kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкально - игровые технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

 

Л.В. Журавлева, музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №62»

Краткая информация об используемой педагогической технологии: в статье представлен практический опыт работы по применению игровых технологий в музыкально – творческой деятельности с детьми  с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

«Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом!»

Французский писатель Анатоль Франс

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление пове­дением.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Существует классификация музыкально-иг­ровых методик на основании использования разных видов детской му­зыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных спо­собностей детей:

  • игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, темб­ровый, динамический);
  • игры, развивающие чувство ритма;
  • игры, способствующие восприятию музыки посредством движе­ний;
  • игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение);
  • музыкально-игровые композиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально - игровые технологии»

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.


Л.В. Журавлева, музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №62»

Краткая информация об используемой педагогической технологии: в статье представлен практический опыт работы по применению игровых технологий в музыкально – творческой деятельности с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

«Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом!»

Французский писатель Анатоль Франс

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление пове­дением.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Существует классификация музыкально-иг­ровых методик на основании использования разных видов детской му­зыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных спо­собностей детей:

  • игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, темб­ровый, динамический);

  • игры, развивающие чувство ритма;

  • игры, способствующие восприятию музыки посредством движе­ний;

  • игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение);

  • музыкально-игровые композиции.

С сентября 2019 года в нашем детском саду начала функционировать группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

С целью создания условий для детей с особыми потребностями в развитии, их индивидуальными особенностями состояния здоровья, педагогами был разработан учебный план группы компенсирующей направленности и комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.

Для обеспечения эффективной совместной деятельности субъектов образовательного процесса в условиях единого тематического поля воспитателями и специалистами детского сада была разработана форма индивидуального маршрута развития каждого воспитанника. Наблюдая воспитанников в музыкальной деятельности, изучив традиционные и современные подходы к организации педагогического процесса с детьми с ОВЗ, я поставила перед собой цель, продумала стратегические и тактические задачи музыкального воспитания, обучения и развития данной категории детей.

Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманитарного воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно- направленном процессе обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Новые подходы к музыкальному развитию детей с ОВЗ, требуют использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий. А игровые технологии и музыкальная деятельность в совокупности эффективно воздействуют на музыкальные способности и личность ребенка.

 Широко использую в практике работы игры на вос­приятие музыки. Составляющая основа таких игр как «Волшебный мешочек», «Два брата», «Песня, танец, марш», «Музыкальный домик» и другие — требует наблю­дательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребёнок срав­нивает звуки по сходству и контрасту, познаёт их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает вни­мание на связь различных видов музыкальной игры с характером музыки и определяет этот её характер. Ребёнок учится эстетически оценивать музыкальные произведения.

Для более глубокого восприятия музыки, творческого воображения детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата и развития у них чувства ритма безусловную положительную роль занимают игры из разработки педагогов И.М. Каплуновой и И.А. Новоскоьцевой «Удивительный ритм». Постепенно усложняя музыкальный материал, включаю в движения не только руки, но и другие части тела (поворот и наклоны головы, покачивание и т.д.), пошагово и последовательно применяю игровые ситуации и приемы, добиваясь гарантированных результатов.

Очень нравятся детям такие игры как: «Наши гости», «Знакомство с длительностями», «Листопад» и многие другие.

Эффективно применяю игры по ритмопластике, как одному из ведущих средств коррекции нарушения опорно – двигательного аппарата. Они позволяют не только развивать общие музыкальные способности ребенка, но и эффективно решать коррекционно-развивающие задачи, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В игре «Автобусы» дети учатся соблюдать паузы, закрепляют умение выполнять движения руками с «рулем» под музыку в соответствии с темпом. Соотносить темп речи и движения рук с темпом музыки я побуждаю их в игре «Карусели». Выполнять движения с предметами в соответствии с музыкально – ритмическим рисунком мелодии дети закрепляют в играх: «Сигнальщики», «Солнечные зайчики», «Подсолнушки», «Танцуем с цветами» и других.

Куклотерапия и пальчиковый театр способствуют развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, умению сочетать движения с речью. Дети получают огромное удовольствие от инсценирования сказок и игр – драматизаций. «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» - вот неполный список художественного материала нашей театрализованной деятельности.

Коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию лежит в основе коррекционной направленности музыкальных игр.

Вместе с детьми импровизируем в игре на музыкальных инструментах. Озвучивая сказки шумовыми инструментами, сделанными своими руками или с помощью взрослого создаем условия для успешной адаптации в социум, чтобы в дальнейшем обеспечить равные возможности для существования в нем.

Закрепляем навыки и умения, полученные в разных видах музыкальной и театрализованной деятельности на праздниках и развлечениях, проводимых каждую неделю также в интересной и увлекательной игровой форме. Преодолевая проблемные ситуации, дети учатся согласовывать свои действия, у них формируется способность сочетать личные интересы с действиями сверстников.

Таким образом музыкальные игры оказывают огромное влияние на развитие личности и музыкальных способностей детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. В практической деятельности систематизировала и обосновала поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль) в процессе театральной деятельности детей и песенной, ритмической, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах в музыкальном воспитании.


Используемая литература:

  1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.:Академия, 2001

  2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. ФГБОУ ВО МГППУ-2007

  3. Овчинникова Т.С., Симкина А.А. Музыка. Движение. Воспитание. - СПб.: КА-РО, 2011

  4. Овчинникова Т.С. Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы теории и практики коррекционно-развивающего образования: сб. науч.-метод. тр. – СПб.,2016 – С. 96-104


Интернет – ресурсы:

Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения
https://moluch.ru/archive/176/45994/

"Удивительный ритм" И. Каплунова, И. Новоскольцева

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/07/27/udivitelnyy-ritm-igry-prezentatsii

«Использование специальных коррекционных технологий в музыкальном воспитании дошкольников с НОДА» Автор: Комсюкова Н. В.

https://www.1urok.ru/categories/20/articles/25142


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкально - игровые технологии

Автор: Журавлева Лариса Викторовна

Дата: 29.06.2021

Номер свидетельства: 584267

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Игровые технологии на уроках музыки""
    ["seo_title"] => string(43) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki-1"
    ["file_id"] => string(6) "265540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449986196"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Применение игровых технологий на уроках музыки в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(76) "primienieniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "220260"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434559038"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Здоровьесберегающие игровые технологии на уроках музыки. "
    ["seo_title"] => string(70) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "220797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434893391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Игровые технологии на уроках физкультуры"
    ["seo_title"] => string(43) "igrovye_tekhnologii_na_urokakh_fizkultury_1"
    ["file_id"] => string(6) "485281"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542043020"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Игровая технология"
    ["seo_title"] => string(24) "ighrovaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "300555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456753099"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства