период
Подготовила воспитатель 1кв. категории
Средней группы №8 «Солнышко»
Чеканова Н.Г.
Июль 2020
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?
В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать, и я пойму».
Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.
В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось выяснить».
Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно (если нужно, то с вашей помощью). Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей. Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир.
Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. В результате ребенок приобретает новое знание. Этот вид деятельности предполагает высокую степень познавательной активности ребенка, большую роль отводит самостоятельной работе.
Исследовательская деятельность может быть реализована в процессе специально организованной образовательной деятельности с детьми, во время совместной деятельности взрослого и детей, во время самостоятельной деятельности детей и в семье.
Исследовательская деятельность может быть реализована в различных формах: занятие, экспериментирование, бор коллекций, наблюдение, труд в уголке природы, целевые прогулки, продуктивная деятельность, создание проекта.
Экспериментальная деятельность – это один из видов поисковой (исследовательской) деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.
Детское экспериментирование в ДОУ может осуществляться по нескольким направлениям: живая природа, неживая природа, человек, рукотворный мир.
Конкретное содержание определяется исходя из программных задач и возрастных особенностей.
Методы и приёмы организации экспериментально- исследовательской деятельности:
эвристические беседы – это цепочки взаимосвязанных вопросов. Благодаря им диалог принимает развертывающийся характер. Вопросы в цепочке соединяются не механически, а логически. Они располагаются так, чтобы каждый последующий вытекал из ответа. Последний, в свою очередь, является своего рода отдельной мыслительной ступенькой.
постановка и решение вопросов проблемного характера. Кпостановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них: 1) проблемная задача должна быть понятной детям; 2) должна их заинтересовать; 3) содержать новизну; 4) но опираться на имеющийся опыт детей; 5) трудность задачи должна быть посильной; 6) но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.
наблюдения – устроенное воспитателем целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира
опыты – наблюдение исследуемого явления в условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности - Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).
В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.
Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.
Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).
В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
подражание голосам и звукам природы
использование художественного слова
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации
трудовые поручения, действия.
Примеры экспериментов,
проводимых в летний период
Объекты экспериментальной деятельности.
Задачи обучения, воспитания, развития детей
Младший возраст (3-4 года)
Старший возраст (5-7 лет)
Песок, глина
«Песочный домик».
Задачи. Формировать у детей представления о том, что сухой песок сыпучий, не сохраняет придаваемую ему форму, из него нельзя делать постройки, будет больно, если он попадет в глаза.
«Следы на мокром песке».
Задачи. Формировать у детей представления о том, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, он может принимать и некоторое время сохранять придаваемую ему форму.
Учить путем перебора выявлять того, кто оставил следы (сравнивать игрушки по форме).
«Испеки мне, баба, колобка».
Задачи. Предложить детям вспомнить и рассказать начало знакомой сказки, экспериментальным путем выбрать песок, из которого можно слепить колобка.
Учить применять представления о свойствах сухого и мокрого песка.
«Песчаный тоннель.
Задачи. Предложить детям вспомнить, как и зачем строят тоннели обитатели пустынь, самостоятельно при помощи различных приспособлений (карандаш, свернутая в цилиндр бумага) построить тоннель в сухом песке.
Учить делать выводы.
Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.
Задачи. Учить детей выявлять глубину погружения предметов в сухой и мокрый песок, подбирать условия эксперимента, делать выводы.
Учить по следу (контуру) определять предмет.
«Песчаный конус».
Задачи. Предложить детям рассмотреть разные слои песка, сравнить их, пояснить, почему верхние слои сухие, а нижние - влажные, подобрать условия, с помощью которых можно подтвердить (опровергнуть) гипотезы.
Вода
«Рыбалка».
Задачи. Обогащать представления детей о свойствах воды (льется сквозь отверстия, можно процедить через сачок).
Доставить радость, закаливать детей.
«Окрашивание воды».
Задачи. Познакомить детей с таким свойством воды, как способность растворять вещества, учить путем экспериментирования получать разные оттенки основных цветов, называть их.
Подвести к выводу о том, что чем больше в воде красящего вещества, тем интенсивнее цвет.
«Тонет - не тонет».
Задачи. Учить детей опытным путем проверять заданное в названии опыта свойство предметов, формулировать на основе накопленного опыта предположения относительно различных предметов.
При помощи использования кукол показать, как работают спасательные круги, жилеты.
«Почему нельзя пить воду из реки?»
Задачи. Учить детей находить ответ на вопрос при помощи экспериментирования, формировать умение использовать различные фильтры.
Подвести к выводу о том, что в воде содержатся различные примеси, опасные для здоровья.
«В реке купался, да сух остался».
Задачи. Познакомить детей со способностью некоторых водоплавающих птиц сохранять свои перья сухими в воде, рассказать о значении этой способности.
«Превращения воды».
Задачи. Обратить внимание детей на изменение объема воды в емкости, оставленной на солнце, и ее наполнение во время дождя; в доступной форме рассказать о круговороте воды в природе.
«Как отделить песок от воды?»
Задачи. Учить детей применять знания о свойствах различных веществ, подбирать необходимые предметы для решения практической задачи.
«Окрашивание воды».
Задачи. Предложить детям сформулировать гипотезу: окрасит ли краска лед, подобрать условия проведения опыта, сделать вывод.
«Волшебные камешки».
Задачи. Учить детей применять знания о том, что уровень воды в емкости повышается, если в нее класть предметы - предложить достать из воды предмет (семечко тыквы), не намочив руки.
Формировать умение решать практические задачи на основе знаний, полученных в ходе экспериментирования.
«Что больше?»
Задачи. Предложить вниманию детей следующий инвентарь: емкость, до краев наполненную водой, помещенную на поднос, набор различных предметов.
Для того чтобы ответь на вопрос, стоящий в названии задания, нужно в новых условиях применить свои знания о том, что предметы вытесняют воду.
«В реке купался, да сух остался».
Задачи. Предложить детям опытным путем подобрать вещества, которые позволят перьям птиц оставаться сухими в воде, пояснить, как это «работает».
«Превращения воды».
Задачи.Предложить детям выяснить, при каких условиях быстрее испаряется вода, высказать предположения, придумать, как их проверить.
Актуализировать и дополнить представления о круговороте воды в природе.
Воздух
«Теплый - холодный».
Задачи. Предложить детям подержать руку над нагретым и холодным предметом, постоять (соблюдая правила безопасности) на солнце и в тени, передать в речи свои впечатления.
Формировать представления о таком свойстве воздуха как способность нагреваться.
«Мыльные пузыри».
Задачи. Предложить детям надуть мыльные пузыри, обратить их внимание на то, что они получаются большими или маленькими в зависимости от того, сколько воздуха оказалось внутри.
Формировать представление о способности воздуха занимать определенное место.
«Куда дует ветер?»
Задачи. Учить детей обнаруживать факт и направление движения воздуха при помощи вертушек, воздушного змея.
Учить формулировать предположения, делать выводы.
«Теплый - холодный».
Задачи. Учить детей формулировать предположения о том, где воздух будет теплее, проверять свои предположения при помощи градусника, находить объяснение наблюдаемым явлениям.
«Воздушные шары».
Задачи. Предложить вниманию детей разноцветные по-разному надутые шары, учить в ходе игр и экспериментирования выявлять такие свойства воздуха, как упругость, сжимаемость, способность занимать место.
Учить подбирать условия и устройства для сравнения веса шаров.
«Где есть воздух?»
Задачи. Учить детей формулировать гипотезы, самостоятельно или при помощи педагога подбирать условия, необходимые для их проверки, доказывать наличие воздуха вокруг нас, в воде, в почве, внутри различных предметов.
Обсудить значение наличия воздуха в воде и почве.
Правила безопасности
детей при организации опытов, экспериментов и наблюдений
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
Экспериментальная исследовательская деятельность в летний период проводится 2-3 раза в неделю.