Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Музыкальное оформление занятий "Ритмика".»
Музыкальное оформление занятий «Ритмика»
Предмет «Ритмика» является первым из цикла хореографических дисциплин, изучаемых в хореографической студии «Золотица». Программное содержание курса включает в себя работу по формированию и развитию музыкально-ритмических навыков, навыков выразительного движения, профессионально-физических данных, развитию творческих способностей.
На этом предмете для концертмейстера огромные возможности для творческой деятельности, разнообразия.
Задача концертмейстера создать атмосферу сказки, игры. Настроение легкости и радости, т.к. дети приходят в конце рабочего дня, после детских садов. Им необходимо преодолеть усталость, некоторым – лень, а также физическую боль, например, при упражнениях на растяжку.
У младшего возраста детей превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Поэтому для них подбираю музыку с чёткими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определённостью: марш, полька, вальс и другие. Ещё нужно учитывать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей увлекаются всем сказочным, волшебным, поэтому я играю мелодии из сказок, мультфильмов, кинофильмов, так как они более близки и понятны ребёнку. Нельзя делать большие паузы между движениями, т.к. внимание детей рассеивается и они начинают отвлекаться. На ритмике я практически не играю по нотам, все движения исполняются на импровизационном материале и подборе на слух.
Примерный репертуар:
Прыжки на скакалке: «Часики» И.Дунаевский, «Давны-давно» Т. Хренников, «Все могут короли», гл. тема к /ф «Джентельмены удачи» и т.д.
Марши: Песенка о веселых трубачах А.Петрова, Тирьям-тирьяри, «Самолеты», «Маруся», «Кто на новенького?» и т.д.
Польки: Джонни, Песенка Солдата, Песенка-чудесенка и т.д.
Некоторое время назад педагог-хореограф предложила создать музыкальное сопровождение комплекса общеразвивающих упражнений со словами. Моя задача была придумать, сочинить музыкальные фрагменты на определенные стихотворные строки. Таким образом появилась методическая разработка «Общеразвивающие упражнения с речью и музыкой, их терапевтический эффект».
Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями, подводят учащихся к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии музыки, смены темпа, динамических и регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через движение.
Навыки выразительного движения направлены на формирование и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий становятся более ритмичными, выразительными, координированными, пластичными. В работе над навыками выразительного движения большое внимание уделяется взаимосвязи движения и музыки.
Особую роль в физическом развитии детей играют общеразвивающие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и коррекции тех или иных отклонений в развитии моторики и деформации опорно-двигательного аппарата. Они просты по структуре движений, воздействуют на все тело или на отдельные его части.
Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять движения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, т.к. индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм.
Серия упражнений со стихотворными строчками разучивается с музыкальным сопровождением. Музыкой задается темп, динамика, амплитуда и сила движений. Движения выполняются в соответствии с логическим соответствием во фразе.
Концертмейстеру необходимо уделять внимание соответствие музыки создаваемому образу.
На занятиях по предмету «Ритмика» наряду с общеразвивающими упражнениями с речью и музыкой рекомендуется включать игры с текстом, в которых предложены двигательные задания. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Игры проводятся с музыкальным сопровождением. Музыка выполняет регулирующую функцию, определяя начало и конец движения, подчеркивает характер создаваемых образов. Концертмейстер должен выразительно определять части музыкального сопровождения, подчеркивать акцентами сильные доли, помогая детям двигаться ритмичнее.
Двигательная активность при исполнении общеразвивающих упражнений с речью и музыкой, а также игры с текстом вызывают у детей положительные эмоции, эмоциональный подъем создает у детей повышенный тонус всего организма.