Музыка является одним из самых ярких средств в решении воспитательных и развивающих задач в процессе образования детей дошкольного возраста. Любое занятие дополненное музыкальным содержанием становится более интересным , а значит и доступным для ребёнка. Музыкальное воспитание в соответствии с новыми государственными требованиями должно быть интегрировано и осуществляться во взаимодействии со всеми образовательными областями. Действительность социально-культурной ситуации вокруг нас это -
загрязнение окружающей среды
гиподинамия,
неполные семьи и дефицит общения со взрослыми
чрезмерные шумовые и информационные нагрузки
разрушающе действует на психику детей и как следствие приводит к очень частому нарушению речевого развития ,координации движений , ориентировки в пространстве и к общему не до развитию малышей.
Логоритмика– это система музыкально - двигательных упражнений ,специального речевого материала и музыки .
Музыка ,движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его речевую деятельность, положительно влияют на личность. Ритм речи формирует движение , тренирует координацию и развивает мелкую моторику .
Важно то, что бы всё происходило в игровой форме неосознанно , естественно . Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в детском саду – является одной из основных целей современного образования в том числе и на музыкальных занятиях . Сама логоритмика , как методика коррекции речевых нарушений , появилась давно. Ещё в начале XX века. Сначала использовалась в работе с заикающимися дошкольниками, потом при коррекции афазии. В 60-е годы Г.А. Волковой разработана система логоритмического воздействия для всех форм речевой патологии, кроме нарушений письма. В настоящее время появилась необходимость использовать некоторые её элементы в повседневном образовании в качестве профилактики и в форме адаптированной моделилогоритмики к традиционной программе музыкального воспитания.
Речь ребёнка формируется постепенно, к 5-ти годам ребенок должен овладеть не только четким произношением всех звуков, но и справляться с несложными ритмическими структурами речи. Недостатки ритмического развития корректируются, поэтому вводить элементы логоритмики в занятия можно начиная со среднего дошкольного возраста. На музыкальных занятиях необходимо использовать дифференцированный подход к средствам логоритмики. Комплексные музыкально – ритмические задания и упражнения, способствуют развитию музыкально- ритмического слуха, тренируют речь и координацию движений . Музыкально– ритмический слух формируется, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, поэтому необходимо большое внимание уделять вопросу развития двигательных навыков дошкольников в том числе и средствами логоритмики. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления и коммуникативных качеств .
Занятия с элементами логоритмики для дошкольников содержат :
Речедвигательные игрыдля развития всех видов моторики у детей.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастикапомогают снимать излишний мышечный тонус и развивают мелкую ручную моторику.
Гимнастику с элементами логоритмики позволяет почувствовать и развить определенные группы мышц, необходимых для развития координации, пространственной ориентировки .
Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Аэмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие эмпатии и коммуникативных навыков
Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая при этом не только основные музыкально-ритмические навыки, но и корректируя нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.
В заключении необходимо подчеркнуть, что на музыкальных занятиях возможно использование только элементов логоритмики , так как к полноценным занятиям логоритмики как и к традиционным занятиям предъявляются определённые требования .Их целесообразно проводить фронтально, продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей .
.
целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста
Средства логоритмики:
1. Ходьба и маршировка.
2. Упражнения на дыхание.
3. Упражнения на развитие голоса и артикуляцию.
4. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
5. Упражнения, формирующие чувство темпа и ритма.
6. Упражнения в игре на музыкальных инструментах.
7. Упражнения для развития творческой инициативы.
8. Пение.
1. Ходьба в сочетании со словом:
Лёд да лёд, Скользкий лёд,
Лёд да лёд, Скользкий лёд,
А по льду но пингвин не упадёт.
пингвин идет.
На равновесие:На носках:
Цапля важная, носатая, Маме надо отдыхать,
Целый день стоит как статуя. Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я её не разбужу.
На пятках:
Тук, тук, тук,
Тук, тук, тук.
Моих пяток слышен стук.
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут.
2.Упражнения на дыхание в сочетании со звуками:
На выдохе произносятся С, Ш, Ф – можно гласные, слоги.
3. Работа над голосом:
1. Чтение стихов с музыкой, без музыки, с изменением в высоте голоса, проговаривание громко и тихо
2. Артикуляционные упражнения, пение распевок на слоги (ба-ба, би-би, ду-ду, ку-ку и т.д.)
3. Пение с пальчиковой гимнастикой.
4. Упражнения регулирующие мышечный тонус.
(Сюда входит понятие «Форте», «Пиано» )
Упражнения с бубнами, флажками и т.д.
1. сидя – «Форте» - ударяют ладонями об пол.
«Пиано» - хлопки перед собой.
2. с бубнами – «Форте»-удар в бубен, «Пиано»-легко встряхивают.
3. с флажками – «Форте»-идут и машут, «Пиано»-опускаются на колено.
4. «Форте»-марш, «Пиано»-кружение.
5. Упражнения для развития чувства музыкального темпа.
(скорость исполнения) Нормализация темпа помогает восстановить правильный речевой темп.
1. «Летят самолёты» - бег; «Марш»
Чувство ритма имеет большое значение в развитии речи, усваивается ритмический контур слова, понимается его смысл. В ритмических упражнениях обязательно включается речь. Это работа над звуком, мимикой, жестом (просодия речи).
2. Пение распевки, песни с прохлопыванием, с жестами, игра на ДМИ, протопывание ритма.
6. Игра на ДМИ - способствует развитию кисти руки (металлофон, ксилофон); развитию дыхания (дудочка), развитию слуха, голоса, артикуляции.
7. Игры на развитие творческой инициативы – развивают воображение и фантазию детей, координацию движений, слуха и голоса..
1. Этюды для передачи образов (мимика, жесты, пластика движений) : «Мишки»,
- складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе и с усилием прижимают их друг к другу. То же упражнение делают для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца. Для каждой руки 20 раз.
- Потом массируем виски, что улучшает кровообращение и способствует работе памяти.
2. Ежедневные упражнения для активизации мыслительных процессов.
- сгибание пальцев перед лицом:
а). на высоте глаз складывают руки ладонями;
б). схватывают кончики пальцев правой руки пальцами левой руки;
в). теперь схватывают пальцы левой руки.
- прогибание пальцев:
а). перед грудью складывают руки ладонями;
б). разом и быстро развертывают все пальцы друг от друга;
в). все пальцы прижимают друг к другу внутрь;
г). Направив кончики пальцев к себе (поворачивают), повторяют указанные движения.
- сгибание и разгибание пальцев:
а). поднимают руки ладонями к себе;
б). сгибают все пальцы один за другим, начиная от большого пальца правой руки.
3. Упражнение для снятия нервной усталости, раздражения, эмоционального напряжения.
- катают орех круговыми движениями между ладонями, прижимая его с усилием.
- катают орех на тыльной стороне руки, прижимая его ладонью другой руки.
- держа два ореха в каждой руке, делают орехами круговые движения в каждой ладони
одновременно в течении 3 минут. В правой ладони - по часовой стрелке, в левой-
против часовой.
- легко и тщательно массируют кончик мизинца кончиками пальцев другой руки.
Игры-упражнения:
«Пальчики-конькобежцы» - пальчик скользит о пальчмк.
«Пальчик-бубен» - отбиваем такт.
«Пальчики-зайчики» - все пальцы встречаются с мизинцем –« зайчики запутывают следы».
«Пальчики танцуют «Вальс-шутку» - поочередно закрываем пальцы, затем открываем.
«Пальцы встречаются, здороваются» - поглаживаем пальчик о пальчик.
«Загибалочка»
Раз-два-три-четыре-пять (пять хлопков в ладоши)
Будем пальцы загибать: (четыре хлопка в ладоши)
Вот большой, вот указательный (одновременно загибать на обеих руках сначала большие
пальцы, затем – указательные)
Будьте вы теперь внимательны!
Средний мы сейчас загнем (загнуть средние пальцы)
Безымянный позовем. (то же – безымянные)
И мизинчик – молодец (загнуть мизинцы)
Опустился, наконец.
Получились кулачки- (вращение кулачков)
Застучали молотки: (постучать кулачком о кулачок)
Тук-тук-тук-тук!
Вот послушайте свой стук! (повторить последние строчки про себя, простучать
ритм возле уха)
Ёжик
Добрый ёжик жил под ёлкой, (пальцы сцеплены в замок)
Проверял свои иголки, (поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинца)
Чистил и точил, как ножик:
Защищаться должен ёжик! (пошевелить сцепленными пальцами).
Волна
На морях бывают штормы, (волнообразные движения сцепленных рук перед собой)
Там большие ходят волны,
Выше дома, выше крыш, (увеличить амплитуду «волн»)
Пароход им – как малыш! ( максимальные «волны» сцепленными руками)
Комплекс для детей 3-х лет. Комплекс для детей 4-х лет
1. «Похлопаем» 1. «Подметаем!»
Похлопаем в ладошки, Подметаем, подметаем,
Похлопаем немножко, С пола мусор собираем!
Похлопаем в ладошки. («метут» расслабленными кистями рук)
Очень хорошо!
(хлопают) 2. «Шлеп-шлеп!»
Шлеп да шлеп ладошкой
2. «Пальчики» Шлепаем немножко!
Пальчики попляшут, (шлепают ладонями по коленкам)
Пальчики попляшут
У маленьких ребят! 3. «Винтики»
(пальчики «пляшут») Закручиваем винтики
Закручиваем гайки.
3. «Молоток» Должны держаться крепко
Тук-тук молотком. И стол, и табуретка!
Мы построим птичкам дом! («закручивающие» движения тремя (стучат кулачком о кулачок) пальцами)
4. «Барабан» 4. «Киски»
Бум,бум, барабан, А теперь мы будем киски,
Что за шум и что за гам? К нам не подходите близко!
Тянуть уши за верх вверх (браться крепко, до боли) – 4 раза,
За середину – в стороны – 4 раза,
За мочку – вниз – 4 раза,
Свернуть в трубочку – 4 раза.
Руки крест-накрест и тянуть за мочки вниз
Артикуляционная гимнастика
4 раза легко прикусить кончик языка.
4 раза высовываем язык до отказа, слегка прикусываем.
4 раза покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами.
4 раза – сделать круг языком – «чистим зубы» (рот закрыт)
4 раза упереться языком в щёки, в нижнюю губу, вверх, как будто хочешь проткнуть.
Пощелкать (изменяя высоту звука, форму рта).
Выстроить унисон щелчками.
Надуть щёки и втянуть (чмокнули).
Закусить коренными зубами внутреннюю поверхность.
Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»
Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать.
- рот закрыт (губы сомкнуты)
В одну щечку постучал, в другую -
- «проткнуть» язычком щеку, другую.
Не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щёчку, а потом другую.
- повторить предыдущие
Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем нижнюю губу.
- «проткнуть» сначала верхнюю губу, затем нижнюю.
В это время ротик зевнул и проснулся.
- зевнуть
Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать.
- покусать кончик языка.
«Что вы делаете, почему меня кусаете?» - возмутился язычок. А зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать язычок сначала с одной стороны
- пожевать язык боковыми зубами
А потом с другой стороны.
- пожевать язык с другой стороны
И с правой,
- пожевать с правой стороны
И с левой стороны язык оказался невкусным.
- пожевать с левой стороны
Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать.
- покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
Язычок спрятался за зубками. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу,
А зубки все не унимались. Они попытались откусить кусочек щеки.
- закусив изнутри щеку боковыми зубами.
Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может от того, что сегодня ещё никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние,
- провести языком между губами и верхними зубами, как очищая их.
Затем нижние зубки
- провести языком между губами и нижними зубами
И ещё раз верхние и , конечно, нижние зубки.
- повторить движения языком.
Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок. Мы больше не станем тебя кусать»
- обнажить зубы, растянув губы в улыбке.
« Моя кукла»
Дети два раза хлопают в ладоши и два раза по коленям( сидя на стульчиках)
Мы с ребятами играли
Кукол дружно называли
Моя кукла ( называет своё имя )
А твоя ?...
Моя кукла (Имя)
А твоя ?
Распев на два звука, в миноре или мажоре
«Робот»
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандировано и четко.