Режимные процессы и виды деятельности | Воспитательно-образовательные задачи | Оборудование | Методика организации деятельности | Примечание |
Прием детей (в помещении) | Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущение психологического комфорта. Общение с детьми. Дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга, посопереживать друг другу. Получить информацию о развитии детей, их интересах и других особенностях. Формирование мотивации. Организация планирования детской деятельности. Получить удовольствие от встречи в детском саду. | Все предметы, находящиеся в групповой комнате | Обращаю внимание на внешний вид детей, на то, что пришедшие дети не забывали здороваться, воспитываю у детей культуру общения: разговаривать тихо, не кричать. Слежу, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помогаю ему: предлагаю игрушку, подключаю к играющим детям, уточняю с кем бы он хотел поиграть, даю ребенку поручение. Создаю условия для разнообразной и интересной деятельности детей. Здороваюсь с каждым ребенком и сопровождающим его родителем лично, глядя ему в глаза и обращаясь по имени. Учитывая то, что дети всегда с особым нетерпением ждут того занятия, которое им больше нравится, подготовленные интересные задания и друзей, даю детям возможность заняться чем-то по свободному выбору, на тот промежуток времени, пока идет прием остальных детей, что решает многие поведенческие проблемы. | |
| | | Беседую с Серёжей, Наташей, о том, что видели по дороге в детский сад. | |
| | | Повторяю стихи о весне с Колей, Олей. | |
Дидактическая игра «Закончи слово» | Создать у детей чувство общности, а также создание в группе благоприятного климата. Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры. Формировать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности. Развивать и закреплять сенсорные способности детей. Развивать умение детей делить слова на слоги. | Визуальный ориентир для группового кругового сбора, мячик. | Собираю детей в круг. Слежу, чтобы дети соблюдали установленные ранее правила «Не размахивать руками» и «Не перебивать друг друга». Дети стоят в кругу. Становлюсь с мячом в центре, объясняю правила: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за). Даю Сереже попробовать себя в роли ведущего. Спрашиваю, кто из детей тоже хочет в центр круга. Эмоционально поддерживаю детей, радуюсь вместе с ними. | |
Наблюдение за растением огоньком в живом уголке. | Закрепить и расширить знания о растении, его названии, Закрепить способы ухода, воспитывать интерес. | Комнатное растение огонёк. | Вот нарядный цветок, вот цветок «огонёк». Был он маленький. Будем мы его любить и водичкою поить, Станет он расти, расти, Станет он цвести, цвести И нас радовать. «Огонёк» наш так хорош, и наряден и пригож. - Что есть у растения? - Какие листья? (форма, цвет, величина) - Есть ли цветы? - Пахнут они или нет? (Предлагаю понюхать) - Какого цвета, величины? Рассказываю о растении. Родина растения – тропики, где всегда жарко и влажно. С давних пор это растение широко распространено у нас в России. Бальзамин – одно из наиболее старинных комнатных растений. «Ванька» - русское название. «Мокрый» - названо потому, что в жаркий день с листьев его испаряется лишняя влага, «слезы» эти сладковатые. Огоньком это растение названо за яркую окраску цветов, похожих на «огоньки». Недотрога – после цветения образуется ягода, эта сочная ягода высыхает и превращается в коробочку. Стоит до нее дотронуться, как они лопаются и выстреливают довольно крупными семенами. Отсюда и название. Некоторые виды дикого бальзамина растут у нас на юге, где из его корней получают желто-красную краску – хну. Не только корень, но и цветы, листья выделяют желто-коричневую жидкость, сок. Светолюбивое и влаголюбивое растение размножается семенами, черенками (стеблевыми отростками, показать). Бальзамин не выносит дыма – может погибнуть. - Как ухаживать за растением? (поливать, листья опрыскивать из мелкосетчатой леечки). Предложить детям поухаживать за огоньком. - Сколько названий имеет бальзамин? Какие? | |
Утренняя гимнастика | Снятие остаточного торможения после ночного сна; Обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; Подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам. | Кубики и кегли разного цвета, малый мяч, бубен | Наблюдаю за точным и качественным выполнением движений. Слежу за темпом и ритмом занятия, хвалю детей за самостоятельность и правильное выполнение упражнений. | |
Подготовка к завтраку | Дать знания о том, чем мы питаемся, какие продукты необходимы человеческому организму, что можно хранить в холодильнике. Активизировать словарь за счёт слов: молочные продукты, консервы, баранина, свинина, телятина. | | Провожу беседу на тему: «Чем мы питаемся?» | |
Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды учить доводить начатое до конца, воспитывать трудолюбие. формировать навыки самообслуживания; воспитывать желание оказывать помощь дежурным; | | Проверяю работу дежурных по столовой. | |
формировать КГН (мыть руки перед едой). Проявлять аккуратность в мытье. Научить массажу пальцев, способствующему мелкой моторике, кровообращению рук. Продолжать заботиться о себе, о своем здоровье, напоминать о необходимости гигиены. | | Вместе с детьми иду в умывальную комнату, в процессе умывания слежу за тем, чтобы дети пользовались мылом, самостоятельно засучивали рукава, полотенце складывали аккуратно, вешали его на место, помогали друг другу, если у кого-то что либо не получается. Провожу с детьми веселый массаж рук: - Умывание рук (1,2,3,4,5 мыло положи опять) - Массаж каждого пальца, делаем "перчатки": "Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, Этот пальчик- наш малыш ' А зовут его... (Данилка). - Затем круговые движения рук и манжет. Получились "перчатки". - Смывание (при этом необходимо руки наклонить вниз) - Отжать. Что еще необходимо сделать? Дети: Умыться. Что еще надо сделать? Дети: Высморкаться Для чего? Дети: В носу собираются микробы, поэтому необходимо очистить слизистую носа. |
Завтрак | Закреплять навыки культуры поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. | | Обращаю внимание на правила поведения детей за столом: чтобы кушали не спеша, хорошо пережёвывали пищу. Предлагаю пользоваться салфеткой, напоминаю о том, чтобы благодарили после завтрака. На примере детей, обращаю внимание на правильную осанку. Хвалю тех детей, которые сидят ровно и едят аккуратно. | |
Занятия "Тайны лесных жителей" | Обогащать знания детей о диких животных. Познакомить с их средой обитания. Рассказать о том, как зимуют дикие животные (как питаются, передвигаются, устраивают жилища, защищаются). Научить распознать их по внешнему виду. Развивать познавательный интерес к обитателям леса. Воспитывать любовь и бережное отношение к диким животным. | Большой конверт, маски зайцев, иллюстрации с зайцами. Заранее подготовленные несколько ребят из группы в роли зайцев или приглашенные специалисты на эти роли | Рассказываю ребятам: Ворона мне доставила конверт. Нашла я в этом послании загадки. Если вы ответ найдёте, то друзей приобретёте. – Давайте разгадаем их, может быть тогда мы узнаем, от кого это письмо. Не барашек и не кот Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. Дети: Заяц. Правильно, но как вы догадались? Дети: У зайца летом шубка серенькая, а зимой беленькая. Он специально маскируется, чтобы хищники его не видели, а точнее его враги. А какие у зайца враги? Дети: Лиса, волк и человек. Отгадайте вторую загадку. Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. Дети: Медведь. Почему вы так решили? Дети: Медведи зимой спя в берлогах, а весной просыпаются. Следующая загадка. За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя Промелькнула, пробежала – Нет ни дыма, ни пожара Дети: Лиса. – Лиса рыжая, поэтому она пробежит – как будто что-то горит. Молодцы, мы уже почти всё отгадали. Осталось всего две загадки. Зубовато, серовато, По полю рыщет, Телят, овец ищет. Дети: Волк Последняя загадка. Имеет гнездо на дереве, Прыгает и летает по сучьям, А не птица. Дети: Белка. У неё гнездо в дупле. Да и прыгает она очень хорошо, как будто летает. Так кто же прислал это письмо? Дети: Звери. Ребята, а кто догадался, куда они нас приглашают? Дети: В лес! С вами мы пойдем гулять В лес, зверюшек навещать. Но этот лес – не просто лес, Этот лес – страна чудес. Сейчас за … в затылочек вставайте, На прогулку вы шагайте. (Дети выстраиваются в колонну по одному и идут друг за другом.) Топ-топ, раз, два, три, Ты под ноги не смотри, Голову не опускаем, Весело идем шагаем. Читаем вместе с детьми: Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей томится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь мы свои. Спрашиваю: Это кто там впереди. Прыгают легонечко, Приземляются тихонечко, Прыг-скок, прыг-скок. Дети: Это зайчики-попрыгайчики. Зову зайцев: Зайчишки, идите сюда. Выходят к доске три зайца (дети в масках). 1-й заяц: Здравствуйте , ребята, мы вас видеть очень рады. Я - зайчиха, а это мои зайчата. Рассказываю: Зайцы живут небольшими группами. Они целый день лежат, спрятавшись в каком-нибудь углублении или в норе, а ночью выходят на поиски пищи. 1-й заяц: Когда мы в безопасности, то гуляем и при солнечном свете. 1-й и 2-й зайцы: А спим только днём. Поясняю: Ходит заяц неуклюже, это из-за того, что длинные задние ноги затрудняют передвижение. Зайцы показывают. 1-й заяц: Зато когда мы бегаем, то наши движения быстрые и ловкие. 2-й заяц: Если нужно, то мы можем переплыть даже речку. 3-й заяц: Да не хвастайся! Рассказываю: Зайцы всегда на стороже, всегда готовы убежать. 3-й заяц: Знаете сколько у нас врагов? Дети: Волки, лисы, человек. 3-й заяц: Не только. Но и филин, вороны, рысь, сороки. 2-й заяц: Но мы хорошо бегаем, особенно я люблю бежать в гору, а с горы кубарем. Поясняю: Да, благодаря своим задним ногам, зайцы прекрасно вбегают в гору. На ровном месте легко перескакивают через ручьи и ямы. 2-й заяц: А иногда мы, зайцы, перепрыгиваем с разбегу стены и изгороди высотой 2-3 метра. 3-й заяц: Зимой мы хорошо бегаем по льду, потому что у нас на лапах жёсткие волосы, которые не дают скользить. А ещё мы умеем запутывать следы. 1-й заяц: Сначала побежим мимо нашего дома на некоторое расстояние, потом сделаем прыжок назад и в сторону. Так семь раз сделаешь, а потом никто по следам твой дом не найдёт. Спрашиваю у детей: Ребята, как вы думаете, какие средства защиты есть у зайцев? Дети: Зайцы спасаются бегством. Добавляю: А ещё они меняют шерсть. 2-й заяц: Мы линяем! Маскируемся! Говорю: Но зачем ты подсказываешь? Ай-ай-ай! Зачем зайчата маскируются? Д. Чтобы их не заметили. Например, зимой снег белый – и у зайцев шубка белая. Спрашиваю: Знаете ли вы, почему зайцы получили прозвище «косые»? Дети: Потому что у них глаза косые. 1-й заяц: Ничего подобного. У нас глаза большие, красивые, не косят. Но люди обычн6о видят нас удирающими, а так как шея у нас малоподвижная, то оглянуться мы не можем, вот и скашиваем глаза, чтобы посмотреть, где преследователь. 2-й заяц: Мама-зайчиха, расскажи лучше про нас. 1-й заяц: Хорошо! Детки у нас, зайцев, рождаются хорошо развитыми, с открытыми глазами и покрытые шерстью. Зайчата могут сами чиститься. Кормятся молоком. 3-й заяц: Молоко у мамы очень жирное и вкусное. Очень питательное. 2-й заяц: Да, его хватает на несколько дней. 1-й заяц: Зайчата у меня бывают три раза в год. Добавляю: Первый раз в марте или апреле. 3-й заяц: Настовички. Ребята, почему они так называются? Д. Потому что наст ещё лежит. 3-й заяц: А что такое наст? Дети: Снег иногда покрывается твёрдой коркой. Эта корка и есть наст. Говорю: Правильно. Второй раз рождаются зайчата в июне. Когда колосится рожь, цветёт гречиха. А как вы думаете, как их называют? Д. Колоски, колосочки, гречка. 2-й заяц: Ой, смешно-то как! Ну, почти отгадали, – колосовички или гречишники. Сообщаю: Третий раз рождаются зайчата в августе. 1-й заяц: Листопадинички. Дети: Потому что листья падают. 1-й заяц: Верно. Видите, сколько вы узнали. Хочу поделиться тайной. Считают люди, что я плохая мама. Молоко моё очень питательное. Попив его, зайчата не хотят есть несколько дней. А потом я или другая зайчиха прибежит и покормит их. А знаете ли вы, почему мне приходится так поступать? У нас на лапках есть потовые железы, которые оставляют запах, а по нему хищники легко могут нас найти. У маленьких зайчат нет пока запаха, вот и приходиться оставлять их одних. Но зато будут целы. 2-й заяц: Ой, кто-то сюда идёт, бежим. Зайцы: До свидания! Говорю деткам: Хорошо, что мы с вами встретили зайчат. Вот только жалко, что они не успели нам рассказать о зайцах-русаках и беляках. Про них я вам расскажу. Русак самый крупный из зайцев, живущих у нас. Он буровато-жёлтого цвета, с серыми крапинками. Зимой и летом он одного цвета. Немного он всё-таки светлеет к зиме. Беляк меньше зайца-рысака. Летом он тёмно-рыжевато-коричневый, а зимой – белый. Показываю на доске иллюстрации или фотографии зайцев. Вот видите, сколько мы всего узнали. Обязательно сегодня расскажите о тайных лесных жителей дома. Физминутка Дети встают около стола и выполняют упражнения. Заинька, выходи! Серенький, выходи! Вот так, этак выходи! Заинька, повернись! Серенький, повернись! Заинька, топни ножкой! Серенький, топни ножкой! Вот так, этак топни ножкой! Заинька, попляши! Заинька, поклонись! После выполнения этих упражнений дети садятся на места. Говорю детям: Как быстро пролетело время. А узнали вы что-нибудь интересное? Запомнили? Сейчас проверим. Задаю вопросы: Самый крупный из зайцев в наших лесах. Какое название получили зайчата, родившиеся в июне, когда колосится рожь и цветёт гречиха. Зимой зайцы белые, почему? От врагов спасают … Ответы: Русак. Колосовичок. Маскировка. Ноги. Если мы будем так же внимательны и к другим животным, то узнаем много нового. С кем же мы ещё должны встретиться в лесу? Дети: С волком, лисой, белкой и медведем. Правильно. Но сегодня уже поздно, и мы возвращаемся в группу. Наше путешествие в лес продолжим в следующий раз. Топ-топ, раз, два, три, Ты под ноги не смотри, Голову не опускаем, Весело идем, шагаем. | |
Подготовка к прогулке | закрепить умение правильно и последовательно одеваться. Следить за чистотой одежды и обуви Привить привычку быть опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид Тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, желании помогать устранить их | | Интересуюсь, чем дети хотят заниматься на прогулке. Напоминаю сходить в туалет, слежу за тем, чтобы дети одевались последовательно, оказывали помощь друг другу, следили за состоянием одежды. Наблюдаю за качеством выполнения навыков: отмечаю тех ребят, кто делает все обстоятельно, быстро, но аккуратно, без напоминания | |
Прогулка Наблюдение за почками березы | Продолжать знакомить с берёзой, её особенностями в весеннее время года, воспитывать бережное отношение к природе. | | Организую детей на наблюдение (прошу детей подойти ко мне и встать полукругом). Она весну встречает, серёжки надевает, Накинута на спинку зелёная косынка, А платьице в полоску, ты узнаешь… (берёзку). - О каком дереве говорится в загадке, как вы догадались? - О каком времени года говорится в загадке? - Перечислите признаки весны? Найдите это дерево на участке. - Что произошло с почками? ( Набухли, вот, вот появятся серёжки, т.е. дерево зацветёт). - Что можно увидеть весной на берёзе? (Раны, откуда течёт сок). - Можно ли собирать сок у деревьев? (Нет, нельзя, дерево может погибнуть). Художественное слово. Острою секирою ранена берёза, По коре серебристой покатились слёзы «Ты не плачь, родная, бедная, не сетуй, Рана не смертельна, вылечишься к лету. - Как можно залечить раны у берёзы? (Замазать глиной) - Какие изменения происходят с деревьями весной? (Цветут, набухают почки, появляются листья). | |
Дидактическая игра «Угадай, что где растет» | Уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения; развивать внимание, сообразительность, память. | Мячик | Игра словесная, проводится со всеми детьми. Игровое действие. Дети стоят в кругу. Начинаю игру первая, кидаю кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес. Правила игры. Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Слежу за правильностью ответов, хвалю детей. | |
Подвижная игра «Смелые ребята» (ОВД – бег) | Учить использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры, способствующие развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), координации движений, умения ориентироваться в пространстве. Продолжать учить самостоятельно организовывать с группой сверстников знакомые подвижные игры. Учить справедливо оценивать в игре собственные результаты и результаты товарищей. Использовать подвижные игры для формирования координации движений. Создать положительный эмоциональный настрой. | Шнур для игры | Предлагаю детям поиграть в новую для них игру. Объясняю правила. Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т.д. (Дети отвечают.) Вы смелые ребята? Смелые! Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый? Я! Я!.. Бегите! Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей. Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя. | |
Индивидуальная работа | С Катей, Юлей, Наташей поупражняться в решении арифметических задач. - развивать логическое мышление, внимание, память. С Олей, Димой провести дидактическую игру «Наоборот». - развивать мышление, воображение. С Ирой, Максимом поупражняться в прыжках через скакалку. - развивать координацию движений. | Скакалка | Предлагаю выбранной группе ребят поиграть в математику. В конце хвалю их. Предлагаю Оле и Диме забавную игру, заинтересовываю, хвалю за успехи. Слежу за правильным выполнением задания Ирины и Максима. Говорю, что они молодцы. | |
Трудовые поручения | | Перчатки для уборки | Организовываю труд со всеми детьми по уборке участка от сухих веток деревьев и кустарников. Благодарю детей за помощь. | |
Возвращение с прогулки | воспитание КГН: следить за своим внешним видом, пользоваться расческой, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви. воспитание чувства взаимопомощи. | | Консультируюсь с дежурными, все ли дети повесили свою одежду в шкафчики, почистили ли обувь. У всех ли в порядке внешний вид. | |
Подготовка к обеду | Должна быть выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщательного выполнения навыков, полученных ранее - КГН (мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем, расчесываться, вешать полотенце на место) | | Напоминаю, что перед тем как сесть за стол, нужно вымыть руки. Садиться надо только за накрытые столы. Слушаю дежурных о подготовке к обеду. | |
Подготовка ко сну. Сон | Закреплять навыки аккуратно складывать одежду, Следить за чистотой и порядком, Поддерживать дисциплину | | Напоминаю детям сходить в туалет. В процессе раздевания (подготовки ко сну) слежу, чтобы дети не отвлекались лишними разговорами, играми, добиваюсь тишины, дисциплинированности. Создаю спокойную обстановку в спальне. Воспитываю у детей положительное отношение ко сну. Во время раздевания слежу за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Воспитываю у детей бережное отношение к вещам личного пользования. Обращаю внимание на то, чтобы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, используя при этом приемы одобрения, похвалы, замечания. Помогаю детям удобно лечь в кровать, руки положить поверх одеяла. Предлагаю детям проверить порядок на стульчиках с одеждой, помочь дежурным. | |