Воспитывать осознанное поведение в различных ситуациях.
Стимулирование развития самостоятельности и ответственности.
Участники: дети старшей группы (5-6 лет).
Количество часов: 4 часа.
Количество детей: 8-10 человек.
Предполагаемый результат:
Знают и выполняют правила поведения в экстремальных ситуациях;
Воспитание самостоятельности и ответственности
Обогащение жизненного опыта ребенка.
Итог работы
Работа позволила обогатить жизненный опыт детей, расширить словарь и умение детей участвовать в обсуждении предложенной ситуации.
Работа на всех этапах позволила донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности.
Участие родителей и сотрудников пожарной инспекции повысило значимость проводимой работы, показала актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.
1 Занятие
Ход
Дети заходят в зал. Садятся на стульчики.
- Ребята! Сегодня у нас очень интересная занятие на тему «Огонь наш друг, огонь наш враг»
Входит ребенок (в костюме кошки), плачет.
- Что случилось?
Кошка: - Со мной произошла ужасная история. Вот послушайте: Инсценировка «Кошкин дом»
Кошка:А дома перед печкой
Огонь поджег ковер,
Еще одно мгновенье –
И легкий огонек
Сосновые поленья
Окутал, обволок
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел.
Воспитатель: Вернулся кот Василий,
И кошка вслед за ним
И вдруг заголосили:
- Пожар, горим, горим!
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Как увидели грачи это пламя с каланчи,
Затрубили, зазвонили – тили-тили-тили бом,
Загорелся Кошкин дом! (2 р.).
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух с помелом бежит петух.
Поросенок с решетом, и козел с фонарем.
Тили-тили-тили-бом!
- Вот такая у меня случилась беда: сгорел новый дом от маленькой искорки.
Воспитатель: Оставайся, кошечка у нас на занятии. Мы сегодня как раз будем учиться, как надо действовать в такой ситуации, но самое главное поговорим о том, как предупредить опасные ситуации.
Рассказ воспитателя.
Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились пользоваться силой огня, чтобы согреваться, готовить пищу, заставлять работать машины, но одновременно они узнали и разрушительную силу огня: в пламени гибли люди, сгорали жилища, посевы, скот, целые деревни и города. Огонь не щадит ничего и никого. О том, что огонь из доброго слуги превращается в строгого судью люди слагали пословицы. Как вы, ребята, думаете, почему так говорили:
Дорого при пожаре и ведро воды
Пожар слезой не потушишь
Упустишь огонь не потушишь
Огонь – не вода, охватит – не всплывешь
От малой искры да большой пожар
Не шути с огнем – обожжешься
Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит
Огонь не вода – пожитки не всплывут
(Дети объясняют смысл пословиц)
- Да, ребята, все может сгореть. Давайте с вами поговорим, от чего же может случиться пожар.
Игра ситуаций в картинках
1. В зажигалке или спичке –
Огонечек-невеличка,
Просит: «Поиграй со мной, я ведь робкий и ручной».
Но плохая он игрушка
Подожжет диван, подушку,
Книжки, стол, ковер, обои
И большой пожар устроит.
Воспитатель: Что запомнить мы должны?
Спички детям не нужны!
2. Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нем совершенно забыла
Нагрелся утюг, загорелись штанишки.
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
Воспитатель: Помните дети: пожары бывают
Когда про включенный утюг забывают!
3. Предложил однажды Рома
Фейерверк устроить дома
Из двенадцати ракет
Пока папы с мамой нет
Рома взял ракеты в руки
Я поджег четыре штуки
Не пришлось повеселиться
Оба мы лежим в больнице.
Воспитатель: Обожгли носы и щеки
С фейерверком шутки плохи.
4. Скучно маму ждать с работы
Очень хочется компота
В кухню Юленька вошла
Под кастрюлей газ зажгла
Час прошел - кипит кастрюля
Испугалась наша Юля
Мало сделалось воды –
Так недолго до беды
Воспитатель: Сам к плите не прикасайся
Лучше взрослых дожидайся.
5. Жарко вспыхнула квартира
Плачет маленькая Ира,
Ваня – старший брат – кричит:
«Убегаем, дом горит!»
Ире боязно бежать
Лучше спрячусь под кровать
А Иван не оробел
И сестру спасти успел.
Воспитатель: Теперь малышка точно знает
С пожаром в прятки не играют!
После каждой ситуации воспитатель подводит детей к выводу: Почему нельзя пользоваться спичками, утюгом, фейерверком без взрослых и т.п.
После последней ситуации:
- А как же действовать в опасной ситуации. Давайте вместе с вами будем учиться правильным действиям во время опасной ситуации.
Игра «Разложи по-порядку».
Воспитатель комментирует все опасные ситуации: - Почему надо так поступать?
Физминутка.
Смотрите – руки согнуты в локтях, энергичные движения кистями рук.
Ребята – показать на соседа
Вокруг – обвести руками круг перед собой
Нам – приложить ладони к груди
Огонь – руки согнуты в локтях перед собой, пальцы перебираем быстро
Повседневный друг – наклон головы вправо и влево.
Но – указательный палец перед собой, «Внимание»
Когда мы – развести руками в стороны.
Небрежны – руки свободно болтаются внизу «как плети»
С огнем – то же что и огонь
Он – указать пальчиком перед собой
Становится – постойка «Смирно»
Нашим врагом – руки вытянуты вперед, кисти «скрещены»
- Если у нас случилась беда, то мы, конечно, вызываем 01, приезжают пожарные. А какими качествами должен обладать пожарный?
Физминутка
Игра «Какой пожарный?»
Дети встают в круг, мяч кидает воспитатель, а дети называют качества пожарного: сильный, смелый, самоотверженный и т.п.
Дети садятся
Воспитатель: Замечательными качествами обладают пожарные. Мы ходили с вами в пожарную часть и видели, что пожарный умеет управлять машинами сложными, быстро одеваться в специальную одежду. Давайте, ребята с вами вспомним, чем же занимаются пожарные (тушат пожары, тренируются, занимаются профилактикой пожаров).
Воспитатель: у нас осенью были учения.
Воспитатель:А сейчас я предлагаю поиграть в пожарных. У нас будет 2 команды: «Искорка» и «Костерок».
Мальчики встают в 2 команды.
«Потуши пожар» - мальчик с ведерком бежит оббегая препятствия и выливает воду из ведерка в обруч.
«Учения». Мальчик перепрыгивает из обруча в обруч, оббегает стульчик и возвращается обратно.
- Молодцы, ребята, вы настоящие будущие пожарные.
А сейчас я посмотрю и послушаю как вы научились себя вести во время экстремальной ситуации.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
- Кто услышав запах гари
Сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым
Закричит «Пожар, горим!»
- Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем
- Кто от маленькой сестрички
Незаметно спрячет спички?
Кто из вас шалит с огнем,
Признавайтесь честно в том.
Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
2 Занятие
Игра «Если возник пожар»
Дети стоят в кругу. В руках ведущего (воспитателя) воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.
Если участник игры замедлил с ответом или ответил неправильно, то он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.
Ведущий: Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…
Ребенок: Пожар (передача шара)
Ведущий: Раз, два, три, четыре –
У кого пожар…?
Ребенок: В квартире (Передача шара)
Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…?
Ребенок: Утюг (Передача шара)
Ведущий: Красный отблеск побежал.
Кто со спичками…?
Ребенок: Играл (Передача шара)
Ведущий: Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над…?
Ребенок: Газом (Передача шара)
Ведущий: Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег…?
Ребенок: Листву (Передача шара)
Ведущий: Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…?
Ребенок: Предметы (Передача шара)
Ведущий: Помни каждый гражданин этот номер…
Ребенок: Ноль один (Передача шара)
Ведущий: Дым увидел – не зевай и пожарных…
Ребенок: Вызывай (Передача шара)
3Занятие:
Пожарная викторина
Почему пожарных вызывают по телефону «01»?
Во-первых, номер «01» простой, его запомнит каждый. Во-вторых, этот номер короткий, а вовремя пожара каждая секунда дорога. В- третьих, этот номер легко набрать на диске телефона, даже в темноте.
Что надо делать, когда увидишь пожар?
Немедленно позвать на помощь взрослых, позвонить по телефону в пожарную охрану и уйти подальше от места пожара.
Можно ли оставлять детей одних в закрытой квартире или комнате?
Нельзя, потому что в любом помещении может произойти пожар (от электроприборов, газовых приборов, спичек и т.д.), а дети не смогут выйти.
Почему огонь наш друг? Почему огонь бывает врагом?
Знают все: человек без огня
Не живет ни единого дня!
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг.
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Он становится нашим врагом.
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь.
Если будешь баловаться,
То беды не миновать –
От огня не несдобровать.
Знайте, в гневе он сердит –
Ничего не пощадит.
Уничтожить может садик,
Поле хлебное, твой дом,
И у дома все кругом!
А взметнувшись до небес,
Перекинется на лес…
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда…
Это помните всегда!
Почему нельзя зажигать бенгальские огни и играть с хлопушками возле новогодней елки?
Маленькая искра от бенгальского огня ил хлопушки может попасть на вату или елку и дать начало пожару.
Чем еще опасен пожар, кроме огня?
Иногда страшнее огня дым. Во-первых, в задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Во-вторых, в горячем, ядовитом дыму невозможно дышать. В-третьих, во время пожара люди гибнут, отравившись дымом.
4 Занятие
Экскурсия в пожарную часть совместно с родителями.
Дети вместе с родителями находят загадки и пословицы об огне.
(Изготовление картотеки).
Пословицы и поговорки
Искра мала, а велик пламень родит.
Дерево с огнем не дружит.
Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.
Спичка – не игрушка, огонь – не забава.
Огонь не вода, схватит - не выплывешь.
Не имей привычки в кармане носить спички.
Спичка – невеличка, а огонь от нее – великан.
Пожар слезой не потушишь.
Не играй, кошка, с огнем, лапку обожжешь.
Чтобы с пламенем бороться умело,
надо знать пожарное дело.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Сену с огнем не ужиться.
Загадки.
Все ест, не наестся, а пьет – умирает (огонь)
Он друг ребят, но когда с ним шалят,
он становится врагом и сжигает все кругом (огонь)
Без рук, без ног, а бушует (огонь)
Шипит и злится, а воды боится ( огонь)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова,
Целый час, а может два,
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь (огонь)
Палочка тоненькая, но не игрушка.
Живет в своей коробушке.
В руки детям попадет –
Беду большую принесет (спичка)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А туши его…(водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те …(отнять)
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам –
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все …(убрали)
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с … (огнем)
Необходимые условия:
Материал к занятию
Игра «Опасная ситуация» (алгоритм действий в экстренных ситуациях).
Наглядный материал-плакаты на противопожарную тематику.
Атрибуты для инсценировки «Кошкин дом»
Атрибуты для эстафеты: кегли, обручи, стульчики, ведерки, медальки для награждения.
Памятки о действиях в экстремальных ситуациях (на всех детей).
Занятия проводится 1 раз в неделю. Количество детей в группе – 10-15 человек.
Возраст от 5-6лет.
Предшествующая работа:
Ознакомление с методической литературой по теме.
Чтение детям художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»