Кружковая работа по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Занимательная математика"
Кружковая работа по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Занимательная математика"
Все нод проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность нод и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе нод используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Нод проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружковая работа по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Занимательная математика"»
Кружковая работа по ФЭМП в старшей группе "Занимательная математика"
воспитатель: Попова Александра Павловна
Возраст детей 5 – 6,5лет.
Срок реализации 1 год.
Основные задачи :
Привить любовь к конкретной НОД– математике
Выработать у детей привычку максимально полно включаться в НОД, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
Формирование представлений о числе и количестве:
Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).
Развитие представлений о величине:
Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр) .
Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развитие представлений о форме:
Уточнить знание известных геометрических фигур, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Развитие пространственной ориентировки: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз.
располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Развитие ориентировки во времени:
Использовать в речи слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Итоговые результаты
*Самостоятельно объединять различные группы предметов,
имеющие общий признак, в единое множество.
*Считать до 10
*Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с
любого числа натурального ряда (в пределах 10).
*Соотносить цифру (0 –10) и количество предметов.
*Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и *вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
*Различать величины;
*Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
*Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
*Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
*Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости,обозначать взаимное расположение и направление движения объектов;
*Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц);
*Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
*Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
*Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Содержание :
Все нод проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность нод и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе нод используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Нод проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.
Минимальный состав группы -10 человек.
Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.
Программа рассчитана на 1 год на детей 5,5 – 6,5 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
Календарное планирование кружка
Сентябрь.
«Цвет, форма»
Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: «Составим узор».
(Используя Цветные счетные палочки)
Размер.
Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: «Красивые флажки».
(Используя мозаику) .
Формирование представлений о символическом изображении предметов Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка».
Счёт, порядковые числительные.
Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.
Октябрь.
Пространственные представления
Цель: развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.
Игра: «Весёлые человечки».
Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.
Счет до 10
Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «обведи правильную цифру»
Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам»
Цель: закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие.
Ноябрь.
Интеллектуальная игра «Близкие по значению»
Цель: игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи.
Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары».
(Использовать мозаику из пуговиц)
Круг, квадрат, прямоугольник.
Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) .
Сравнение.
Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания.
Сенсорное развитие.
Дидактические игры»Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой»Разбери гречку и рис» Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.
Декабрь.
Графические умения.
Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.
Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант)
Счет.
Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.
Задачи на смекалку.
Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.
Январь.
Задачи на смекалку.
Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение.
Пирамида, цилиндр.
Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.
Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок».
Зрительно – мыслительный анализ
Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.
Сенсорное развитие.
Дидактические игры «Определи на глаз», »Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочами»Выложи предмет по образцу,
Цель: развитие умения анализировать форму предметов
развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции) ., закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику
Февраль.
Способы измерения. Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.
Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.
Игры – путешествие во времени. Цель: закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом».
Предметы ближайшего окружения.ОИД по определению их свойств (тонет, плавает, горит, рвется, мнется, и т. д
Цель: развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревыа, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей
Март.
Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10.
Цель: Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр
Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.
Классификация.
Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.
Игра: «Сколько всего».
Классификация.
Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения.
Апрель.
Формирование навыков сложения и вычитания. 1.
Цель: Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.
Формирование навыков сложения и вычитания.2
Цель: Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: «Бегущие цифры».
Формирование навыков сложения и вычитания.3
Цель: Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.
Символы.
Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) .
Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду.
Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.
Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия;
Май
«Закрепление математических знаний и умений»
Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ;
- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;