ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
Л.В. Журавлева, музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №62»
Краткая информация об используемой педагогической технологии: в статье представлен практический опыт работы по применению игровых технологий в музыкально – творческой деятельности с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
«Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом!»
Французский писатель Анатоль Франс
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Существует классификация музыкально-игровых методик на основании использования разных видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей:
игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический);
игры, развивающие чувство ритма;
игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;
игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение);
музыкально-игровые композиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкально - игровые технологии»
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
Л.В. Журавлева, музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №62»
Краткая информация об используемой педагогической технологии: в статье представлен практический опыт работы по применению игровых технологий в музыкально – творческой деятельности с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
«Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом!»
Французский писатель Анатоль Франс
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Существует классификация музыкально-игровых методик на основании использования разных видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей:
игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический);
игры, развивающие чувство ритма;
игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;
игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение);
музыкально-игровые композиции.
С сентября 2019 года в нашем детском саду начала функционировать группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
С целью создания условий для детей с особыми потребностями в развитии, их индивидуальными особенностями состояния здоровья, педагогами был разработан учебный план группы компенсирующей направленности и комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.
Для обеспечения эффективной совместной деятельности субъектов образовательного процесса в условиях единого тематического поля воспитателями и специалистами детского сада была разработана форма индивидуального маршрута развития каждого воспитанника. Наблюдая воспитанников в музыкальной деятельности, изучив традиционные и современные подходы к организации педагогического процесса с детьми с ОВЗ, я поставила перед собой цель, продумала стратегические и тактические задачи музыкального воспитания, обучения и развития данной категории детей.
Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманитарного воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно- направленном процессе обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Новые подходы к музыкальному развитию детей с ОВЗ, требуют использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий. А игровые технологии и музыкальная деятельность в совокупности эффективно воздействуют на музыкальные способности и личность ребенка.
Широко использую в практике работы игры на восприятие музыки. Составляющая основа таких игр как «Волшебный мешочек», «Два брата», «Песня, танец, марш», «Музыкальный домик» и другие — требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребёнок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познаёт их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает внимание на связь различных видов музыкальной игры с характером музыки и определяет этот её характер. Ребёнок учится эстетически оценивать музыкальные произведения.
Для более глубокого восприятия музыки, творческого воображения детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата и развития у них чувства ритма безусловную положительную роль занимают игры из разработки педагогов И.М. Каплуновой и И.А. Новоскоьцевой «Удивительный ритм». Постепенно усложняя музыкальный материал, включаю в движения не только руки, но и другие части тела (поворот и наклоны головы, покачивание и т.д.), пошагово и последовательно применяю игровые ситуации и приемы, добиваясь гарантированных результатов.
Очень нравятся детям такие игры как: «Наши гости», «Знакомство с длительностями», «Листопад» и многие другие.
Эффективно применяю игры по ритмопластике, как одному из ведущих средств коррекции нарушения опорно – двигательного аппарата. Они позволяют не только развивать общие музыкальные способности ребенка, но и эффективно решать коррекционно-развивающие задачи, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В игре «Автобусы» дети учатся соблюдать паузы, закрепляют умение выполнять движения руками с «рулем» под музыку в соответствии с темпом. Соотносить темп речи и движения рук с темпом музыки я побуждаю их в игре «Карусели». Выполнять движения с предметами в соответствии с музыкально – ритмическим рисунком мелодии дети закрепляют в играх: «Сигнальщики», «Солнечные зайчики», «Подсолнушки», «Танцуем с цветами» и других.
Куклотерапия и пальчиковый театр способствуют развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, умению сочетать движения с речью. Дети получают огромное удовольствие от инсценирования сказок и игр – драматизаций. «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» - вот неполный список художественного материала нашей театрализованной деятельности.
Коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию лежит в основе коррекционной направленности музыкальных игр.
Вместе с детьми импровизируем в игре на музыкальных инструментах. Озвучивая сказки шумовыми инструментами, сделанными своими руками или с помощью взрослого создаем условия для успешной адаптации в социум, чтобы в дальнейшем обеспечить равные возможности для существования в нем.
Закрепляем навыки и умения, полученные в разных видах музыкальной и театрализованной деятельности на праздниках и развлечениях, проводимых каждую неделю также в интересной и увлекательной игровой форме. Преодолевая проблемные ситуации, дети учатся согласовывать свои действия, у них формируется способность сочетать личные интересы с действиями сверстников.
Таким образом музыкальные игры оказывают огромное влияние на развитие личности и музыкальных способностей детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. В практической деятельности систематизировала и обосновала поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль) в процессе театральной деятельности детей и песенной, ритмической, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах в музыкальном воспитании.
Используемая литература:
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.:Академия, 2001
Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. ФГБОУ ВО МГППУ-2007
Овчинникова Т.С. Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы теории и практики коррекционно-развивающего образования: сб. науч.-метод. тр. – СПб.,2016 – С. 96-104
Интернет – ресурсы:
Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения https://moluch.ru/archive/176/45994/
"Удивительный ритм" И. Каплунова, И. Новоскольцева