Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружковая работа «В гостях у Петрушки»»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Любинского муниципального района Омской области
«Любинский детский сад № 1»
Программа кружка
«В гостях у Петрушки»
Руководитель кружка: воспитатель
Тимирбаева Батагоз Сагандыковна
р.п. Любинский 2014 – 2015 год.
Список детей кружка по театрализованной деятельности:
«В гостях у Петрушки».
Авдиенко Юлия
Анкудинова Татьяна
Ефремова Дарья
Железкова Полина
Именицкая Полина
Кукареко Владимир
Кузнецов Дмитрий
Пилягина Анастасия
Чепенко Анастасия
Шерстнев Николай
Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по - настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты
К. С. Станиславский
Пояснительная записка.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Для развития творческих способностей ребенка необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, развивает артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности в форме кружка «В гостях у Петрушки».
Направленность программы.
Театральный кружок направлен на раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника, на создание максимально комфортных условий для полноценного и продуктивного общения со сверстниками, педагогами, взрослыми, и на успешную социализацию в современном мире. Развитие способностей детей средствами театрального искусства.
Актуальность программы.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а вот старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Противоречие между:
свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации;
импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации;
акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации – на ее результат.
Эти противоречия снимаются при условии организации театрально – игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника. Именно это условие является основным, согласно общей концепции программы «Детство».
Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок.Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей подготовительной группы средствами театрального искусства.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
обучать детей правилам кукловождения;
учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру);
учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
развивать социально-коммуникативные навыки детей при общении друг с другом;
развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру;
развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру;
воспитательные:
воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность
воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т.д.;
воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в спектаклях;
воспитывать эстетический, художественный вкус;
воспитание воли и уверенности в себе.
Весь процесс обучения организуется так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. С учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, каждое занятие строится в форме игры на основе русских народных сказок, детских стихов и песен. На занятиях создаются условия, которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его творческую энергию, создают положительный эмоциональный настрой для осуществления художественной творческой деятельности, развивают художественно-эстетический вкус, творческие и музыкальные способности, координацию движений, речь. Формируя привычные умения и навыки, приемы, действия детей, педагог вызывает заинтересованность их не только в конечном результате (выступление со спектаклями, изготовление декораций к спектаклям, участие в выставках работ), сколько к самому процессу творения новых сюжетов или новых образов. Это соответствует деятельностной природе творчества.
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 6 – 7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, изменением психологических позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослыми», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Организация деятельности кружка.
В работе кружка участвуют до 10 детей, занятие проводятся 1 раз в неделю. Занятий кружка проводятся в соответствии с расписанием основных занятий. При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Занятия кружка проводятся в соответствии с расписанием основных занятий. При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий не более 30 минут. Гибкая форма организации театрализованного кружка в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вербальной и невербальной стороны речи. Состав одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.
В середине занятия проводят физкультминутки для снятия напряжения. Комплексы физкультминуток подбирает руководитель кружка, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Ожидаемые результаты.
В ходе работы кружка дети приобретают определенные знания, умения и навыки:
получат представления о театре, о его разновидностях;
научатся работать в коллективе, общаться между собой посредством театральных образов;
разовьется умение пользоваться собственным голосом, используя его разные возможности;
дети научатся инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки;
дети научатся простейшим приемам кукловождения настольных кукол;
умение следить за развитием сюжета;
в самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры (режиссерской, драматизации, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика, атрибуты, реквизит.
умение различать эмоциональные состояния героев;
умение свободно ориентироваться на сценической площадке;
перенос литературных образов в самостоятельную деятельность;
театральный уголок группы пополнится различными видами театра;
повысится интерес родителей к жизни детей в детском саду.
Основные формы реализации программы:
Театрализованные игры.
Занятия в театральном кружке.
Рассказы воспитателя о театре.
Организация спектаклей.
Индивидуальные творческие задания.
Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
Беседы-диалоги.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
Чтение литературы.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
1. Образовательная область «Музыка», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой.
2. Образовательная область «Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей, участвуют в подготовке декораций к спектаклям.
3. Образовательная область «Коммуникация», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. Образовательная область «Чтение художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей) .
5. Образовательная область «Социализация », где дети приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, через знакомство с русскими народными сказками сформируются патриотические чувства, обогатится игровой опыт детей.
6. Образовательная область «Безопасность», где дети овладеют правилами безопасного поведения в театре, на спектакле.
7. Образовательная область «Познание», где дети в процессе посещения занятий кружка расширят кругозор в части представлений о театре и театральном искусстве.
8. Образовательная область «Труд», где дети в процессе бесед о труде работников театра, изготовления пособий к театральным играм, декораций к спектаклям, подготовкой и участием в спектаклях сформируют ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Формы контроля.
Беседа, объяснения;
практический контроль детей;
формы проведения контроля (инсценировка сказок).
Педагогическая диагностика.
Овладевание детьми указанными ниже знаниями, умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, планируется индивидуальная поддержка детей. Диагностика проходит по методике Е.В. Мигуновой в процессе наблюдения за детьми с внесением результатов в таблицы 1 и 2. (Приложение 1.)
Формы проведения итогов реализации программы:
Пополнение театрального уголка разными видами театров.
Консультация для родителей «Театр для всех».
Учебно-тематический план
№ п/п
Перечень тем
Количество занятий
1.
Знакомство с основами драматизации (импровизация, поиск выразительных средств, роль костюмов, декораций предметного окружения)
13
2.
Знакомство с основами актерства (игровые движения, выразительное чтение, мимика, выразительность движений)
12
3.
Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения
3
4.
Самостоятельная театральная деятельность
8
5.
Всего занятий в учебном году
36
Занятия проводятся с детьми средней группы 1 раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий – 20 минут
Основное содержание программы смотрим перспективный план (Приложение 2.).
Соответствие требованиям государственного стандарта.
Работа кружка «В гостях у Петрушки» основана на нормативных документах, в том числе:
Программа составлена согласно Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003г. № 28-02-484/16).
В основу программы положена следующая методическая разработка:
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: М «Школьная Пресса» 2004.
Приемственность программы кружка предполагает:
сформировать у старших дошкольников специальные знания, умения и навыки;
развить личностные качества;
дать возможность ребёнку осваивать позицию субъекта театрализованной деятельности.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Наглядный (показ иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
Практический (инсценировки, драматизация, разучивание произведений устного народного творчества);
Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников;
Метод действенного анализа (этюдная методика);
Метод игровой импровизации;
Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный пример, этическая беседа, метод взаимопомощи;
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах;
Методы диагностики творческой деятельности детей: наблюдение, игра, беседа, диагностическая таблица, выступления на праздниках.
Изготовление поделок и рисование - проводится с целью развития творческих способностей, воображения, памяти;
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала;
Работа с родителями: консультации, совместное посещение спектаклей, привлечение в подготовке к выступлениям, изготовлению кукол, декораций, участие в праздниках.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
Театральная ширма.
Разные виды театров.
Элементы костюмов, шапочки для игр-драматизаций.
Иллюстрации к сказкам, рассказам.
Акварель, гуашь.
Кисточки пони №2, №3.
Цветная бумага.
Ножницы.
Цветные карандаши, фломастеры.
Клей ПВА.
Картон, альбомные листы.
Атрибуты к играм.
Художественная литература
Таблицы: «Эмоции».
К концу учебного года предполагается овладение
детьми, следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок должен знать:
назначение театра;
о деятельности работников театра;
виды театров;
виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр - зверей, клоунада.
Ребенок умеет:
передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
воплощать свои замыслы собственными силами и организуя деятельность других детей;
контролировать внимание;
понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
Ребенок имеет представление:
о сценическом движении;
о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок владеет навыками:
культурного поведения в театре;
определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
подбора собственных выразительных жестов;
психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
произнесения небольших монологов;
произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Литература
Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М., 1991.
Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
Гаркалина Е.В. Театр кукол своими рукам. – М.: ГАЦТК, 2001.
Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
Куликовская Т.А. «40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции» - М.: 2003г.
Карамаленко Т.Н. «Кукольный театр дошкольникам» - М. «Просвещение» 1982г.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.
Петрова Т.И., Сергеева Е.И. «Театрализованные игры в детском саду» - М.: «Школа Пресс» 2000г.
Поляк Л. Театр сказок (сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для дошкольников). – С-Петербург: Детство-пресс, 2001.
Журнал «Обруч» № 1, № 5. 1998г.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
Ярославцева И. Кукловедение для малышей. – М.: Чистые пруды, 2005.
www.kukolniyteatr/ru
Приложение 1.
Таблица1.
Основы театральной культуры.
Высший уровень
3 балла
Средний уровень:
2 балла
Низкий уровень:
1 балл
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности.
Знает правила поведения в театре
Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии
Интересуется театрализованной деятельностью
Использует свои познания в театрализованной деятельности
Не проявляет интереса к театрализованной деятельности
Знает правила поведения в театре
Затрудняется назвать различные виды театра
Таблица2.
Показ спектакля гостям.
Уровни
Количество детей, овладевших содержанием деятельности
Начала года
Конец года
Низкий уровень (7 – 10 баллов). Молоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их демонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.
Средний уровень (11 – 17 баллов). Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике – инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять и в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Высокий уровень (18 – 21 баллов). Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает главную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно – образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно – творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует.Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Количество детей в группе
Приложение 2.
Учебно-тематический план
СЕНТЯБРЬ
Тема,
занятие
Задачи
Методические рекомендации
Сопутствующие формы работы
Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях (см. приложение 1.).
Цель: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.
2
Что такое театр?
Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств.
Беседа «Что такое театр?».
Рассматривание иллюстраций
к теме «Театр».
Пантомимические загадки и упражнения.
Иллюстрации по теме «Театр»,.
3
Играем в профессии
Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, гримёр, костюмер; обсудить особенности этих профессий;
поощрять творческую инициативу; побуждать к активному общению через игру.
Игра «Театральная разминка»,
Загадки о театральных профессиях,
Подвижные игры.
Творческие задания по теме занятия.
Волшебный цветок, музыкальное сопровождение картинки с профессиями.
4
Разные театры
Познакомить детей с видами театров, отметив их характерные особенности; способствовать активизации мышц губ.
Решение игровых обучающих ситуаций «Как вести себя в театре». Артикуляционная гимнастика. Чтение отрывков спектакля от лица персонажа.
Театральные игры «Веселые обезьянки», «Угадай, что я делаю».
ОКТЯБРЬ
Тема,
занятие
Задачи
Методические рекомендации
Сопутствующ-ие формы работы
1.
Мы идем в театр.
Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения; умение соотносить движение со словом, выразительно передавать образы героев.
Беседа- игра: «Как вести себя в театре».
Упражнение: «Угадай по звуку»
Самостоятельная сюжетно- ролевая игра «В театре».
Настольный театр, альбом, картинки по теме «Театр», атрибуты к игре.
2. Чудесный мир театра
Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличие от других видов искусств /живописи, музыки, литературы/; побуждать к совместной работе воспитателей, родителей и детей.
Оформление альбома «Все о театре».
Рассматривание картинок, фотографий с детскими спектаклями.
Выбор материала для альбома.
Альбов, фотографии и картинки по теме «Театр».
3.
В гостях у Лесовичка
Активизировать в речи детей фразеологизмы; воспроизводить стихи осмысленно, в заданном ритме; учить согласовывать речь и движение, чётко и громко произносить слова; развивать воображение; приобщать к работе в мастерской по изготовлению разных видов театров.
Беседа о фразеологизмах, их значении, применении в театральных постановках. Речевая игра «Веселый старичок». Игра- разминка «Уборка леса». Работа в мастерской по изготовлению конусного театра «Дикие животные».
Картон, клей ПВА, цветная бумага, ножницы, изображение диких животных.
Веник.
4.
Сказки осени
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным творчествам;.
вызывать желание произносить небольшие монологи; воспитывать положительные отношения к народному искусству.
Чтение различных стихотворений поэтов России (см. Хрестоматию), рассматривание иллюстраций к произведениям.
Беседа о прочитанном.
Детская игра «Где мы были, мы не скажем и т.д.».
К. Бальмонт «Осень».
И. Бунин «Листопад».
М. Волошин «Осенью».
НОЯБРЬ
Тема,
занятие
Задачи
Методические рекомендации
Сопутствующие формы работы
1
Веселые стихи
Создать положительный эмоциональный настрой; ввести понятия «Рифма»;
побуждать детей к совместному стихосложению;
упражнять в подборе рифм к словам.
Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».
Физкультминутка «Бабочка».
«Веселые стихи».
Мяч, птица Говорун, муз. сопровождение.
2
Такие разные эмоции.
Познакомить с понятия «Эмоция»;
знакомить с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость и т.д.; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике;
учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую эмоцию у себя на лице.
Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх; способствовать развитию силы голоса и речевого дыхания; развивать воображение, фантазию детей.
Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Театральные игры «Одно и тоже по разному», «Горячая картошка». Этюды «Медведь в лесу».
Мяч
Чистоговорки.
4.
Гадкий утенок.
Продолжать приобщать детей к худ-ой литературе; побуждать к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждым ребенком (мимика, жесты, движения);
воспитывать волю и уверенность в себе.
Инсценировка, игровая импровизация, беседа, рассказ детей. Игра «Фраза из слов».
Подвижная игра «Ходить след в след».
Маски животных, костюмы, декорации, соответствующие содержанию сказки.
ДЕКАБРЬ
Тема,
занятие
Задачи
Методические рекомендации
Сопутствующие формы работы
1
В гостях у режиссера
Учить внимательно слушать сказку; продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки; побуждать к двигательной активности в распределении ролей
Слушание русской народной сказки
«Про девочку Катеньку и собачку Жучку». Рассматривание
костюмов и декорации к сказке.
Беседа по содержанию.
Костюмы и декорации к сказке «Про девочку Катеньку и собачку Жучку».
2
Мы маленькие актеры.
Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки;
учить вживаться в художественный образ;
формировать у детей проявлять свою индивидуальность и неповторимость.
Пересказ сказки «Про девочку Катеньку и собачку Жучку» с
детьми по частям. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки.
Игра « Угадай героя».
Драматизация сказки.
Декорации к сказкам, костюмы и маски, музыкальное сопровождение.
3.
Генеральная репетиция!
эмоционально и психологически настроить детей на выступление; обратить внимание на важность и значимость предстоящего действия.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения на ритмопластику и мимику. Прогон спектакля. Психологический настрой
Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания спектакля, декорации, афиша, пригласительные билеты.
4.
Премьера!
спектакля по сказке
«Про девочку Катеньку и собачку Жучку».
Поддерживать активное желание активно участвовать в спектакле; совершенствовать способность к импровизации; воспитывать желание доводить начатое дело до конца, получать удовольствие от результата.
Зрители заранее рассаживаются в зале, артисты готовятся к выступлению. Выступление артистов. Вручение детям сертификатов.
Костюмы, маски,
атрибуты для разыгрывания спектакля, декорации
ЯНВАРЬ
Тема,
занятие
Задачи
Методические рекомендации
Сопутствующие формы работы
1.
Двенадцать месяцев
Продолжать приобщать детей к театральной культуре; учить согласовывать свои действия с действиями партнера, выполнять движения, действия согласно логике действия персонажа и с учетом места действий; воспитывать умение сопереживать героям.
Драматизация, рассказ, беседа.
Упражнение на внимание и память, этюды на воспроизведение отдельных черт характера.
Костюмы, декорации, соответствующие содержанию сказки.
2
Читай как я!
Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию; продолжать работу над четким произношением слов и предложений с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.).
Артикуляционная гимнастика. Чтение скороговорок и чистоговорок. Разыгрывание сцен спектакля.
Скороговороки, чистоговороки.
3. «Любимые сказки»
Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре; развивать у детей умения угадывать по выразительному исполнению сказочных героев.
Беседа о сказках. Сочинение небольших сказок совместно с педагогом. Игры: «Театральная разминка», «Фраза по кругу». Творческая игра «Угадай героя сказки».
Мяч, костюмы, маски.
4.
Поиграем с пальчиками.
Познакомить детей с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; отрабатывать умение детей разыгрывать сказки с помощью пальчикового театра.
Беседа о пальчиковом театре. Рассматривание видов пальчиковых кукол. Пальчиковая игра «Домик». Разыгрывание детьми знакомых сказок с помощью пальчикового театра.
Пальчиковый театр.
ФЕВРАЛЬ
Тема,
занятие
Задачи
Методические рекомендации
Материал и оборудование
1
Страна Зазеркалья «Мимика»
Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.
Игра «Что я умею».
Чтение стихотворения Б.Заходера
«Вот как я умею».
Мимические этюды у зеркала.
Мяч, мягкие игрушки щенок и козленок.
3.
Что такое интонация?
Познакомить с понятием «интонация»; формирование навыков звукопроизношения; развитие мимической и интонационной выразительности; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.
Беседа- Знакомство с понятием «Интонация». Игра «Зверята». Игра «Испорченный телефон». Выразительное чтение стихов А.Барто и обыгрывание.
Стихотворение А. Барто, мяч.
3.
Мастерская актера
Познакомить с профессиями художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессий в мире театра.
Открытие «Мастерской актера».
Изготовление атрибутов к сказке (выбор сказки по желанию детей). Работа с костюмами. Выбор костюмов самостоятельно. Подготовка их к выступлению.
Костюмы, маски, краски, бумага и т.д.
4.
К нам пришел Петрушка!
Знакомство с куклой – Петрушкой; развивать творческий интерес; учить сочетать мелкую моторику рук с речью; отработка умения вести диалог между двумя персонажами; учить детей управлять куклой – Петрушкой.
- Беседа- диалог с куклой Петрушкой.
- Пальчиковая игра «Люди и пальцы».
- Пантомима « Игра с куклами».
- Упражнение «Повтори за мной».
МАРТ
Тема,
занятие
Задачи
Методические рекомендации
Материал и оборудование
1.
Театр теней.
Познакомить детей с теневым театром, его происхождением, техникой; учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания, оформления любой техникой.
Беседа о теневом театре, его происхождении. Просмотр фрагмента сказки «О глупом мышонке» (теневой театр). Изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания.
Клей ПВА, черная и белая бумага, ножницы, кисть, салфетки.
2.
Страна
Скорогово-рок.
Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации; способствовать развитию воображения; развивать дикцию при помощи скороговорок.
Учимся четко говорить. Введение понятия «Скороговорка».
Игра-упражнение «Едем на паровозе». Физкультминутка «Буратино».
Музыкальное сопровождение, игрушечный паровозик, голоса птиц в записи.
3.
Говорили, говорили да не выговорили
Продолжать знакомство детей с малыми фольклорными формами; добиваться четкого произнесения слов и фраз; развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь детей, расширять образный строй речи.
Артикуляционная гимнастика. Скороговорки.
Игра «Давай поговорим», с разыгрыванием и придумыванием диалогов между различными героями.
атрибуты кукольного театра, для разыгрывания диалогов.
4.
Как аукнется, так и откликнется.
Продолжать учить детей понимать основную идею сказки; учить детей передавать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь; воспитывать положительное отношение к театральным играм.
Разыгрывание мизансцен по сказке, сказки, беседа о дружбе и понимании, драматизация.
Костюмы, декорации к сказке.
АПРЕЛЬ
АПРЕЛЬ
АПРЕЛЬ
Тема,
занятие
Задачи
Методические рекомендации
Материал и оборудование
1
Сундучок, откройся.
Пробуждать ассоциации детей; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером.
Слушание музыки к сказке. Разучивание музыкальных номеров. Выразительное исполнение своих ролей.
Музыкальное сопровождение, костюмы героев сказки, маски, сундучок, куклы и игрушки – герои сказки.
2
Аленький цветочек
Познакомить детей с новым художественным произведением; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.
Беседа о смене настроения героев, /радость, печаль и т.д./
продолжать учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма; развивать интонационную выразительность речи и пластику движений.
Примерка костюмов и атрибутов для артистов, подгонка. Упражнения на ритмопластику и мимику. Разыгрывание эпизодов.
костюмы, атрибуты для разыгрывания спектакля.
4.
Сочинение сценария.
Побуждать к импровизации сказки, сочиненной на тему знакомых сказок; учить создавать характерные образы героев, используя мимику, движение; проявлять согласованность своих действий, с партнерами.
Творческий рассказ, инсценирование и импровизация.
Игра «Тело в деле».
Костюмы, декорации к сказке.
МАЙ
Тема,
занятие
Задачи
Методические рекомендации
Сопутствующие формы работы
1. Мои любимцы.
Учить составлять небольшие рассказы о своих питомцах; учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании; развивать интонационную выразительность речи; побуждать сочинять истории и обыгрывать их с помощью театра на ложках.
Беседа о своих питомцах, их повадках. Упражнение «Кто в домике живет». Самостоятельное придумывание и обыгрывание смешных историй про животных (театр на ложках).
Иллюстрации с домашними животными.
Театр на ложках.
2.
Добрые слова
Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы; воспитывать коммуникативные навыки общения; продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок.