Познакомить со старинными названиями зимних месяцев.
Учить определять по признакам зимние месяцы.
Активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
Закрепить знания о свойствах снега, показать как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лед.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, зимних пейзажей, картин; беседа с детьми о времени года, о зимних забавах; чтение художественной литературы о зиме.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в зимнее время года. Но с начала, чтобы не замерзнуть в пути, я предлагаю вам согреться. Давайте возьмемся за руки и образуем круг, посмотрев при этом, кто рядом с вами стоит, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь закройте глаза, вытянете руки вперед и соедините их в центре нашего круга. Представьте себе, что каждый из вас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось много тепла, и мы готовы поделиться этим теплом со всем миром! Потому что мы все вместе – большое яркое солнце, и не какие тучи не смогут нас разъединить. Теперь можно опустить руки и открыть глаза, но эта сила останется с вами до конца нашего путешествия.»
Воспитатель: «У нас есть волшебный экран, с его помощью можно попасть в любой зимний месяц.» (Задает вопросы детям. Слайд 1 )
-Какое время года изображено на экране? (Зима)
-Какая бывает зима (холодная, снежная, морозная, и.д.)
-Какие признаки зимы вы знаете? (Идет снег, становится холодно, дует холодный ветер, день становится короче, и т.д.)
Воспитатель: «Ребята как называются зимние месяцы? Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите зимний месяц.» (Игровое упражнение «Угадай месяц»)
Воспитатель: «Спасибо, что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Ребята, какой из зимних месяцев приходит к нам первым?
Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
На поля и на луга до весны легли снега.
Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.
Только месяц наш пройдет – Мы встречаем Новый Год.» (декабрь)(Слайд 2)
Воспитатель: «Как в народе называют декабрь?» (студень, студеный, хмурый)
Воспитатель: «Почему?» (На улице морозы. Дни хмурые. Студено.)
Воспитатель: «Правильно, на Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Давайте посмотрим на экран. Обратите внимание, какие в декабре деревья, что характерно для этого месяца?»
Воспитатель: «Ребята, посмотрите на наш экран и отгадайте загадку о следующем зимнем месяце. (Слайд 3)
Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Брызнешь воду – упадёт, не вода уже, а лёд.
Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это?» (январь)
Воспитатель: «Как в народе называют месяц январь?» (Лютый, лютовей)
Воспитатель: « Почему?» (В январе ударяют сильные морозы)
Воспитатель: « А еще январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины.»
Воспитатель: «Давайте снова посмотрим на наш экран и отгадайте загадку об еще одном зимнем месяце.(Слайд 4)
Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
По ночам мороз силён, днём капели слышен звон.
То бураны и метели на деревню налетели.
День прибавился заметно, ну, так что за месяц это?» (февраль)
Воспитатель: «Ребята, кто знает, как в народе называют месяц февраль?
Февраль называли лютый. А вы знаете почему? В феврале стоят лютые морозы, вьюжит, выпадает много снега, часто бывают метели.»
Воспитатель: «Ребята, а еще февраль называют снеговей, бокогрей.
Но иногда зимой случаются оттепели (Слайд 5). Посмотрите, на экран с изображением оттепели. Как выдумаете, что такое «оттепель»?
(Сильнее греет солнце, появляются сосульки, подтаивает снег и т.д.)
Воспитатель: «Да, когда пригреет солнышко и с юга налетит ветер, он принесёт к нам оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться в комки. А на крышах появятся сосульки.
А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка – «наст», на дорогах образуется гололедица . На деревьях и проводах появляется пушистая снежная бахрома – изморозь. (Слайд 6) . Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья.»
Воспитатель: «А сейчас поиграем в дидактическую игру «Подбери слова».
Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то сильный мороз, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы постарайтесь ответить.
Молодцы ребята, все явления природы назвали правильно.»
Воспитатель: «А сейчас проведем пальчиковую гимнастику. «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. (Идут по столу указат. и средним пальцами)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («Крошат» хлеб всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (Ведут указ. пальцем по ладони)
А еще в снегу валялись. (Ладошки кладут на стол одной и другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.» («Едят ложкой» суп)
Воспитатель: «Ребята, сейчас я буду показывать на экране изображение, а вы попробуйте подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос – какой, какая?
Воспитатель: « О чем можно сказать: Морозный что? (день, вечер, ветер…)
Холодная что? (погода, зима, ночь, сосулька…)
Снежное что? (дерево, облако, озеро…)
Ледяные что? » (дороги, сосульки, горки…)
Воспитатель: «Ребята, а сейчас, мы с вами проведем опыт. Посмотрите, что стало со снегом, который мы утром принесли в группу? Куда он девался. (Педагог помогает сделать вывод о превращении снега в воду под воздействием тепла.)
Ребята, давайте рассмотрим воду от растаявшего снега. Как Вы думаете, эта вода чистая?
Почему вы так считаете? Что может быть в этой воде? Каким был снег когда мы его принесли в группу?»
(Обобщая высказывания детей воспитатель уточняет: вода от растаявшего снега стала грязной от частичек автомобильных выхлопов, дыма из трубы и того мусора который люди бросают на землю. Помогает сделать вывод о том что даже если снег кажется чистым и белым вода при его таянии получается грязной. Поэтому брать снег в рот небезопасно.)
Воспитатель: «Ребята, подумайте, что произойдет с водой, если ее вынести на улицу? Предлагаю сделать это и проверить свои предположения на вечерней пргулке.»
Воспитатель: «Ребята, давайте поиграем в игру с мячом «Назови ласково». Я буду называть слово и бросать мяч, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок
Мороз- морозец
Ветер- ветерок
Лёд- ледок
Зима- зимушка
Сосулька — сосулечка
Дерево- деревце
Горка — горочка
Холод- холодок
Санки- саночки
Воспитатель: «Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы. (Упражнение «Где это бывает?» картинки изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на).(Слайд 8 и 9)
Где лежит снежинка?
Где висит сосулька?
Где замерз лед?
Где катаются дети?
Где слепили снеговика?
Где стоят санки?»
Воспитатель: «На этом наше занятие закончено, давайте с вами по очереди выскажемся, кому, что больше понравилось в нашем занятии, что нового вы узнали сегодня».