Просмотр содержимого документа
«Комплекс психогимнастики (по М.И. Чистяковой и Е.А. Алябьеву).»
КОМПЛЕКС ПСИХОГИМНАСТИКИ
(по М.И. Чистяковой и Е.А. Алябьеву)
Упражнение «Цветок» ( на выражение эмоций)
Текст: «Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем».
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны- цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Упражнение «Гном устал» ( на выражение внутреннего состояния)
Маленький гном несет на плече большую еловую шишку, он останавливается, положил шишку у своих ног и говорит:
«Я так устал, я так устал,
И от усталости своей,
И я от тяжести своей
Чуть на дороге не упал».
Звучит музыка Д.Г. Тюрка «Я так устал».
Выразительные движения: стоять, руки висят вдоль тела; плечи опущены.
Упражнение «Золотые капельки» (на снятие напряжения)
Текст: « Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым.
Ребенок подставил лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь».
Во время этюда звучит музыка Д. Христова «Золотые капельки».
Выразительные движения: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.
Упражнение «Шалтай-Болтай» ( на расслабление мышц)
Текст:« Шалтай-Болтай висел на стенеШалтай_Болтай свалился во сне».
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
( 2-й вариант: при наклоне тела вниз в самом конце упражнения можно упасть на пол, на мягкий ковер или физкультурный мат).
Упражнение «Насос и мяч» (на расслабление-напряжение мышц)
Играет вся группа детей. Один ребенок – насос, вся группа- мяч.
Все дети берутся за руки, став в круг, а один ребенок выходит за этот круг и делает движение руками прикосновения к этому кругу, имитируя движения насоса в руках.
«Мяч» стоит обмякнув всем телом, дети на полусогнутых ногах ( или стоят на коленях с опущенной головой и плечами), руки и шея расслаблены. «Мяч сдут»
Ребенок-насос начинает надувать мяч (сопровождая движением рук), дети произносят звук «с». С каждой подачей воздуха мяч распрямляется. Все дети вдыхают порцию воздуха и громко произносят звук «с», распрямляют плечи, поднимают головы, встают с колен, растягивают круг. « Мяч надут». При звуке ребенка- насоса «ш», «мяч» начинает качаться, дети дергают руками, ногами, сужают круг, опускают плечи руки, головы, полусгибают колени( или становятся на колени, приседают на ноги). «Мяч сдут».
Упражнение « Холодно-жарко» ( на снятие психомышечн. напряж.)
Текст: «Мама медведица ушла. Подул сильный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки- греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Подняли лапки кверху, нежатся в тепле довольные. Опять подул северный ветер.
Повторить игру 2-3 раза.
Упражнение « Игра с шишками» ( на снятие психомышечн.напр.)
Текст: « Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела- лапки отдыхают. Медвежата снова собирают шишки с земли и с большим усилием раздавливают их своими лапками.
Повторить игру 2-3 раза.
Упражнение « Остров плакс» (на выражение эмоций)
Текст: «Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни только Плаксы. Все дети изображают плачущих, Один ребенок ходит между детьми и старается всех по очереди успокоить, но дети отталкивают его и продолжают реветь.
Во время этюда звучит музыка Д. Кабалевского «Плакса».
Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.
В конце этюда предлагается вставить элемент смехотерапии «Вот так не ожидали!»
Упражнение «Король Боровик не в духе» (на выражение эмоций)
Ведущий читает стихотворение, а ребята действуют согласно тексту.
« Шел Король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духу:
Короля покусали мухи» ( В. Приходько)
Упражнение « Разные настроения» ( психол. разрядка)
Взрослый читает стихотворение Е. Юдина «Вот какой малыш», а ребята изображают мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.
« Ох, как плачет малыш-
Что медведь рычит.
А смеется малыш-
Что ручей журчит.
А уж слезы текут-
Будто дождик льет.
Улыбнется малыш-
Будто солнце взойдет. Вот какой малыш!»
Будь внимателен!
Дети шагают под «Марш» С.Прокофьева.
Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети
должны начать прыгать, на слово «лошадки» — как бы
ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» -
бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на
одной ноге.
Слушай хлопки!
Играющие идут по кругу.
Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны).
Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу).
На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Зеваки
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры. Музыкальное сопровождение: Э. Жак-Далькроз. «Марш».
Четыре стихии
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух»—поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Запомни движения Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.