Просмотр содержимого документа
«Конспект по финансовой грамотности "Юные экономисты"»
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности. Задачи: Образовательные: - Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами. - Формировать умения выражать свои мысли и анализировать. - Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом. - Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги. Развивающие: - Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание. - Закреплять умение выполнять математические вычисления. - Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. - Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Воспитательные: - Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность. Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике. Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент. Форма работы: подгрупповая. Организация образовательной среды: Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). Копилка с сюрпризом, конверты с заданиями, математические пеналы, раздаточный материал с заданиями, карандаши простые.
Планируемый результат: Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это количество денег, которое надо отдать. Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Словарная работа: экономика, экономный, потребности, цена, деньги (купюры и монеты). Предварительная работа: Сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НООД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Ход занятия
Приветствие - Ребята я хочу прочитать вам стихотворение. Которое называется. «Три копейки на покупку». Маму в магазин провожает сын, Три копейки он ей даёт: «Вот! Купи мне самолёт. А ещё ружьё, лопатку, Танк, лошадку, шоколадку, Самосвал, тетради, краски, Маски, сказки и салазки! Постарайся не забыть. И на сдачу, можешь даже, И свистульку мне купить…» - Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему? Ответы детей Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению? Ответы детей
Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое Экономика? — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их. - А что значит быть экономным? Ответы детей Воспитатель: Я хочу вас пригласить в школу «ЭКОНОМИКИ». Там мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические задачи. Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, нужно закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 0 всем вместе. - Открываем глаза. Идем за столы, присаживаемся. Вот мы и в школе. Основная часть. Воспитатель демонстрирует копилку. Воспитатель: - Ребята, что это такое? - Для чего нужна копилка? - Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги? Ответы детей Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги? Ответы детей Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители? Ответы детей Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи? Ответы детей Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье? Ответы детей Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги? Воспитатель обобщает ответы детей. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию. Историческая часть
- Как вы думаете, всегда ли существовали деньги? (нет).
- А как же люди совершали покупки в то время, когда денег не было? Как люди обходились без них?
Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные? Ответы детей Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому? Ответы детей Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). Ответы детей Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет)
1)Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль. Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)
2)Мама пошла в магазин за покупками. В кошельке у нее было 10 рублей. Мама купила Маше куклу за 4 рубля, Коле машинку за 3 рубля. Сколько денег осталось у мамы в кошельке после покупок. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 3)
3)Дети выполняют задания на листочках. Разминка «Пальчиковая гимнастика» Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук) 1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный) Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец) На четвертую монетку будем есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак) 2 задание. Задание на доске, картинки
Дети должны найти два разных товара по одинаковой цене..
Дети должны найти два одинаковых товара по разной цене.
3 задание «Дополни фразу» Деньги бывают разными: монеты и бумажные, которые называют банкнотами. Я начну фразу, а вы дополните: - Монета круглая, а банкнота….. (прямоугольная) - Банкнота бумажная, а монета ….(железная, медная, металлическая) - Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит) - Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)
Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием. Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно? Ответы детей Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят? - Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины. Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли) - Как называются наши деньги? (Рубль).
Давайте вначале рассмотрим монету. Посмотрите, что изображено на одной стороне, а что на другой. Правильно, на одной стороне изображен государственный герб, а на другой цифра. Какая цифра изображена у вас? Как вы думаете, какая сторона главная у монеты?
Главной, лицевой частью монеты считается та сторона, на которой изображен герб.
А теперь давайте рассмотрим бумажную купюру. Посмотрите, что изображено на бумажной купюре? На одной стороне десятирублевой купюры изображен мост, а на другой часовня. Посмотрите, есть ли на бумажных деньгах изображение герба? Как вы думаете, где лицевая часть у купюры?
4 задание «Покупки». Двигательная игра Хлопните в ладоши, если можно купить за деньги этот товар. Топните ножкой, если купить это нельзя. Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что садик платит деньги? Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора). Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада? Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель). Воспитатель: Правильно, а как это сделать? Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги). Воспитатель: Если вы это будите делать, то вам удается сэкономить деньги детского сада. Ребята нам пора возвращаться обратно в группу снимаем жетоны, беремся за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10. Итог. Рефлексия. Вам понравилось в школе «Экономики»? Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…». Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз. (Достаю из копилки шоколадные монетки)