Комплексный перспективный план по социально – эмоциональному развитию (средняя группа)
Тема | месяц | Цель | Занятия, методы и приёмы. | Методы и приёмы вне занятия | Домашнее задание для родителей. |
Уверенность в себе | Сентябрь | Развивать представление о своём внешнем облике. Учить любить себя и свой организм. Знакомить с отличительными особенностями других детей. | 1.Разгляди себя в зеркале. Разыгрывание ситуации. Беседа. Рисование. 2.Чем отличаемся и что общего. Разыгрывание ситуации. Беседа. | Игры: «Переходы», «Радио», «Зеркало» Психогимнастика «Фотограф» Худ. лит-ра: потешка «Водичка, водичка умой моё личико…» Разыгрывание ситуаций: «Мы разные», «Мишка и кукла спорят». | «Рисуем ладошки всей семьи» |
Октябрь | Учить изменять свою внешность в соответствии с воображаемым образом. Развивать воображение. Учить определять вкусы и предпочтения детей в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других людей. | 1.Представь и вообрази себя другим. 2.Твоя любимая еда. | Игры: «Дизайнер», «Что было бы , если бы…», «Семечко в цветочек», «Торт», «Поварята» Психогимнастика «Вкусные конфеты» Худ. лит-ра: Корней Чуковский «Мойдодыр» Г. Бойко «Овощи», Ю. Тувим «Пирог» Разыгрывание ситуаций: «Оденем куклу на прогулку», «Праздник именинников» | «Конфета моей мечты» |
Ноябрь | Определить вместе с детьми их предпочтения по отношению к животным, Воспитывать любовь к животным. Учить детей выбирать игры и игрушки. Поднять эмоциональное настроение детей. | 1.Животное, которое тебе нравится. Беседа. Аппликация. Игра. 2.Твоя любимая игрушка. | Игры «Бывает, не бывает», «Доброе животное», «Детский футбол», «Магазин игрушек» Психогимнастика «Любящие родители», « Новая кукла» Худ. лит-ра : «Загадки о животных», Е Чарушин «Лиса», «Кто как живёт», «Про зайчат», Г. Снигирёв «Медвежонок», И. Плакадина «Игрушки». Разыгрывание ситуаций: «Бедный котик заболел - ничего с утра не ел». | «Мастерим игрушку-зайчика» |
Мир эмоций | месяц | цель | Занятия. Методы и приёмы | Методы и приёмы вне занятия | Домашнее задание для родителей |
Декабрь | Определить вместе с детьми, что они считают красивым, а что страшным. Помочь детям понять, что все люди разные отличаются друг от друга. Развивать представление детей о том, что вкусы и мнения бывают разные. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | 1.Красивый,страшный. 2.Обычный - странный. Разыгрывание ситуации Словесная игра Беседа | Игры: «Зеркало», «Семья леших», «Интересная походка». Психогимнастика «Таня плакса», «Разные настроения». Худ. лит-ра: В. Бианки «Подкидыш», Г. Цыферов «Пугало», сказка «Чьи руки краше», В. Кудрявцева «Тяпы-ляпы», Плещеев «Внучка», С. Маршак «Вот какой рассеянный» Просмотр мультфильма «Котёнок Гав» Рассматривание иллюстраций с изображением костюмов 18-19в. Разыгрывание ситуаций: «Поспорили лягушонок и цыплёнок», «В гостях у розового слонёнка» | «Весёлое солнышко». |
Январь | Знакомить с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями, активизировать использование в речи название эмоций Помочь понять причины грустного настроения (печаль, горе) учить детей соотносить настроение с мимическими реакциями. | 1.Грусть, радость, спокойствие. 2.Печаль,горе. | Игры: «Разноцветная вода», «Дружба начинается с улыбки», «Скажи по-другому», д/и «Фоторобот» Психогимнастика «Золотые капельки», «Цветок», «Ой,ой живот болит» Худ. лит-ра: Армянская песенка «Ласточка» А. Кочергена «Лягушки», К. Чуковский «Федорино горе», «Краденое солнце», Л. Толстой «Птичка», Б. Заходер « Кискино горе» Разыгрывание ситуаций: «Кукла накрывает на стол», «Кукла упала». | Аппликация «Грустный, весёлый» |
Февраль | Помочь понять, что такое злость. Учить детей доброжелательно относиться к сверстникам. Учить справляться со своими страхами. Формировать умение рассказывать о своих чувствах. | 1.Злость 2.Страх | Игры: «Уходи злость, уходи», «Ругаемся овощами», «Моё настроение», «Рисуем страх», д/и «Волшебный кубик» Психогимнастика: «Король Боровик», «Сердитый дедушка», « Гроза» Худ. лит-ра : А. Толстого «Приключение Буратино», сказка « Три поросёнка» В. Вересов «Братишка», сказка «У страха глаза велики», Л. Толстой « Страх», сказка «Пых» Разыгрывание ситуаций: «Котята не поделили клубочек», «Почему кукле Маше одиноко» | «Художники натуралисты» |
Социальные навыки | Март | Развивать представления о дружеских отношениях. Воспитывать желания, поддерживать друг друга. Расширять элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения. | 1.Друзья 2.С кем ты хочешь дружить | Игры: «Ты мой лучший друг», «Салочка – выручалочка» , « Вежливый ребёнок», д /и «Узнай настроение» Психогимнастика «Маме улыбаемся» Худ. лит-ра : корейская сказка «Братья», Э. Хогард «Мафин и его весёлые друзья», Л. Толстой «Шли по лесу два товарища», сказки «Колосок», «Зимовье» Разыгрывание ситуаций: «Друзья», «Как лисёнок забыл о друге», «Одна морковка на двоих» | «Сделай с папой подарок маме» |