Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию речи «Беседа о А.С. Пушкине» подготовительная группа»
Муниципальное дошкольное образовательное
Учреждение центр развития ребенка –
Детский сад №9 «Семицветик»
Конспект НОД по развитию речи
«Беседа о А.С. Пушкине»
подготовительная группа
Подготовила: воспитатель Ортьянова А.А.
г.о. Серпухов 2022г
Конспект НОД по развитию речи
«Беседа о А.С. Пушкине»
подготовительная группа
Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта. Задачи: Обучающие: - Закрепить умения подбирать слова-родственники. - Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие отрывки литературных произведений. - Уточнить содержание сюжета через сложноподчиненные связи в предложениях. - Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением. Развивающие: - Развивать фонематический слух. Повторить жанровые различия произведений – рассказов, сказок. Воспитательные: - Воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, эстетический вкус к литературным произведениям. Предварительная работа. Чтение сказок, беседа о Пушкине, рассматривание иллюстраций, выставки книг Пушкина. Оборудование. Сказки Пушкина, портрет Пушкина, иллюстрации к сказкам. Волшебный сундук с предметами из сказок.
Ход занятия
1. Вводная часть Воспитатель: Послушайте, ребята. Я расскажу вам стихотворение. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...(из стихотворения «Осень»)
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя... (из стихотворения «Зимний вечер»)
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом...(из поэмы «Руслан и Людмила»)
Скажите, ребята: Кто автор этих поэтических строк? Дети: Александр Сергеевич Пушкин
2. Основная часть Воспитатель: Что вы знаете о Пушкине? (Ответы детей) Александр Пушкин — великий русский поэт. Его стихи известны во всем мире. Он родился очень давно (6 июня 1799 года) в большой семье. У него была старшая сестра и младший брат. Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна. Она была очень доброй, и она знала много интересных сказок. Александр Сергеевич Пушкин писал свои произведения и для взрослых, и для детей. Во многих городах есть памятники Пушкину. А в нашем городе – Нижнем Новгороде, именем Пушкина назван театр оперы и балета. Воспитатель: А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами? (В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.) Воспитатель: Какие чудеса вам встречаются в сказках Пушкина?(Волшебная белка. Тридцать три богатыря, злой волшебник Черномор, русалка на ветвях дуба, учёный кот, волшебное зеркальце, царевна-лебедь, золотая рыбка и т. д.) Воспитатель: Посмотрите, в волшебном сундучке рыбка. (Сказка о рыбаке и рыбке.) Рыбка предлагает нам поиграть.
Воспитатель: Посмотрите, в волшебном сундучке лежит яблоко. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях) Как описывает Пушкин яблоко? (Молодое, наливное, золотое, соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь.) Как выражает пёс свое предчувствие беды? (На доске иллюстрации) (Жалко смотрит, грозно воет, Словно песье сердце ноет, словно хочет ей сказать: Брось! Лает, к старухе не пускает, он лесного зверя злей.) Как выражает царица свое хорошее настроение, после того, как зеркальце ответило, что царица всех милее, всех румяней и белее? (На доске иллюстрации) (А царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.)
Игра «Потому что… » Лебедь исполняла желания Гвидона, потому что …. (он спас лебедь от погибели) . Гвидон превратился в комара, потому что… .(ему захотелось попасть в дом отца Салтана). Комар (Гвидон) укусил Бабариху, потому что ...(она не хотела пускать царя Салтана навестить чудный остров с князем Гвидоном). Все удивлялись чудесной белке, потому что... (она пела песенки, грызла золотые орешки, а внутри орехов были изумруды). Князь Гвидон превратился в муху, потому что... (ему снова захотелось побывать в доме отца и услышать, о чем там говорят). Князь Гвидон попросил лебедь исполнить еще одно чудо, потому что… (хотел, чтобы царь Салтан узнал о чуде и приехал в гости к сыну Гвидону). Лебедь превратила Гвидона в шмеля, потому что (хотела исполнить желание Гвидона навестить отца Салтана).
Физкультминутка Ветер по морю гуляет (поднимают руки вверх) И кораблик подгоняет (помахивают руками) Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок) На раздутых парусах (опускают руки) Мимо острова крутого (садятся на корточки) Мимо города большого (встают) Пушки с пристани палят (хлопают в ладоши) Кораьлю пристать велят (топают ногами) (повторить 2 - 3 раза)
Игра «Различай звуки Л – ЛЬ» Начало, середина, конец. Твердый, мягкий. Салтан, лебедь, Балда, Елисей, белка, Соколко, Чернавка, солнышко. Вариант: Р –РЬ. старуха, Черномор, царевна, царь, рыбка, богатыри, коршун, дворянка, царица, ветер. Воспитатель: А сейчас я хочу попросить вас рассказать эпизоды сказок по иллюстрациям. Что такое эпизод? Что такое иллюстрация? (Ответы детей) На доске иллюстрации к сказкам. По желанию дети пересказывают отрывки. Можно пересказ по парам. Индивидуально. Один начинает, а другой продолжает. Уточнение после пересказа.
3. Заключительная часть Воспитатель: Нравятся ли вам сказки Пушкина? Чем каждому нравится? Какая любимая сказка у Кирилла? Чему учат нас сказки Пушкина? Мы все будем учиться у Пушкина всю жизнь, даже когда станем взрослыми.